АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБЩЕЙ ДИАГНОСТИКИ ОДИНОЧЕСТВА

Александриди Олеся Александровна1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Одиночество – один из ключевых феноменов человеческого бытия: феноменология одинокого бытия обнажает разрывы/пустоты «социального» по всем направлениям, выраженным как итог в типах одиночества (космическое, культурное, социальное, межличностное). Психофизиологическая симптоматика одиночества, находящаяся преимущественно «в ведомстве» медицины и психологии, имеет схожую картину: печаль, тревога, депрессия. Однако для снятия симптоматики одиночества психофизиологического лечения недостаточно: необходима антропологическая (философская) экспертиза, разворачивающая одинокого индивида «к мерам» онтологического характера – активному преобразованию индивидуального бытия.

Ключевые слова: антропология, бытие, индивид, космическое, культурное, одиночество, социальное, экспертиза


ANTHROPOLOGICAL EXPERTISE AS AN INDISPENSABLE COMPONENT OF THE GENERAL DIAGNOSIS OF LONELINESS

Alexandridi Olesya Alexandrovna1, Pyatiletovа Lyudmila Vladimirovna2
1Ural State University of Railway Transport, student
2Ural State University of Railway Transport, candidate of Philosophy, Associate Professor at the chair of Philosophy and History

Abstract
Loneliness is one of the key phenomena of human existence: the phenomenology of lonely existence reveals the gaps / voids of the "social" in all directions, expressed as a result in the types of loneliness (cosmic, cultural, social, interpersonal). Psychophysiological symptoms of loneliness, which is primarily "in the department" of medicine and psychology, has a similar picture: sadness, anxiety, depression. However, in order to remove the symptoms of loneliness, psychophysiological treatment is not enough: an anthropological (philosophical) expertise is needed that unfolds a lonely individual "to measures" of an ontological nature - an active transformation of individual being.

Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Александриди О.А., Пятилетова Л.В. Антропологическая экспертиза как необходимая составляющая общей диагностики одиночества // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/80623 (дата обращения: 29.03.2024).

Одиночество – один из ведущих (наряду с другими, связанными с ним [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]) феноменов человеческого бытия: через одиночество «просвечивает» существенная характеристика человеческого бытия – его принципиальная «социальность». «Одиночество – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определённую форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности» [8, с. 27]). Именно поэтому психофизиологические последствия одиночества крайне болезненны и неприятны: печаль, тревога, депрессия, страдание. Крайние формы одиночества ведут к аномии.

Феноменология одиночества не очевидна: оно может выглядеть, например, как тяжёлая форма депрессии. Таким образом, первичная диагностика состояния человека подразумевает установление истинной причины «болезни».

В случае выявления одиночества как причины психофизиологической, моральной дисфункции требуется «вторичная» диагностика: необходимо определить, какой вид одиночества переживает человек. В данном случае речь идёт об антропологической экспертизе, опирающейся на наиболее продуктивный подход к дифференциации и диагностике одинокого индивидуального бытия – феноменологический.

Анализ сферы индивидуального и коллективного человеческого бытия зачастую требует напрямую не считываемой антропологической экспертизы: так философская антропология находит своё воплощение в практике.

Антропологическая экспертиза не отменяет (и не подменяет собой) другие виды экспертиз (на примере одиночества «первичной» экспертизой может быть психологическая, культурантропологическая, социологическая…): применяя иной критерий, философская антропология «уточняет» экзистенциальную составляющую «болезни». Будучи неизменно сопряжённой с другими областями знания, антропологическая рефлексия наполняется их действительным содержанием, базируясь на феноменологии собственно «человеческого».

Антропологическая экспертиза таким образом перетекает в процесс саморефлексии, в процессе которой человек осознаёт себя в качестве активного участника процесса «излечения» – восполнения собственного человеческого бытия (человек как активный творец и преобразователь собственной жизни).

