Введение
Развитие технологий и функционирование СМИ тесно связано между собой. Каждые 2-3 года появляется новый канал коммуникации, а старые два терпят значительную трансформацию. Помимо этого, регулярно меняются и предпочтения аудитории, связанные как потреблением информации, так и с её форматом. В данной статье, проанализировав самые последние технологические нововведения, мы выделили основные тренды развития на ближайшие два года.
Работа с таргетингом
Первым этапом в развитии таргетированного доступа к аудитории был положен в отношении рекламы. Можно было разделить показы географическому принципу, что существенно увеличило эффективность рекламы. Следом популярность приобрели сегментированные email-рассылки [1]. Они подразделялись как по принципу активности пользователей (активные и неактивные), так и по географическому (город, страна и тд) и пользовательским предпочтениям (получать информацию только по определённым рубрикам и темам). Следующий шаг – это рекомендация контента по предпочтениям пользователей [2] и географическому принципу. Если в 2018 году этим занимаются единицы, по введённым самостоятельно пользователями параметрам, то в 2019 году этот процесс, скорее всего, будет оптимизирован и автоматизирован (геодата, отслеживание перемещений, определение «любимых» тем). Таким образом, стоит ожидать развития геотаргетинговых рекомендаций контента вида «рядом с вами сейчас», «новости района» и «недалеко от места событий».
Нативная реклама
Интеграция нативной рекламы, как наиболее эффективного формата, в контент позволила публиковать серии статей, создавать рекомендательные блоки с рекламой и тематические разделы, дополняя бюджет СМИ после теряющей эффективность баннерной рекламы (AdBlock, имиджевая реклама, минималистичный дизайн сайтов). Нативный контент даёт возможность отслеживать просмотры рекламы и определять качество просмотра, чего, по большей части, были лишены предыдущие простые медиаформаты. Важную роль сыграли поведенческие показатели, которые отслеживаются счетчиками.
Журналист – активная единица СМИ
Парадигма сегодняшнего дня заключается в том, что журналист в настоящее время – это не часть организма СМИ, а вполне активная отдельная его единица, которая может осуществлять параллельные коммуникации как в медиасреде, так и с читателем. Большое количество социальных сетей и сервисов позволило журналисту не только моментально доставлять информационное общение и проводить текстовые и видео трансляции, но иметь свой имидж, который оказывает значительное влияние на репутацию СМИ в целом. Начинает стираться грань между журналистом и блогером. И те, и другие, как правило, имеют свои отдельные страницы – блоги, или Интернет-ресурсы, которые в дальнейшем нередко получают самостоятельное развитие.
Максимально простой и удобный дизайн сайтов и приложений
Если несколько лет назад об этом не шло и речи, так как основным устройством был desktop, то сейчас суммарная доля смартфонов и планшетов в среднем для СМИ составляет уже 61% [3]. Сложная многоколонная верстка уже не будет основной для медиа. Будут отсеиваться все ненужные виджеты и рекламные блоки, так как для них просто не останется места. Им на смену будут приходить новые нативные форматы внутри контента, включая видео.
Интеграция видео-трансляций на сайты и в сообщества социальных сетей
Это направление начало развиваться вместе со СМИ агергаторами видеоконтента ещё в 2015 году, но не получало особого распространения из-за технических ограничений, связанных со скоростью доступа в Интернет пользователей. Теперь видео не является труднодоступным контентом. Перешагивая через gif-анимацию, можно смело говорить о развитии интерактивного видео, где открываются не только новые рекламные возможности, но и возможность использовать интерактивное видео – формат, где переходы и выбор тем осуществляется непосредственно в активном окне видео. Единственной проблемой у данного решения может стать отслеживание показателей через счетчики (веб-аналитика и внутренняя статистика социальных сетей) и формирование единой концепции для оценки эффективности прямых трансляций.
Использование групп медиа в мессенджерах
СМИ не могли не обратить внимание на тот факт, что аудитория мессенджеров стремительно растёт [4]. С 2017 года можно было заметить активное движение СМИ в вопросе привлечения дополнительной аудитории через данный канал коммуникации. Появилась возможность создать кнопки “поделиться в WhatsApp”, а отдельные медиа запустили свои публичные чаты в WhatsApp и Viber или ботов в Telegram. Новый формат взаимодействия с читательской аудиторией исключил ветки комментариев, но в дальнейшем обязательно положительно повлияет на скорость доставки информации и определении предпочтений по каналу доставки информации. Вероятнее всего, в ближайшем будущем данный формат начнёт отнимать количество переходов на сайт у другого канала маркетинговой коммуникации – email-рассылки.
Перманентный поиск формата контента
Как ни странно, журналистика находится в поиске формата. Связано это не столько с предпочтениями пользователей, сколько с изменениями технических параметров устройств для просмотра контента. Теперь есть возможность смотреть продолжительные видео, возможность подгрузить опросы и другие интерактивные форматы [5]. Всё это положительно влияет на поведенческие показатели, поэтому будет и далее активно внедряться и получать новые форматы визуализации. Идёт борьба и между способами доставки информации. Так, по данным исследования ВЦИОМ, в 2018 году новости пользователи предпочитают в первую очередь читать в социальных сетях (39%), а уже потом в СМИ (38%) [6].
Заключение
Есть тренды, о которых мы решили не упоминать, конечно же, это роботизированная журналистика. Об этом явлении часто говорят в последние годы, но результаты пока достаточно скромные. Самым лучшим использованием является разработка аналитических и справочных материалов, где можно использовать для составления материала определённые алгоритмы [7-10]. В остальном без человека не обойтись. Ожидаем также активное развитие видео и прямых включений с развитием скоростного доступа в Интернет. Всё, что раньше оптимизировали и сжимали, будет выходить на первый план и активно использоваться.
Библиографический список
- Mailchimp is a marketing platform for small businesses created by the Rocket Science Group [Электронный ресурс]. – URL: https://mailchimp.com/ (дата обращения: 06.02.2019).
- Increase involvement of your audience and advertising effectiveness [Электронный ресурс]. – URL: https://relap.io/ (дата обращения 06.02.2019).
- Mediascope: Аудитория Рунета на мобильных устройствах обогнала десктопную [Электронный ресурс]. – URL: https://mediascope.net/news/ (дата обращения: 06.02.2019).
- MOMRI (Институт современных медиа) [Электронный ресурс]. – URL: http://momri.org/2018/momrinews/issledovanie-telegram-auditorii/ (дата обращения: 06.02.2019).
- Mediascope: Аудитория интернета и видеоконтент в России [Электронный ресурс]. – URL: https://mediascope.net/ (дата обращения: 06.02.2019).
- ВЦИОМ: Что читают россияне? [Электронный ресурс]. – URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9315 (дата обращения: 06.02.2019).
- Морозов С.А., Манжула В.Г., Савельев М.В. Научно-методические положения по анализу и обработке нечёткой информации в сложных системах // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Информатика. Телекоммуникации. Управление. – 2009. – № 3 (80). – С. – 48-53.
- Морозов С.А., Манжула В.Г., Федосеев С.В. Методы “мягких” вычислений для аналитической обработки информации в условиях неопределенности // Фундаментальные исследования. – 2009. – № 4-S. – С. 75-76.
- Манжула В.Г. Оптимальный метод выделения множества Парето из множества альтернатив // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – № 6-1 (13). – С. 73-74.
- Манжула В.Г. Гибридный алгоритм функционирования системы поддержки принятия решений при многокритериальной оптимизации // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – № 6-1 (13). – С. 72-73.