В настоящее время наиболее актуальная задача современной образовательной организации состоит во всестороннем развитии личности обучающегося. При этом образовательный процесс должен быть организован так, чтобы наиболее полно обеспечивать интеллектуальное и духовное развитие. Для этого крайне важно создание на учебных занятиях творческой обстановки, которая строится на личностно-ориентированной модели обучения, утверждающей в первую очередь ценность личности. Сущность процесса обучения при таком подходе, как отмечает Н.П. Локалова, состоит в целенаправленном планомерном превращении общественного опыта в личностный, приобщении обучающихся к многообразному богатству мировой человеческой культуры [2].
Личностно-ориентированная модель обучения в современных реалиях применяется повсеместно при организации образовательного процесса. При этом педагог выступает скорее не источником учебной информации, а определённым координатором творческой деятельности обучающихся. Преподаватель, учитывая индивидуальные возможности и способности обучающихся, направляет их в нужное русло.
Не секрет, что личностное развитие во многом зависит от индивидуальных особенностей человека. С личностным развитием непосредственно связан характер деятельности человека, его мироощущение и миропонимание, круг интересов и потребностей, а также общественное поведение. По этой причине и необходимо учитывать индивидуальные особенности человека при организации учебно-воспитательного процесса.
Учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося послужил фундаментом для всё более активного использования в образовательном процессе образовательной парадигмы личностно-ориентированного обучения. Исследователь З.М. Урусова выделяет условия оптимальности применения личностно-ориентированной модели обучения:
- формирование и развитие мыслительных и интеллектуальных способностей обучающихся;
- адаптация образовательного процесса к особенностям различных групп обучающихся;
- безопасность и комфорт обучения;
- учёт индивидуальных возможностей и способностей каждого обучающегося;
- проведение воспитательной работы, которая способствует саморегуляции поведения личности [4].
С.М. Гульянц отмечает, личностно-ориентированная модель обучения предполагает поэтапную организацию учебно-воспитательного процесса: от изучения личности обучающегося через её осознание, к коррекции на основе когнитивных особенностей [1].
Фундаментом личностно-ориентированной модели обучения является личность как совокупность всех её психических свойств, составляющих человеческую индивидуальность. В основе данной модели лежит индивидуальный подход, содействующий всестороннему развитию обучающегося.
При применении личностно-ориентированной модели обучения упор происходит непосредственно на субъективный опыт обучающегося, а также на его индивидуальную избирательность к различным формам заданий, видам и типам учебного материала. О.В. Соловьёва считает, что изучение личности обучающегося является фундаментом современного процесса обучения. Изучение строится на выявлении и учёте психофизиологических особенностей личности – жизненных ценностях, потребностях, интересах и желаниях [3].
Ещё один крайне значимый фактор – это оценка знаний. Важно оценивать не только непосредственные образовательные результаты обучающегося, но и усилия, которые он приложил для достижения цели. Это необходимо для эмоциональной поддержки и стимулирования наиболее продуктивной образовательной деятельности. Таким образом, можно сказать, что личностно-ориентированная модель обучения даёт каждому обучающемуся возможность изучить учебный материал на различных уровнях, в зависимости от интеллектуальных способностей и возможностей.
Библиографический список
- Гульянц С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций // Вестник ЮУрГГПУ. 2009. №2.
- Локалова Н.П. Психологическое развитие как составляющая образования // Педагогика. – 2002. – № 7.
- Соловьёва О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников // Вопросы психологии. – 2003. – № 3.
- Урусова З.М. Личностно-ориентированный подход как стратегия современного образовательного процесса // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. №2.
Количество просмотров публикации: Please wait