Журналистика зародилась много лет назад. Ее приоритетными задачами, особенно во времена СССР, считались воспитание и просвещение подрастающего поколения, прививание патриотизма, пропаганда, выполнение идеологических и организаторских функции и т.д. Поэтому журналистика занимала далеко не последнее место в развитии советского общества. В современном мире журналистика продолжает представлять одно из самых значимых явлений в общественной жизни, поскольку отражает наиболее важные явления социальной реальности через средства массовой информации.
Поэтому, на сегодняшний день представляется очень важным проникнуть в суть современного журнализма, определить его теоретическую и практическую значимость для науки, для социально-политической жизни, общества в целом, поскольку в условиях современного мира, в котором наиболее обострены социально-политические и нравственные проблемы, феномен журнализма приобретает все большую значимость для исследователей.
Однако, нельзя не встретить затруднения при исследовании сущности журналистики и журнализма, поскольку, до сих пор эта область познания не имеет столь существенного до конца разработанного теоретико-методологического аппарата. Следовательно, существуют сложности и в точном и ясном определении объекта, предмета, целей и задач самой журналистики. Возможно, это связано с исследованием журналистики с позиции других гуманитарных областей знания, которые уже обладают своим научным аппаратом. Исходя из этого, на современном уровне журналистика пока только стоит на стадии оформления выработки собственной научной парадигмы.
В поисках предмета и объекта журналистики, журнализма как такового, некоторым исследователям все же удалось предложить свою точку зрения на эту проблему. Так, соглашаясь с В.В. Епачинцевым, можно утверждать, что «предметом познания журнализма является изменчивый мир, который можно познать посредством эмпиризма. Журнализм осваивает действительность, используя рациональные и образные способы, основанных на эмпирическом и теоретическом познании. Это документально конкретное творчество, которое связано с обработанной действительностью” (2, с.657-659).
Сущность журналистики как формы общественного познания заключается в единстве рационального и образного постижения действительности. Отличие познавательно-творческой деятельности журналиста состоит в не только познании объекта, но и создании нового информационного продукта.
Таким образом, в качестве объекта метатеории журналистики выступает журналистика как общественный феномен, а предметом анализа является познавательно-творческая сущность журналистики (4, с.119-122).
Объектами познания журналиста могут являться также сферы духовного и материального, все субъекты общества. Через сознание журналист воздействует на личность, группу и общество. Следовательно, одна из основных задач современной журналистики состоит в гуманизации общества, его просвещении, прививании ценностей. Журналист должен ориентироваться на духовные запросы общества (1, с.274-282).
В качестве основных функции журналистики как некоей формы деятельности выступает информирование людей о социально значимых событиях. На реальность, видимую журналистом, влияют разнообразные условия. Это и ситуация в стране, и мировоззренческие предпочтения самого журналиста, и уровень его профессионализма. В соответствии с профессиональными стандартами, объективность и правдивость есть основные критерии качества журналистского материала. Но, на самом деле, многообразие журналистского материала, существующее в мировом информационном пространстве, нуждается в глубоком научном осмыслении. Проблема состоит в интерпретации журналистских материалов, что связано с когнитивными процессами, сознанием человека, языком (1, с.274-282).
В целом, журналистика как феномен представляет собой массовое явление, имеющее свои специфические особенности. Она, также как и другие гуманитарные науки, пытается познать социальную реальность, объяснить многие общественные явления, кроме того, она может воздействовать на сознание человека и всего общества. Как рупор общественного мнения, институт массовой коммуникации в силу своего мобилизационного потенциала СМИ могут воздействовать на большие группы людей, поэтому журналистика играет особую роль в современном политическом процессе (5, с.25). Таким образом, нельзя не говорить о важности адекватного отражения реальности средствами массовой информации. В большом потоке информации, человеку необходимо научиться выделять нужную и верную информацию о том, что происходит в мире, уметь анализировать наиболее острые проблемы современности.