В конечном счёте именно антропологическая экспертиза выявляет тип/измерение одиночества «пациента»: космическое, культурное, социальное, межличностное [9]. Человека может переживать одновременно несколько типов одиночества, что значительно осложняет ситуацию.

Космическое одиночество, пожалуй, наиболее труднодоступно для описания. На уровне переживаний страдающие этим видом одиночества люди описывает его как нарушение целостности мира их личности, выраженное в самоотчуждении, отстранённости бытия, природы, Бога, потеря веры в свою уникальность и причастность чему-то большему.

Так, ощущение тоски по своей родной земле, желание и стремление туда вернуться – яркий пример космического типа одиночества.

Облегчить такого рода страдания могут помочь духовные (религиозные [10]) консультации.

Культурное одиночество возникает в случае любого разрыва с (привычными) культурными ценностями, традицией. Это может иметь место при переезде в другую страну, «культуру» (особенно в ситуации нарастающей аномии) – в период резкой смены культурных идеалов, социальных предпочтений.

Социальное одиночество манифестирует остракизм отдельных социальных групп, стигматизированных по каким- либо критериям. Любой вид отторжения (от более тонкого – лишение членства в значимой группе, до грубо наглядного социального изгнания (нежелательный цвет кожи)).

Этот вид одиночества современный человек переживает острее всего, поэтому, возможно, феномен одиночества часто ассоциируется с одиночеством социальным: современный человек чрезвычайно «озабочен» социальным статусом.

Современности приписывают эпидемию социального типа одиночества. Перечень «отторгнутых» групп (неудачники, вредители, гомосексуалисты, преступники, предатели…) дополняется перечнем тех, кто находится «на краю» общественной жизни: бедные, больные, пожилые люди, эксцентрики, зачастую подростки и женщины.

Однако под ударом находится любой «благополучный» член современного общества: размытые социальные роли в расширяющихся социальных институциях ставят под удар социального исключения практически каждого индивида.

У типов одиночества есть и «национальные образы»: так, русским, европейцам приписывают, скорее, космическое и культурное одиночество, а современный американец демонстрирует абсолютно дистиллированное социальное одиночество.

Последнее слово в трудоёмком процессе диагностики одиночества принадлежит антропологической экспертизе, дающей возможность «включённого» излечения/преобразования одинокого индивидуального бытия.


Библиографический список
  1. Орлов Е.С., Пятилетова Л.В. Человек одинокий: проблематизация человеческого бытия в философской антропологии // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78104.
  2. Орлов Е.С., Пятилетова Л.В. Коммуникативные основания подлинного человеческого бытия // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/02/19925.
  3. Орлов Е.С., Пятилетова Л.В. Игра как феномен человеческого бытия // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/79152
  4. Пятилетова Л.В., Горяева Ю.Н. Любовь как смысл и оправдание человеческой жизни // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия.: Познание – 2012. – № 12 (15). – С. 41 – 43 [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=18956372
  5. Пятилетова Л.В., Ростовцев А.К. Эротическая любовь и влюблённость как феномены человеческого бытия // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия.: Познание – 2012. – № 7 (10). – С. 32 – 35 [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=18154530
  6. Пятилетова Л.В., Ростовцев А.К. Способ бытия человеческой телесности: феномен сексуальности в «любовном поведении» // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия.: Познание – 2012. – № 9 (12). – С. 27 – 31 [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=18154529
  7. Рассадникова В.Г., Пятилетова Л.В. «Труд любви»: забота как социальный феномен // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/79771
  8. Садлер У.А., Джонсон Т.Б. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества. – М., 1989. – 624 с.
  9. Егоров С.В., Пятилетова Л.В. Дихотомия «публичного» и «частного» в свете симптоматики невроза культурного генеза // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/03/22205
  10. Орехов К.А., Пятилетова Л.В. Место и роль религии в социальной жизни // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/02/21018


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация