Формированию фонетической стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования. Поступление в школу является значимым этапом в жизни, как здорового ребенка, так и ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и серьезно влияет на социальную ситуацию детского развития.
Актуальность проблемы подготовки детей с ОВЗ, и в частности с ТНР, к овладению письменной речью обусловлена тем, что в реальной практике обучения первоначальным навыком чтения и письма дошкольников с ТНР обнаруживаются серьезные проблемы. Основной причиной их возникновения является то, что при формировании фонетической стороны речи не в полной мере учитывается специфика функционирования и дальнейшего развития письменной речи. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья позволяет своевременно предотвратить, либо смягчить не только первичные, но и вторичные по характеру нарушения, связанные с отклонениями в психическом развитии и взаимодействием с окружающим миром [1, с.98].
Необходимо отметить, что дети с системными нарушениями речи составляют группу риска по возникновению нарушений письменной речи (дислексия и дисграфия). Для предупреждения такого рода нарушений, дети с ТНР должны овладеть необходимыми предпосылками к овладению первоначальными навыками чтения и письма в рамках коррекционно-развивающей деятельности [2, с.112].
Цель коррекционно-развивающей деятельности – создание условий для предупреждения нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с ТНР, обеспечивающих необходимый и достаточный уровень подготовки к усвоению образовательных программ начального общего образования с учетом их психоречевых и индивидуальных особенностей.
Задачи коррекционно-развивающей деятельности:
- раннее выявление нарушений письменной речи;
- формирование основ грамоты;
- предупреждение специфических нарушений в овладении письмом и чтением;
- формирование предпосылок к учебной деятельности;
- развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы;
- организация совместной деятельности с родителями воспитанников;
- организация совместной деятельности с педагогами ДОО.
Структура коррекционно-развивающей деятельности состоит из 3 направлений, в которых раскрываются основные задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР:
1 направление - диагностическая работа, которая обеспечивает своевременное и раннее выявление предрасположенности детей к нарушениям письменной речи;
2 направление – коррекционно-развивающая работа, которая обеспечивает своевременную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ТНР, способствует предупреждению нарушений письменной речи;
3 направление – информационно – просветительская работа, которая направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с предупреждением нарушений письменной речи у детей с ТНР, их родителям и педагогическим работникам.
Диагностическая работа проводится по методике раннего выявления А.Н. Корнева [3, с.153]. Диагностика проводится 3 раза в год (стартовая, промежуточная, итоговая). После диагностики выводится график динамики на каждого ребенка.
Коррекционно-развивающая деятельность организуется в виде индивидуальных, групповых и подгрупповых форм коррекционно-развивающей деятельности и закрепляется воспитателями в режимных моментах.
Основное содержание коррекционно–развивающей деятельности по формированию фонетической стороны речи у детей с ТНР представлено 3 периодами.
1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь):
- Совершенствование навыка различения речевых и неречевых звуков.
- Совершенствование навыка определения источника звука.
- Различение звуков, далеких и близких по звучанию.
- Формирование понятий звук, гласный звук, согласный звук. Формирование понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
- Формирование умения различать на слух гласные звуки, выделять их из ряда звуков, из слова (начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный гласный звук.
- Формирование умения различать на слух изучаемые согласные звуки по признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость в ряду звуков, слогов, слов; подбирать слова на заданный согласный звук.
- Формирование навыка анализа и синтеза звуковых сочетаний, например: ау, уа.
2 период (декабрь, январь, февраль):
- Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
- Дальнейшее совершенствование умения различать гласные и согласные звуки.
- Сформировать представление о слогообразующей роли гласных звуков.
- Формирование умения различать на слух согласные звуки по признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость в ряду звуков, слогов, слов.
- Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков (ах, хо, уха, ухо).
3 период (март, апрель, май):
- Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
- Закрепление представления о слогообразующей роли гласных звуков.
- Совершенствование умения различать на слух согласные звуки по месту образования, по глухости-звонкости, твердости-мягкости в ряду звуков, слогов, слов.
- Совершенствование умения определять место звука в слове.
- Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук, слов со звуком в определенной позиции (начало, середина, конец слова).
- Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков (ах, хо, уха, мак, кит, кот).
Информационно-просветительская работа предполагает тесное взаимодействие учителя логопеда с педагогами и родителями. Формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей:
а) фронтальные: родительские собрания, круглые столы, мастер-классы, дни открытых дверей и др.
б) индивидуальные консультации.
Таким образом, целенаправленная коррекционно-развивающая деятельность по формированию фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста с ТРН может оказать существенное влияние на качество готовности детей к обучению в школе и должно осуществляться не только силами специалистов в рамках коррекционно-развивающей деятельности, но и в семье.
Библиографический список
- Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2 Ч. Первый год обучения (старшая группа) – . М: Альфа, 2013. – 367с.
- Развитие фонематического анализа и синтеза. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 2014. – с. 112-129.
- Нарушения чтения и письма у детей : (диагностика, коррекция, предупреждение) : учеб.-метод. пособие / А. Н. Корнев. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : МиМ, 2017. – 284 с.