Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Подростничество – это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте формируются черты характера и основные формы межличностного взаимодействия. Все эти качества развиваются в процессе общения подростка с людьми. Общение со сверстниками становится ведущим видом деятельности подростка.
Важность подросткового периода для дальнейшего развития личности заключается в необходимости овладения подростком навыками межличностного взаимодействия, однако не всегда этот процесс оказывается успешным. Очень часто из-за социальных условий или особенностей личностного развития подростки оказываются неспособны установить прочные отношения со сверстниками. Если подростку не была вовремя оказана психологическая помощь, проблема будет усугубляться. Такие подростки часто относятся к категории трудных, так как они не могут полноценно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. При этом трудные подростки слабо поддаются педагогическим воздействиям и окружающие отвергают их.
В настоящее время в условиях общеобразовательной школы проблема межличностного взаимодействия трудных подростков приобретает особую актуальность. Введение новых образовательных стандартов предъявляет повышенные требования к уровню социальной подготовленности учащихся, однако педагоги школы не всегда в полной мере владеют методами и приемами воздействия на трудных подростков.
Изучению проблем межличностного взаимодействия подростков посвящены исследования А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, Я.Л. Коломинского и др.
Межличностное взаимодействие понимается в психолого-педагогической литературе как относительно устойчивое множество связей и отношений людей, возникающих в процессе совместной деятельности [1].
В то же время совместная деятельность включает в себя эмоционально-оценочный компонент, поэтому содержание межличностного взаимодействия оказывается более широким, чем простое достижение общих целей. Наиболее яркой формой выражения межличностного взаимодействия является общение, позволяющее индивидам обмениваться информацией и выполнять социально значимые функции. Межличностное взаимодействие изменяется в процессе развития личности, а его функционирование обусловлено законами развития общества [2].
Особый стиль межличностного взаимодействия осуществляется трудными подростками. К таким подросткам относятся дети, имеющие стойкие проблемы в поведении, учебной деятельности и отношениях с окружающими. Понятия «трудности» подростков по-разному трактуется исследователями, в его содержание могут включаться как сложности в воспитании подростков, так и отдельные формы девиантного поведения и школьной дезадаптированности [3]. Причинами возникновения трудностей в воспитании подростков являются педагогическая и социальная запущенность, а также нарушения здоровья [4].
Н.К. Тихомирова, Г.К. Селевко, И.Н. Закатова считают, что межличностное взаимодействие трудных подростков отличается рядом особенностей. К ним можно отнести недостаточную социальную зрелость, из-за чего подростки не знакомыми с важными принципами и нормами отношений. Также трудные подростки не могут формировать прочные отношения дружбы, так как для них характерны повышенная конфликтность, подозрительность, неспособность к сопереживанию и сочувствию [5].
Для развития межличностного взаимодействия трудных подростков могут использоваться средства психолого-педагогической коррекции. Она предполагает определение степени «трудности» подростков, так как часто трудными считаются дети, с которыми педагоги и родители не смогли найти контакт [6].
Формами работы педагога-психолога по формированию межличностного взаимодействия трудных подростков входит создание благоприятной, развивающей среды, способствующей включению подростка в совместную деятельность коллектива, повышение самооценки подростков, помощь в налаживании отношений со сверстниками.
Конкретными методами такой работы могут стать консультирование и беседы с подростками, ресоциализация трудных подростков, привлечение подростков к общественно-полезной деятельности под руководством сильного лидера [7,8].
Изучение особенностей межличностного взаимодействия трудных подростков проходило в условиях общеобразовательной школы. В исследовании приняли участие ученики в возрасте 12-13 лет. В соответствии с целью нашего исследования были отобраны следующие методики: тест оценки самоконтроля в общении М. Снайдер, методика «Оценка отношений подростков с классом» Н.В. Бордовской, А.А. Реан и методика «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховского). Данные методики позволяют эффективно определить причины проблем в межличностном взаимодействии трудных подростков.
Анализ данных исследования показал, что в исследуемой группе половина подростков отличаются низким уровнем развития самоконтроля в общении, также они склонны воспринимать класс как помеху для своей деятельности. Две трети подростков имеют низкий и очень низкий уровень развития общительности. Данные результаты могут говорить о том, что подростки переживают существенные трудности в развитии межличностного взаимодействия. При этом неспособность подростков к участию в межличностном взаимодействии означает, что они могут отвергаться коллективом сверстником из-за своих личностных особенностей, то есть относятся к категории трудных.
На основании данных исследования были разработаны рекомендации по формированию межличностного взаимодействия трудных подростков. Прежде всего, это уважение к личности подростка и внимание к событиям, происходящим с ним. Необходимо помочь трудным подросткам в развитии самоуважения и включении их в классный коллектив. Для этого необходимо установить доверительные отношения с подростком, сохраняя определенную дистанцию. Необходимо также наладить отношения с родителями подростков, так как трудности подростков чаще всего обусловлены непониманием между взрослыми и подростком.
Таким образом, важность подросткового периода для дальнейшего развития личности заключается в необходимости овладения подростком навыками межличностного взаимодействия, однако не всегда этот процесс оказывается успешным. Особенности межличностного взаимодействия трудных подростков заключаются в недостаточной социальной зрелости, из-за чего подростки не знакомымы с важными принципами и нормами отношений. Также трудные подростки не могут формировать прочные отношения дружбы, так как для них характерны повышенная конфликтность, подозрительность, неспособность к сопереживанию и сочувствию. Для развития межличностного взаимодействия трудных подростков могут использоваться средства психолого-педагогической коррекции. Исследование особенностей межличностного взаимодействия трудных подростков в условиях общеобразовательной школы позволило выявить, что подростки переживают серьезные проблемы в развитии межличностного взаимодействия. Неспособность подростков к участию в конструктивном межличностном взаимодействии означает, что они могут отвергаться коллективом сверстником из-за своих личностных особенностей. В соответствии с данными исследования необходима целенаправленная психолого-педагогическая работа в данном направлении.
Библиографический список
- Козлов Н.И. Психология межличностных отношений. – М., 1995 – 70 с.
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.; Екатеринбург: Аспект Пресс; Деловая книга, 2010. – 356 с.
- Давыдов А.В. Психологический словарь. – М.: Педагогика, 1983 – 508 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология. – Ростов-на-Дону, 2008 – 295с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. 2-е изд. – М.: Владос, 1999. – 234 с.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология – М.: Академия, 2009. – 288 с.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 1976 – 283с.
- Волков Б.С. Психология подростка. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 287с.