СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ ПОБЕГОВ ИЗ-ПОД ОХРАНЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНЖЕНЕРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Сорокин Михаил Владимирович1, Сорокина Ольга Евгеньевна2
1Владимирский юридический институт ФСИН России, заместитель начальника кафедры организации режима и надзора, кандидат юридических наук
2Юридический институт Владимирского государственного университета, преподаватель кафедры теории и истории государства и права

Аннотация
В статье на основе анализа статистических данных Управления охраны и конвоирования, характеризующих побеговую активность осужденных с использованием инженерных, воздушных и подземных коммуникаций, даются практические рекомендации, позволяющие повысить эффективность профилактики побегов из-под охраны.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сорокин М.В., Сорокина О.Е. Совершенствование служебной деятельности структурных подразделений уголовно-исполнительной системы по пресечению побегов из-под охраны с использованием инженерных коммуникаций // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/11/87926 (дата обращения: 18.04.2024).

В современных условиях развития уголовно-исполнительной системы России работа по профилактике и предупреждению преступлений и происшествий, в том числе побегов, считается приоритетным направлением деятельности учреждений и органов ФСИН России[1].

Последовательные меры, предпринимаемые ФСИН России, территориальными органами и учреждениями УИС по оптимизации системы охраны, в том числе, в части сосредоточения основных усилий в ночное время суток, укреплению и повышению достоверности выдачи сигналов тревоги «нулевыми» и «первыми» рубежами обнаружения технических средств охраны, развитию учебно-материальной базы обучения и организационно-методическому обеспечению деятельности подразделений охраны, принесли положительные результаты.

В 2017 году сотрудниками отделов охраны пресечено 17 покушений на совершение побегов из-под охраны (2016 год – 15), увеличение на 13%, 11 проникновений во внутреннюю запретную зону (2016 год – 7), увеличение более чем в 1,5 раза. Для задержания преступников, личный состав караулов в 21 случае применял огнестрельное оружие (2016 год – 10), из них 1 раз на поражение.

При общем увеличении побеговой активности осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в сравнении с 2016 годом на 11% количество побегов из-под охраны сократилось в 2,5 раза, с 5 случаев в 2016 году, до 2 в 2017 году, что является историческим минимумом[2].

По состоянию на ноябрь месяц 2018 года побеговая активность по данным Управления охраны и конвоирования ФСИН России остается на высоком уровне. Анализ обстоятельств совершаемых побегов показывает, что изменения в тактике охраны и надзора в учреждениях УИС, вынуждают осужденных и лиц, содержащихся под стражей искать наименее рискованные способы совершения побегов, в том числе используя недостатки в оборудовании исправительных учреждений и коммуникаций, имеющих выход за периметр охраняемых объектов.

Одним из распространенных способов ухищрений осужденных для скрытого проникновения за линию охраны, является использование подземных коммуникаций, и прежде всего таких, которые не охраняются или надежно не прикрыты различными заграждениями и не блокированы предупредительной сигнализацией. Как правило, осужденные разбирают «кладку» из кирпичей в колодцах водоотводных и канализационных устройств, перерезают заградительные решетки теплопроводов и обогревательных систем, используют ненадежно закрывающиеся входы в коллекторы и другие коммуникации, проходящие через объект.

Так, 18.10.2012, примерно в 13:40 в ФКУ ИК-26 УФСИН России по Волгоградской области было обнаружено отсутствие двух осужденных, содержащихся в камере ПКТ. Проверка показала, что побег совершен через колодец, расположенный на заднем дворе ШИЗО и ПКТ, обнаруженным одним из осужденных. Подготовка к побегу началась вестись с 10.09.2012 года. Куском полотна от ножовки по металлу осужденный спилил замок с крышки люка, проник внутрь и обследовал содержимое. Данный люк вел в старую систему теплотрассы, которая к моменту совершения побега по своему назначению не использовалась. Осужденный разобрал кирпичную кладку, исследовал в каком направлении идет лоток с трубами, убедился, что лоток идет в сторону основного ограждения, далее поворачивает налево. После этого, при помощи еще одного осужденного преступники начали копать лаз в районе основного ограждения. Разработанная земля рассыпалась под трубами, которые проходили внутри тоннеля. Лаз копался около двух недель при

помощи лопаты, ножа, отвертки, резака по дереву[3].

Необходимо отметить, что коммуникации с целью совершения побега используют не только осужденные, отбывающие наказания в исправительных учреждениях России, но и заключенные, содержащиеся в тюрьмах других стран.

Так, 06.06.2015, в первые за 150 летнюю историю функционирования, двое осужденных Ричард Мэтт и Дэвид Суит, совершили побег из тюрьмы строго режима «Клинтон коррекшнл фэсилити», расположенной в городе Даннемор (США, штат Нью-Йорк). Бежавшие осужденные – 48-летний Ричард Мэтт, отбывавший 25-летний срок за похищение и убийство мужчины, и 34-летний Дэвид Суит, приговоренный к пожизненному заключению без права на досрочное освобождение за убийство шерифа – сумели не только обмануть охранников, но и пробить отверстие в 30-сантиметровой стене своей камеры, пробраться в технический отсек, пройти по узкому карнизу на высоте шестого этажа.

После этого они при помощи инструментов проделали отверстия в нескольких металлических перегородках, включая вентиляционную трубу,

фото статья побеги

проникли по узкому каналу в канализационную систему

и, наконец, выбрались наружу через один из уличных люков уже за пределами тюрьмы[4].

Помимо подземных коммуникаций осужденные используют и воздушные коммуникации, в первую очередь линии электропередач, которые оборудованы над внутренней и внешней запретной зоной охраняемых объектов.

фото побег

Так, 28.08.2018 года в ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Пермскому краю в 09:30 во время проведения утренней проверки в отряде № 5 было выявлено отсутствие осужденного С. 1992 г.р., отбывающего наказание за совершение преступления, предусмотренного ст. 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В ходе просмотра видеоархива интегрированной системы безопасности, сотрудниками было установлено, что осужденный С. 28.08.2018 в 03:00, дождавшись благоприятных условий для совершения побега, а именно погодных условий (сильного тумана), вышел из отряда № 5 и самовольно покинул локальный участок отряда. В 03:26 и 03:38 в секторе обзора видеокамеры, установленной на опоре линии электропередачи (далее – ЛЭП), для контроля за погрузочно-разгрузочными работами участка № 12 «столовая», на протяжении минуты были видны резкие колебания армированной колючей ленты (далее – АКЛ), образующей противопобеговый козырек на столбе ЛЭП. Других признаков нахождения осужденного С. Вблизи запретной зоны или во внутренней и внешней запретных зонах выявлено не было из-за сильного тумана. В виду большой нагрузки на одного оператора поста видеоконтроля (178 видеоизображений с камер видеонаблюдения), низким качеством изображения, действия осужденного оператором поста видеоконтроля выявлены не были.

В период с 02:00 по 07:20 в связи со сложными погодными условиями караул был переведен на усиленный вариант несения службы с выставлением дополнительных часовых, из числа подменных, для патрулирования запретной зоны на побегоопасных участках. Часовые на наблюдательных вышках с 02:00 по 07:20 несли службу без смены. Видимость запретной зоны не превышала 2-х метров. Начальник караула о переходе на усиленный вариант несения службы ответственному от руководства исправительной колонии не доложил.

В соответствии с графиком в постовой ведомости, в период с 03:00 до 04:00 28.08.2018, контроль службы часовыми на наблюдательных вышках осуществляли начальник караула и помощник начальника караула, которые следов побега не обнаружили. Дежурный помощник начальника колонии, в нарушение требований Инструкции по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, на 2 наблюдательные вышки не поднимался.

На участке № 4, в непосредственной близости ЛЭП, для усиления охраны объекта, используется пост свободного окарауливания с выставлением караульной собаки, которая в период совершения побега активность не проявляла.

Ответственный сотрудник от руководства исправительной колонии мер по усилению надзора на режимной территории и учащенных проверок внутренних и внешних постов не принял. Информацию об изменении обстановки и необходимости перевода учреждения на усиленный вариант несения службы начальнику исправительной колонии и оперативному дежурному по территориальному органу ФСИН не довел.

После обнаруженного сотрудниками факта воздействия на АКЛ проведено дополнительное обследование внутренней и внешней запретной зоны и прилегающей территории специалистами-кинологами с применением служебных собак, однако следов побега при проведении обследования обнаружено не было.

С учетом указанных обстоятельств, отсутствием следов преодоления инженерных средств охраны, способом совершения побега является преодоление периметра охраняемого объекта с использованием ЛЭП на 4-ом участке, в 80 метрах от наблюдательной вышки поста № 8. Данная воздушная коммуникация пересекает периметр на высоте 6-ти метров. Опрос должностных лиц караула и часового поста № 8 показал, что действия осужденного остались для незамеченными, ввиду сложных погодных условий.

Поисковые и розыскные мероприятия, проведенные силами сотрудников ГУФСИН России по Пермскому краю, привели к положительному результату и 06.09.2018 осужденный С. был задержан[5].

Проведенное служебное расследование выявили следующие причины происшествия:

нарушение пункта 2.1.2.5. приказа Минюста России от 04.09.2006 № 279, в части требований по оборудованию инженерных коммуникаций, а именно: «Оборудование воздушных коммуникаций осуществляется применением противопобеговых заграждений из колючей ленты и задерживающих спиралей. Заграждения устанавливаются на коммуникациях в местах прохождения ее над ограждением внутренней запретной зоны и основным ограждением»[6].

