АСУ ТП создана и эксплуатируется как неотъемлемая часть автоматизированного технологического комплекса. АСУ ТП выполнена как единая законченная управляющая и информационная система для всего технологического и электротехнического оборудования, включающая в себя единые системы технических, программных и информационных средств и обеспеченная средствами создания и обслуживания [1].
Основными средствами отображения информации и оперативного (дистанционного) управления цветные графические LCD (жидкокристаллические) терминалы и манипулятор в виде «мышь».
В программно-техническом комплексе предусмотрены: проверка достоверности информации, проверка выполнения автоматизированных и автоматических функций, непрерывное диагностирование технических и программных средств.
Предусмотрена защита от ошибочных действий персонала по управлению оборудованием и несанкционированного изменения программного и алгоритмического обеспечения системы.
Подсистемы реализуются на выделенных контроллерах, аппаратно и программно тем же) же (образом другим функциональным подсистемам с необходимой степенью резервирования всех каналов защит в цепи «датчик – УСО – контроллер» [1].
Администратор – сотрудник, выполняющий мониторинг состояния базы данных, вносящий изменения в архитектуру базы данных при необходимости. Администратор так же выполняет контроль резервного копирования, следя за созданием копий и их хранением.
Система содержит две подсистемы:
1) Подсистема обработки данных
2) Подсистема анализа данных
Схема функциональной структуры системы представлена на рисунке 1:
Описание связей между подсистемами:
1) Связь «Подсистема обработки данных – Хранилище данных» определяет процесс загрузки [2], хранения и выгрузки данных в системе. Загрузка и выгрузка данных производится по команде пользователя.
2) Связь «Хранилище данных- Подсистема анализа данных» определяет процесс записи информации о документе в систему, определение системы отправителя, формирование наряда, базы данных сотрудников и места работы [3]. Запись информации о документе, определение системы, в которой документ был создан, происходит в момент загрузки документа в систему.
Разрабатываемая автоматизированная система, взаимодействует только с операционной системой планшета и веб-приложения, и базой данных, расположенной на сервере. С операционной системой веб-приложения будет взаимодействовать посредством стандартных диалоговых окон для сохранения и выбора файлов. В системе будет работать администратор организации (Рисунок 2). Для него будут доступны следующие варианты использования системы:
1) ВИ «Вход в систему», реализующий авторизацию и аутентификацию пользователя в системе;
2) ВИ «Контроль с камеры планшета», реализующий возможность выбора камеры видеонаблюдения.
3) ВИ «Формирование базы данных сотрудников и места организации», реализующий редактирование данных о сотрудниках, местах работы.
4) ВИ «Формирование наряда», реализующий возможность вывода сформированного наряда определенной бригады.
5) ВИ «Работа с архивом видеозаписей», реализующий просмотр/удаление видеозаписи, добавления комментария.
Алгоритм работы данной системы заключается в следующем. После запуска приложения пользователь вводит свой логин и пароль для авторизации или аутентификации в системе. Если пользователь с таким логином и паролем найден в базе данных, то появляется главное окно приложения в котором доступна возможность работы с базой данных сотрудников и просмотром с камер видеонаблюдения. Пользователю доступны следующие действия в системе: просмотр с камер видеонаблюдения, просмотр данных о сотрудниках бригады на определенном месте работы, работа с архивом видеозаписей, работа с базой данных сотрудников и мест работы, формирование наряда. Пользователь может выбрать камеру видеонаблюдения для контроля за бригадой во время ремонтных работ. После выбора камеры пользователю доступна информация о руководителе работ, составе бригады, рабочем месте, опасных факторах на месте работы, что поручается выполнить бригаде, заданном времени начала и окончания работы.
Перед тем как бригада допускается до наряда, администратор вбивает информацию в базу данных. Фактическое время администратор вносит, после того как на месте работы не будет ни одного сотрудника.
В базе данных сотрудников и места работы администратор может внести изменения: добавить/удалить сотрудника, добавить/удалить место работы (место, где расположен планшет). С архивом видеозаписей администратор может выполнять такие же функции: добавить/удалить видеозапись, а также добавить комментарий (если это требуется).
Если сотрудник бригады нарушает допустимое расстояние (от 0,6 м до 0,5 м), срабатывает предупреждающий сигнал с планшета, но видеозапись не начинается. Если сотрудник продолжает движение к опасному объекту (расстояние менее0,5 м), срабатывает уже аварийный сигнал, и идет автоматическая запись с камеры планшета, которая передается на монитор администратора. Администратор в свою очередь вызывает аварийную бригаду, и по предотвращению происшествия сохраняет видеозапись, с добавлением комментария о данном происшествии (Рисунок 3).
Библиографический список
- Кульгавюк А.В. Создание информационно-советующей системы в автоматизации рабочего места диспетчера //Научный журнал КУБГАУ.2011. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sozdanie-informatsionno-sovetuyuschey-sistemy-v-avtomatizatsii-rabochego-mesta-dispetchera
- Основные цели создания АСУ ТП. URL:http://www.elektrostyle.ru/Rus/projects/energetika_ASU_TP_TEC/ASU_TP_TEC.htm
- Техническое задание для разработки системы автоматизированного управления технологическими процессами энергоблока. URL: https://refdb.ru/look/1769104.html
Количество просмотров публикации: Please wait