Исследовательская деятельность современного преподавателя представляет собой ключевой показатель личной ответственности, условие для саморазвития, выражение педагогического таланта и способностей, компонент профессионально-педагогической деятельности, важнейший критерий педагогического творчества, фундаментальный источник профессионального роста. Основные сложности в осуществлении исследовательской деятельности у педагогов могут возникнуть в непосредственном проведении исследования, организации мониторинга, а обработке и интерпретации полученных результатов. Также проблематичными могут быть анализ и самоанализ собственной исследовательской деятельности и предоставление результатов проведённого исследования [3].
Необходимо заметить, что педагогическая деятельность представляет собой особый вид деятельности, который требует высокого уровня профессиональной и общей культуры, разносторонней квалифицированной подготовки. Только от преподавателя, его творческого потенциала, инициативности, самостоятельности, потребности в осуществлении исследовательской деятельностью, зависит успех инновационных преобразований в образовательной организации. Также нужно, чтобы для самого учреждения были характерны исследования, опытно-экспериментальная работа, активный творческий поиск.
Педагога можно назвать исследователем в случае, если он сумел внедрить новое содержание, получить очень высокие результаты обучения на основе применения эффективных технологий, преуспел в выявлении научных закономерностей, обосновании научно-методических принципов, обобщении собственного опыта в реальной практической педагогической деятельности. Нужно заметить, что исследовательская деятельность педагога в рамках образовательной организации отличается от истинно научной работы и носит непосредственно прикладной характер, направлена на разработку и освоение различных новшеств, которые обеспечивают эффективность и результативность организации процесса обучения.
Исследовательская деятельность в современных реалиях является вполне органичным аспектом профессионально-педагогической деятельности. Этого требуют обстоятельства жизни, который диктуют необходимость формирования и развития творчески активной личности, которая способна самостоятельно делать выбор, ставить задачи и реализовывать их на практики, иметь готовность адаптироваться к постоянным преобразованиям и изменениям, имеет потребность в саморазвитии и самосовершенствовании [4].
Успешное осуществление преподавателем исследовательского деятельности в первую очередь зависит от профессионально-педагогического потенциала. Его следует определить в качестве средств, возможностей, запасов и источников, которые могут быть применены для реализации исследовательских целей. Данное понятие направлено на представлении о педагоге как целостном субъекте трудового процесса.
Профессионально-педагогический потенциал включает в себя следующие элементы:
- квалификация, наличие профессиональных знаний, умений и навыков;
- психофизическая работоспособность;
- дидактические и академические способности;
- творческая креативность;
- предрасположенность к сотрудничеству, коммуникативному взаимодействию;
- ценностно-мотивационная база [2].
Таким образом, исследовательская работа является важнейшим аспектом профессиональной деятельности современного педагога как важнейшего субъекта образовательного процесса. Формирование и развитие у преподавателя исследовательских умений и навыков – это важнейший процесс, необходимый для повышения качества образования.
Библиографический список
- Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ори-ентированного образования // Педагогика. – 1997. – № 4. – С. 17-24.
- Загривная Т. А. Управление современной школой: научно-методическое сопровождение инновационной деятельности : учеб.-ме-тодич. пособие. – СПб.: ЛОИРО, 2010. – 166 с.
- Ильенков Э. В. Новая российская энциклопедия. Т. 6, ч. II. – М.: Инфра-М, 2009. – С. 276-277.
- Хуторской А. В. Педагогическая инновация. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 59-63.