невыполнение указания ФСИН России от 01.07.2015 № исх-9-41085, в части перекрытия инженерно-техническими средствами охраны инженерных коммуникаций, выходящих во внутреннюю запретную зону, с помощью которых можно совершить побег;

нарушение п. 16 Инструкции по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, в результате чего воздушные коммуникации, расположенные на участках № 4, 7, 8, на схему охраны не нанесены и побегоопасными направлениями не признаны;

не выполнение требований по увеличению количества проверок несения службы личным составом караула в условиях плохой видимости;

отсутствие необходимых мероприятий по усилению охраны объекта в случае ухудшения видимости на охраняемом объекте из-за тумана;

тактически неверное размещение видеокамер в запретной зоне и на режимной территории, не позволяющее осуществлять непрерывный контроль за участками периметра и прилегающей к ним территории.

В заключении необходимо отметить, что учитывая проведенный анализ обстоятельств, способствующих совершению побегов с использованием различных инженерных коммуникаций, имеющих выход за пределы исправительных учреждений, и с целью предупреждения побегов из-под охраны подобными способами считаем необходимым:

  1. При проведении комиссионных обследований состояния инженерно-технических средств охраны и надзора (далее – ИТСОН) особое внимание уделять перекрытию ИТСОН воздушных коммуникаций, в том числе высотных столбов (опор) линий электропередач.
  2. Обеспечить перекрытие столбов (опор) линий электропередач, находящихся в непосредственной близости от запретных зон, противопобеговыми заграждениями, а также распределительных электрических щитов, используя которые существует возможность преодоления инженерных противопобеговых заграждений.
  3. Обеспечить перекрытие средствами видеонаблюдения мест и участков, на которых установлены конструкции воздушных коммуникаций и линий электропередач, опасные в побеговом отношении. При этом необходимо исключить наличия «мертвых» зон (не просматриваемых участков).
  4. Исключить прокладку новых линий электропередач пересекающих запретную зону периметров охраняемых объектов по воздуху.
  5. В местах с ограниченным передвижением осужденных необходимо использовать детекторы движения при организации видеонаблюдения с использованием светозвуковой сигнализации.
  6. Обеспечить отображение побегоопасных мест и подходов к внутренней запретной зоне в увеличенном масштабе на мониторы поста системы видеонаблюдения.
  7. Обеспечить на постоянной основе проверку качества работы должностных лиц учреждений, ответственных за эффективность использования видеокамер системы видеонаблюдения.

[1] Об объявлении решения коллегии Федеральной службы исполнения наказаний «О состоянии работы по профилактике побегов из учреждений уголовно-исполнительной системы»: приказ ФСИН России от 12.10.2016 № 821 (документ опубликован не был).

[2] О результатах обеспечения охраны объектов уголовно-исполнительной системы в 2017 году и мерах по повышению ее эффективности в 2018 году: обзор ФСИН России от 26.03.2018 № исх-08-20122 (документ опубликован не был).

[3] Аниськин С.И., Лелик Н.Б., Писарев О.М., Семенова Л.Ю. Ухищрения, применяемые подозреваемые, обвиняемые и осужденными для совершения побегов и меры по их профилактике / Под ред. д.ю.н., профессора А.В. Шеслера. Учебно-методическое пособие – Томск: ФКУ ДПО Томский институт повышения квалификации работников ФСИН России, 2015.

[4] Один из совершивших небывалый побег из американской тюрьмы строгого режима застрелен // ttps://www.vesti.ru/doc.html?id=2627202

[5] Об уровне побеговой активности осужденных и лиц, содержащихся под стражей: указание ФСИН России от 05.10.2018 № исх-08-72633 (документ опубликован не был).

[6] Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 04.09.2006 № 279 (в ред. приказа Минюста России от 17.06.2013 № 94).


Библиографический список
  1. Об объявлении решения коллегии Федеральной службы исполнения наказаний «О состоянии работы по профилактике побегов из учреждений уголовно-исполнительной системы»: приказ ФСИН России от 12.10.2016 № 821.
  2. О результатах обеспечения охраны объектов уголовно-исполнительной системы в 2017 году и мерах по повышению ее эффективности в 2018 году: обзор ФСИН России от 26.03.2018 № исх-08-20122.
  3. Аниськин С.И., Лелик Н.Б., Писарев О.М., Семенова Л.Ю. Ухищрения, применяемые подозреваемые, обвиняемые и осужденными для совершения побегов и меры по их профилактике / Под ред. д.ю.н., профессора А.В. Шеслера. Учебно-методическое пособие – Томск: ФКУ ДПО Томский институт повышения квалификации работников ФСИН России, 2015.
  4. Об уровне побеговой активности осужденных и лиц, содержащихся под стражей: указание ФСИН России от 05.10.2018 № исх-08-72633.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сорокин Михаил Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация