В настоящее время проблемы семьи и брака являются особо актуальными как в теоретическом, так и в практическом плане. Новым направлением в развитии семейных отношений является разработка ее методологических основ. Анализ показал, что недостаточно изучать семейные и брачные традиции в отдельных отраслях науки, потому что возникают трудности в обобщении итогов исследования. Для того, чтобы получить объективные результаты, семейные и брачные традиции необходимо изучать совместно с другими науками.
Неравенство исторического, социально-экономического развития, различные природно-географические условия создали определенные психологические различия между народами. Неоднородность отношений между членами семьи у разных народов, различия в обычаях и традициях, восприятие имеющегося разнообразия вещей и событий можно объяснить этнопсихологическими особенностями. Поэтому в изучении семейно-брачных проблем одной определенной нации, необходимо опираться на методологию наук, изучающих народы и человеческое общество.
При этом в качестве эффективного метода предлагается комплексный метод. Для этого необходимо синтезировать такие науки как социальная и этническая психология, психологическая антропология и кросс-культурная психология, психология религии, которые изучают проблемы человека и народа. Следует опираться на подход emic (предмет психологической антропологии) исследующий внутренний мир человека, и этнокультурные переменные на уровне этнической общности и на подход etic (предмет сравнительно-культурной психологии), исследующий сходства и различия психологических переменных в различных культурах и этнических общностях, на основе подхода объективной оценки на каждый вопрос, освещение методом сравнительного анализа дают плодотворные результаты.
Как социальное явление брак считается etic категорией, но для того, чтобы полностью изучить и понять брак, необходимо изучать его emic свойство. Тогда проблема будет изучена как снаружи, так и изнутри. Такая методология позволяет в полном объеме и достоверно раскрыть изучаемую проблему. Поэтому требуется опираться и на этнографические исследования, которые являются одними из необходимых методологий в этнопсихологическом исследовании.
Если рассматривать в целом, было бы целесообразно включить его в ряд основных методологий всех наук, начинающиеся с приставки этно-. По сути, этнографическое исследование похоже на подход emic. Это, конечно, связано с тем, что этнографическое исследование является фундаментом подхода emic. Не только у узбеков, но и у каждого народа религия занимает сильные позиции и обладает заметным влиянием. Учитывая ее большую роль в семье, было бы правильно вести исследования в тесной связи и с ней. Потому что это один из важных факторов, который помогает узнать психологию народа.
В этой связи рекомендуется синтезировать такие подходы психологии религии, как количественный, так и качественный (в центре внимания стоит «истинно верующий», человек аутентичный в своей вере). Структура языка определяет структуру мышления, они связаны между собой. В словах, использующиеся для выражения мысли, есть национальная самобытность. Если так, то для изучения семейно-брачных проблем, в частности, их традиций, было бы целесообразно, чтобы методологической основой служила этно-психо-лингвистическая гипотеза лингвистической относительности Сепира–Уорфа.
Воистину выражение мыслей человека материализуется и реализуется посредством языка. Вместе с тем, целесообразно изучать ее на основе интегрального подхода этно-социологии, в основе которого рассмотрение личностного и коллективистского в единстве, также генетического подхода. Интегральный подход стремится охватить не только все свойства, черты, феномены национальной жизни в их единстве, целостности, а раскрыть прежде всего то, что до сих пор оставалось в тени – внутреннюю интегральную национальную связь, которая объединяет, связывает глубокими психологическими нитями людей и поколения в единую коллективную общность.
Сущность генетического подхода состоит в том, что изучаемое психологическое явление рассматривается как процесс и исследователь стремиться восстановить все явления его диалектического развития, пытаясь проследить и понять, как они могут заменить друг друга, пытается представить изучаемый психологический довод с исторического аспекта.
Анализ исследования показал, что синтезируя вышеуказанные методологии, взгляд на проблему с новой точки зрения дает возможность исследователю объективно подходить к семейно-брачным вопросам. Тогда опираясь на синтезированную методологию, на основе «emic» и «etic», интегральный, количественный и качественный, генетический подходы, также этнографическое исследование, проведенное исследование помогает достичь положительного результата.
Библиографический список
- Научная электронная библиотека «киберленинка» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/17889978
- Студенчик URL: https://studopedya.ru/2-277.html
- Информационный ресурс URL: https://studref.com/473834/sotsiologiya/natsiya_integralnoe_yavlenie_integralnaya_teoriya_natsii
Количество просмотров публикации: Please wait