Создание мотивации у учащихся – главная проблема обучения, поэтому рабочая программа по технологии претерпела изменения в том числе и в этом направление Заинтересованность учеников восприятия материала, зависит от таких факторов:
- содержание учебного материала;
- формирование и укрепление интереса к предмету за счет активной мыслительной деятельности в процессе изучения материала;
- стиль общения преподавателя и учащихся.
Рассмотрим программу А.Т.Тищенко, Н. В. Синица по предмету «Технология» с точки зрения вопросов мотивации. Одним из интересных моментов данной программы является то, что ученикам предоставляется право выбора направления обучения в зависимости от их интересов и склонностей, с поправками на возможности ОУ. Основными целями являются: развитие у обучающихся пространственного воображения, познавательных интересов, технического мышления, творческих, коммуникативных, интеллектуальных и организаторских способностей; формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности; воспитание целеустремлённости, предприимчивости и ответственности за результаты собственной деятельности; С учетом требования в ФГОСа изучение предметной области должно обеспечить: активное использование знаний, полученных при изучение других предметов, и сформированных универсальных учебных действий; развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач. В результате изучения технологии обучающийся, в независимости от изучаемого направления, имеет возможность ознакомится: проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; конструировать, моделировать и изготавливать изделия; распределять работу при коллективной деятельности. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
- развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности.
На развитие мотивации влияют личностные результаты освоения предмета:
- самооценка умственных и физических способностей в различных сферах;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
- выражение желания учится для удовлетворения перспективных потребностей;
- формирование ответственного отношения к учению, готовностей и способностей, обучающихся в саморазвитие и самообразования.
На уроках технологии более продуктивно можно развить мотивацию учащихся к обучению, по сравнению с остальными предметами. Во-первых, как ни на каком другом активно используется работа в группах, а она создает более хорошую мотивацию, чем работа поодиночке. Коллективная работа привлекает к деятельности даже немотивированных или слабо мотивированных обучающихся. Во-вторых, при изучении данного предмета развита проектно-исследовательская деятельность. Она позволяет школьникам проявить себя. В-третьих, в ходе урока предусмотрены разнообразные виды деятельности, что позволяет поддерживать интерес учащихся. Кроме того, применяются новые технологии и материалы. И, конечно, используются задания с интересным содержанием и занимательными вопросами.
Организация учебного процесса, изучение нового раздела или темы состоит из трёх этапов:
- мотивационный;
- операционально-познавательный;
- оценочный.
На первом этапе объясняется, для чего школьникам необходимо знать данный раздел и рассказывается основная учебная задача. Этот этап можно разбить на три действия:
- введение в содержание предстоящей темы посредством создания учебно-проблемной ситуации;
- формулировка задачи урока как результата решения проблемной ситуации;
- рассмотрение вопросов самооценки и самоконтроля возможностей по изучению данной темы.
На следующем этапе необходимо добиться действий от учащегося ля поддержания мотивации. Этому способствует создание различных ситуаций: игровых, эмоциональных, интеллектуальных.
Последний этап не менее важен по сравнению с остальными с точки зрения мотивации. На данном этапе анализируется результат проделанной работы, сравнивается достигнутое с поставленной задачей, оценивается работа. Подведение итогов необходимо, так как ученики видят результат, могут получить удовлетворение от проделанной работы, самого процесса и познавания нового.
Библиографический список
- Азаров Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1985.
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. – М.: Аргументы и факты, 1993.
- Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – С. 20-23.
- Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для учащихся средних учебных заведений. – М.: Просвещение, 1986.
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников в период обучения грамоте. Киров, 2001.
- Бруднов А., Березина В. Социально педагогическая работа в школе // Воспитание школьников. – 1994. – N 1.
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – С: 119-125.