В современном мире мнение общества становится все больше зависимым от СМИ. Сформировалась “информационная зависимость” у подавляющего большинства населения РФ. И это неумеренное потребление, неумение отсеивать и фильтровать информацию вызывает проблему, так как СМИ на протяжении уже многих десятилетий трансформируют и делает массовым не только мнение и взгляд на мир отдельного человека, но и, что драматично, мнение практически всего населения РФ.
Дело в том, что некоторые СМИ, пытаются создать видимость того, что они служат человеку. На самом деле, это своеобразное средство для трансформации сознания людей с целью превращения его в массовое, пассивное, не способное к объективной оценке происходящих событий. Это, особенно, характерно для современного телевидения. Поэтому, существует проблема объективного и точного представления реальности в средствах массовой информации.
На современном этапе идет процесс отчуждения российских СМИ от общества, опасающегося за свое духовное и нравственное здоровье. Происходит разрыв культурно-исторической линии массовизации прессы и возрастает ее асоциальность.
Кроме того, деятельность некоторых СМИ носит дестабилизирующий, дегуманизированный характер. Возрастает также коммерциализация и манипулирование в СМИ (3).
Некоторые СМИ, таким образом, скрывают подлинную реальность. А это ведет к негативным последствиям, таким как, уход от реальности, гедонизму, безответственности и др.
На основе анализа материалов современных массовых печатных, электронных изданий можно сделать такой вывод, что журналистика все еще действует по принципу извлечения коммерческой выгоды, предоставляя информацию больше развлекательного, острого социально-политического, нежели просветительского характера.
Сам журнализм не может не испытывать на себе влияние научно-технического прогресса. Это отражается и на его многофункциональности, непрерывности, вездесущности и всеохватности. Журнализм имеет тенденцию к постоянному обновлению, подстраиваясь под изменения социальной действительности. Поэтому, как было сказано выше, журналистика должна ориентироваться на повышение духовного нравственного уровня человека и общества. Должна адекватно конструировать современную социальную реальность. Эта проблема является одной из главных в рамках исследования теории журнализма.
Этой же точки зрения придерживается А.В. Дрожжин, который считает, что журналистика как массовое явление должна на микроуровне осуществлять гуманизацию внутреннего мира человека, признавая его самоценность, а на макроуровне – гуманизировать все общество, создавая глобальную гуманистическую культуру (1, с.274-282).
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что современное социогуманитарное познание в целом должно быть направлено на восстановление классических “гуманитарных” идеалов и ценностей, одновременно разрабатывая новые способы построения мысли, речи и деятельности.
Следовательно, журналистика как форма социогуманитарного познания, которая действует в условиях изменяющейся действительности, должна отражать и вместе с тем находить решение наиболее важных проблем, существующих в стране и мире.
Информация, транслируемая в СМИ, должна быть разнообразной по видам, темам, авторам, позициям, чтобы отразить происходящее всесторонне, с необходимой глубиной. Представление различных мнений в источниках информации является гарантией защиты от манипулирования сознанием и поведением аудитории, формирования общественного мнения в интересах СМИ.
Таким образом, можно сделать вывод, что для современного человека информация должна быть полной, всеобъемлющей, точной, своевременной и как можно наиболее достоверно и адекватно отражать действительность. Она не должна делать сознание человека и его взгляд на происходящее массовым, типизировать поведение, наоборот, она должна способствовать развитию и самопознанию личности. Хотелось бы верить, что российские СМИ в скором времени смогут быть таким источником информации.
Библиографический список
- Дрожжин А.В. «Новая журналистика» и тенденции неогуманизма в современном обществе / А.В. Дрожжин. – Вестник Чувашского ун-та. – №1. – 2009. – с.274-282.
- Епанчинцев В. В. Социально-философский феномен журнализма // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 657-659.
- Епархина О.В. Социология общественного мнения / О.В. Епархина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2013. – 240 с.
- Ким М.Н. Журналистика как форма общественного познания / М.Н. Ким. – Вестник Санкт-Петербургского ун-та. – №1. – 2006. – С.119-122.
- Фомичева И. Д. Социология СМИ: Учеб. Пособие для студентов вузов / И. Д. Фомичева. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 335 с.