В условиях ограниченности ресурсов российские фирмы вынуждены находить решения, позволяющие наиболее эффективно использовать свои активы для получения лучших конкурентных позиций. Огромным потенциалом для обеспечения роста эффективности деятельности компании, а, следовательно, и конкурентоспособности обладает менеджмент затрат. В этой связи вопрос использования систем управления затратами отечественными компаниями встает особенно остро.
В современных условиях необходимость совершенствования учета затрат возрастает, т.к. наличие достоверной информации о различных категориях затрат, о себестоимости и маржинальности отдельных видов продукции позволяет принимать эффективные управленческие решения, которые, в конечном счете, влияют на итоговые финансовые показатели деятельности предприятия.
Необоснованные методы формирования себестоимости продукции, и как следствие, системы ценообразования, приводят к ошибочным решениям: снятию с производства рентабельной продукции или, наоборот, увеличению выпуска неперспективного товара. Что в условиях жесткой конкуренции недопустимо.
Формирование расходов производства и их учет имеют важное значение для любой коммерческой деятельности. Минимизация расходов – это главный фактор максимизации прибыли и укрепления конкурентных позиций, но достаточно сложно обнаружить причины низкой отдачи от производства, если не уделяешь достаточного внимания к самой организации этих расходов.
Метод Activity based costing (АВС) был разработан американскими учеными Р. Купером и Р. Капланом в конце 80-х годов и в настоящее время получил широкое распространение на Западе.
В условиях жесткой конкуренции одним из основных преимуществ компании становится низкая себестоимость продукции. Ошибки при расчете себестоимости могут привести к неверным управленческим решениям: снятию с производства рентабельной продукции или, наоборот, увеличению выпуска неперспективного товара. Применение методики Activity based costing (ABC) позволяет руководителю более точно определить стоимость того или иного продукта, особенно в ситуации, когда косвенные расходы превышают прямые.
Метод АВС основан на том, что затраты образуются в результате выполнения определенных операций.
Метод ABC позволяет определить степень соответствия между издержками, бизнес-процессами и конечной продукцией (услугами), а также исправляет искажения распределения ресурсов. Он дает возможность определить реальную стоимость бизнес-процессов и себестоимость продукции [1].
Преимущества использования метода АВС для предприятия:
- возможность определения реальной себестоимости продукции;
- обеспечение разработки бюджета предприятия объективными данными;
- возможность оценки и управление стоимостью бизнес-процессов или деятельности структурных подразделений;
- обеспечение производства конкурентоспособной продукции за счёт более низких издержек
- возможность обоснованно принимать управленческие решения;
- определить убыточные виды деятельности, продукции, разработать предложения по оптимизации их ассортимента и объемам производства и продаж.
Было принято рассмотреть применение метода АВС на одном из современных предприятий по производству стекольной продукции. Ассортимент продукции предприятия включает: окрашенное стекло, пожаростойкое стекло, ламинат, стеклопакеты и пр.
В качестве исходных данных были рассмотрены: схема бизнес-процессов, данные о категориях затрат, данные об объемах продаж каждой группы продукции в натуральном и денежном выражении.
Были выбраны наиболее важные продукты для предприятия, реализация которых составляет большую часть выручки: ламинат закаленный, окрашенное стекло, стеклопакеты.
На основании форм заказов составлены спецификации каждого вида продукции с указанием расхода материальных ресурсов на единицу каждой продукции.
Далее категории затрат с помощью выбранных параметров распределения были списаны на бизнес-процессы и продукцию.
В результате были получены отчеты о деятельности предприятия за месяц. Из данных отчетов можно получить информацию о стоимостях бизнес-процессов, себестоимости продукции.
Анализ отчетов показал, что текущая деятельность предприятия по двум продуктам убыточна: прибыль от реализации ламината и стеклопакетов отрицательна, рентабельность соответственно тоже меньше нуля. Данные факты говорят в пользу отказа от производства данных видов продукции. Однако маржинальная прибыль больше нуля, и отказ от производства может стать ошибочным управленческим решением.
Для принятия решения требуется более подробный анализ. Для этого были смоделированы две ситуации:
1) полный отказ от производства ламината и стеклопакетов (таблица 2);
2) отказ от производства ламината и стеклопакетов с одновременным наращиванием реализации покраски-закалки (таблица 3).
Как видно из таблицы 2 снятие с производства двух продуктов вводит организацию в убыток: прибыль ( -8162,37) тыс.руб. Это можно обосновать тем, что все косвенные издержки, которые разносились по трем продуктам, теперь разносятся на один продукт, выручка от которого не в состоянии покрыть данные издержки.
Таблица 3 показывает вторую ситуацию. Ситуация практически иллюстрирует точку безубыточной работы предприятия: для получения минимальной прибыли (14,4 тыс.руб.) предприятию необходимо реализовывать 23297 м2 покраски-закалки в месяц при отказе от производства ламината и стеклопакетов. Реализация данного объема покраски-закалки позволяет покрыть все прямые и косвенные издержки. Однако наращивание объемов сбыта в условиях жесткой конкуренции представляется достаточно сложным мероприятием. Поэтому стоит подробнее изучить возможности якобы убыточных продуктов. Вернемся к таблице.
Выручка от реализации ламината и стеклопакетов составляет 40,249 млн.руб. Прямые затраты на оба продукта 20,9 млн.руб. Маржинальная прибыль 19,34 млн.руб. Из трех таблиц можно заключить, что косвенные издержки при запуске производства ламината и стеклопакетов возрастают на 7,5 млн.руб. Следовательно, маржинальная прибыль (19,34 млн.руб.) от ламината и стеклопакетов покрывает полностью свои косвенные издержки и покрывает 11,84 млн. общих косвенных издержек.
Главный вывод, который можно сделать – снимать с производства ламинат и стеклопакеты нельзя. Более того, из данных отчетов можно рассчитать минимальный объем реализации ламината 1758 м2, стеклопакетов – 2231 м2. Данный минимальный объем показывает, сколько нужно реализовывать ламината и стеклопакетов для безубыточности данных продуктовых направлений. Также предприятию можно рекомендовать обоснованное наращивание объемов производства и продажи закаленного и окрашенного стекла.
Таким образом, исходя из полученных результатов внедрения метода учета затрат АВС, можно заключить, что возможности данного метода для предприятия представляют большой интерес. Расчет стоимостей бизнес-процессов и реальной себестоимости продукции, позволит увеличить отдачу от производства, повысить конкурентоспособность предприятия и поставит принятие управленческих решений на другой, более высокий уровень.
Таблица 1 – Себестоимость продукции
Наименование продукции |
Объём выпуска, м2 |
% от общего объёма в потоке |
Себестоим. продукции , |
Стоимость сырья и материалов, тыс. руб. |
Цена реализации, |
Выручка, |
Себестоим. продукции, тыс. руб/м2 |
Стоим. сырья и материалов, тыс. руб. / м2 |
Прибыль, тыс. руб. |
% от общей прибыли в потоке |
Маржинальная прибыль, тыс. руб. |
% от общей марж.прибыли в потоке |
Рентабельность продукции, % |
Продукция |
26 833,00 |
100,00 |
63 589,32 |
30 017,86 |
67288,74 |
3 699,42 |
100,00 |
37 270,88 |
100,00 |
||||
Окрашенное, закаленное стекло |
16 000,00 |
59,63 |
21 854,07 |
9 110,88 |
1 ,69 |
27040 |
1,37 |
0,569 |
5 185,93 |
140,18 |
17 929,12 |
48,10 |
23,73 |
Ламинат закаленный |
2 500,00 |
9,32 |
9 107,26 |
3 418,28 |
3, 5 |
8 750 |
3,64 |
1, 367 |
-357,26 |
-9,66 |
5 331,72 |
14,31 |
-3,92 |
Стеклопакет |
8 333,00 |
31,06 |
32 627,99 |
17 488,70 |
3, 78 |
31498,74 |
3,92 |
2, 099 |
-1 129,25 |
-30,53 |
14 010,04 |
37,59 |
-3,46 |
Таблица 2 – Себестоимость продукции при отказе от нерентабельных продуктов
Наименование продукции |
Объём выпуска, |
% от общего объёма в потоке |
Себестоим. продукции , |
Стоимость сырья и материалов, тыс. руб. |
Цена реализации, |
Выручка, |
Себестоим. продукции, тыс.руб/м2 |
Стоим. сырья и материалов, тыс.руб. / м2 |
Прибыль, тыс. руб. |
% от общей прибыли в потоке |
Маржинальная прибыль, тыс. руб. |
% от общей марж.прибыли в потоке |
Рентабельность продукции, % |
Продукция |
16 000,02 |
100,00 |
35 202,45 |
9 110,91 |
27 040,07 |
-8 162,38 |
100,00 |
17 929,158 |
100,00 |
||||
Окрашенное, закаленное стекло |
16 000,00 |
100,00 |
35 202,45 |
9 110,88 |
1, 69 |
27 040 |
2,2 |
0,569 |
-8 162,45 |
100,00 |
17 929,12 |
100,00 |
-23,19 |
Ламинат закаленный |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3,5 |
0,00 |
0,00 |
1 ,367 |
0,00 |
0 |
34,99 |
0,00 |
|
Стеклопакет |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3,78 |
0,00 |
0,00 |
2 ,099 |
0,80 |
0 |
37,78 |
0,00 |
Таблица 3 – Себестоимость рентабельной продукции, точка безубыточности
Наименование продукции |
Объём выпуска,м2 |
% от общего объёма в потоке |
Себестоимость продукции (услуг), |
Стоимость сырья и материалов, тыс. руб. |
Цена реализации,тыс.руб. / м2 |
Выручка, |
Себестоим. продукции, тыс.руб/м2 |
Стоимость сырья и материалов, тыс.руб. / м2 |
Прибыль, тыс. руб. |
% от общей прибыли в потоке |
Маржинальная прибыль, тыс. руб. |
% от общей марж.прибыли в потоке |
Рентабельность продукции, % |
Продукция |
23297,02 |
100,00 |
39 357,61 |
13 266,05 |
39 372 |
14,3928 |
100,0 |
26 105,96 |
100,00 |
0,04 |
|||
Окрашенное, закаленное стекло |
23297 |
100,00 |
39 357,61 |
13 266,05 |
1,69 |
39 371,9 |
1,69 |
0,569 |
14,39 |
100,0 |
26 105,96 |
100,00 |
0,04 |
Ламинат закаленный |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3,5 |
0,00 |
0,00 |
1,367 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |
Стеклопакет |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3,78 |
0,00 |
0,00 |
2,099 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |
Библиографический список
- Ивлев, В.А. АВС/АВМ/АВВ – методы и системы / В. А. Ивлев, Т.В. Попова. – М.: ООО «1С-Паблишинг», 2004. – 192 с.:ил.