Если рассматривать понятие «технология» в контексте профессиональной культуры педагога, то необходимо выделить технологию педагогической деятельности, которая представляет собой систему способов, средств, приемов воспитательной и учебной деятельности [3, 8]. Значит, технологический компонент раскрывает такие важные элементы педагогического процесса, как применение педагогической техники, актуальных образовательных и информационных технологий, культуру общения, методы взаимодействия педагога с обучающимися и остальными участниками образовательного процесса.
Технологический компонент реализуется в процессе решения разнообразных педагогических задач, например, по постановке целей, планированию, организации, анализу, оценке, коррекции образовательной деятельности [4, 720]. Они соответствуют определенным требованиям, реализуя которые, педагог осуществляет педагогические действия.
В целях рассмотрения технологического компонента, а именно разнообразных видов действий, осуществляемых педагогом, необходимо проанализировать сущность и классификацию педагогических задач.
Педагогические задачи – результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике [5].
Их можно разделить по временному признаку на стратегические задачи, отражающие исходную цель воспитания и обучения и конечный результат, перерастающие в следующий вид – в тактические задачи, которые направлены на планирование деятельности, диагностику ее результатов и управление деятельностью конкретных обучающихся, а также оперативные задачи, возникающие у педагога в конкретный период времени.
Учитывая особенности построения педагогической деятельности, логическую последовательность её этапов, выделяют следующие виды педагогических задач [6]:
- конструктивно-прогностические: направлены на построение целостного образовательного процесса, планирование и конструирование деятельности, прогнозирование результатов действий и педагогического развития;
- аналитико-рефлексивные: анализ и рефлексия педагогической деятельности, образовательных отношений, актуальных проблем, самоанализ педагога и самосовершенствование;
- организационно-деятельностные: реализация многообразных вариантов учебно-воспитательного процесса, сочетание различных видов деятельности, организация индивидуальной и групповой работы обучающихся, деятельность самого педагога и его коллег;
- коррекционно-регулирующие: обеспечивают непрерывность профессионально-педагогической деятельности, адаптацию к внешним явлениям и их преодоление, регулируют взаимодействие педагога с другими участниками образовательного процесса;
- оценочно-информационные: отвечают за сбор, обработку, хранение и оценку информации в сфере педагогики и ее развитии.
Педагогическая технология, раскрывая педагогические приемы, показывает направленность деятельности педагога, что выражает суть профессионально-педагогической культуры, которая, в свою очередь, регулирует, сохраняет, отражает и развивает педагогическую реальность.
Библиографический список
- Бебешко Е.С. Формирование технологической культуры учителя в условиях динамично меняющейся образовательной среды // Цифровое общество: психологический и педагогический аспекты: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2020. С. 17-20.
- Везетиу Е.В. Технологическая культура учителя в структуре профессионально-педагогической культуры // Педагогический вестник. 2019. № 6. С. 11-13.
- Гудина В.Ю. К вопросу о профессионально-педагогической культуре педагогов // Развитие современного образования: от теории к практике : материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Чебоксары, 6 сентября 2019 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. С. 7-10.
- Ибрагимова И.Н., Рубцова Е.Т. Технологическая культура как составная часть компетентностной модели подготовки педагога // Наука и образование: новое время. 2019. № 1 (30). С. 716-723.
- Национальная педагогическая энциклопедия. URL: https://didacts.ru/termin (дата обращения: 20.08.2022).
- Якушева Г.И., Науменко Н.М., Шаврыгина О.С. Решение педагогических задач как средство профессионального становления будущего учителя // Kant. 2018. №2 (27).
Количество просмотров публикации: Please wait