Зачётная система относится к нетрадиционной для школы форме тематического контроля, она проверяет достижения учащимися уровня обязательной подготовки, степень и качество развития универсальных учебных действий [1]. Использование зачётной системы в оценке уровня усвоения знаний даёт положительную динамику качества знаний [2].
В современных условиях, когда возрастает объём учебной информации, обучение становится, прежде всего, личностно ориентированным, учитывающим способности и потребности учащегося. Поэтому зачётная система наилучшим способом раскрывает свой потенциал в условиях углубленного изучения математики (т.е. в профильных математических классах и школах). Зачётная система ориентирована на учеников с высокой академической успешностью в целом, средним и выше уровнем развития математических способностей и мотивацией, связанной, в том числе, с продолжением образования в высших учебных заведениях (по направлениям, требующим от абитуриентов удовлетворительных результатов профильного ЕГЭ по математике).
Разрабатываемая зачётная система имеет модульную структуру: текущие зачёты (в форме математических изложений и письменных проверочных работ) по каждой теме модуля, подлежащие в случае неудовлетворительного результата пересдаче, при удовлетворительном результате являются допуском к итоговому тематическому зачёту в конце модуля.
Главной проблемой организации разрабатываемой зачётной системы в условиях углубленного изучения математики можно считать мониторинг достижений учеников, результаты которого должны быть доступны не только учителю, но и учащимся. Осведомлённость учеников о результатах сдачи текущих зачётов, о пробелах в знаниях и сроках возможной пересдачи позволяет не только организовать учебный процесс каждого школьника оптимальным для него образом, но и целенаправленно развивать регулятивные универсальные учебные действия. Облачные технологии позволяют внести значительный вклад в решение обозначенной проблемы.
Здесь следует заметить, что проблемой также является зачастую недостаточный уровень готовности преподавателей к применению электронных технологий обучения в целом и облачных технологий, в частности. Однако это проблема скорее является вопросом времени и решить её несложно при помощи курсов повышения квалификации или пособий, например [3].
При использовании облачных технологий во время организации зачётной системы реализуются следующие принципы:
- принцип информационной доступности, то есть у каждого ученика есть возможность отслеживать свои достижения;
- принцип наглядности;
- принцип активности обучаемых, который предполагает самостоятельную работу учеников по планированию своей деятельности;
- принцип управления процессом обучения.
Возможности облачных технологий при организации зачётной системы были представлены на примере Google Таблиц. Посредством Google Таблиц была разработана система мониторинга знаний и умений учеников, позволяющая ученикам отслеживать свою успеваемость в любое удобное время. Разработанная система строится на зачётной системе по алгебре для 9 класса [4]. Итак, подробно рассмотрим разработанную систему.
Каждому ученику предоставляется доступ к документу (Google Таблице), который содержит две страницы: «Титульный лист» и «Итоги». На титульном листе (см. Рисунок 1) представлена основная информация по разработанной зачётной системе: по какому предмету (алгебра), в каком классе (9 класс), ФИО учителя, его e-mail, а также ссылки на «Адаптивный календарь консультаций и пересдач зачётов» и «Итоги».
«Адаптивный календарь консультаций и пересдач зачётов» представляет собой календарь занятости учителя математики, где отмечены дни, в которые учитель может принять учеников на консультации и пересдачи зачётов. Для этого ученику необходимо выбрать подходящий для него день, зайти уже на свой Google Календарь, создать мероприятие, например, «Консультация по зачёту», и пригласить учителя. После чего учитель увидит у себя в календаре приглашение, которое он может принять или отклонить.
Ученик, перейдя по ссылке на титульном листе «Итоги», попадает на вторую страницу документа (см. Рисунок 2). Страница «Итоги» содержит в себе своего рода классный журнал, только вместо отметок стоят «зачтено» / «не зачтено». Таким образом, у ученика перед глазами все текущие и тематические зачёты по темам курса алгебры. Например, ученик Иванов И.И. видит, что у него стоит «не зачтено» по текущему зачёту по теме «3. Квадратичная функция и её график» и он хочет вспомнить, почему он не сдал этот зачёт. Для этого он нажимает на запись «не зачтено», где по ссылке переходит на свою индивидуальную страницу (см. Рисунок 3).
Доступ к индивидуальной странице имеется только у учителя и у самого ученика, тем самым сохраняется конфиденциальность информации.
Попав на свою индивидуальную страницу, Иванов И.И. получает подробную информацию о структуре зачётов, о том, на какие оценки они были сданы. «Зачёт» не ставится, когда у ученика имеется хоть одна «2». Каждому ученику необходимо пересдать все «двойки», поэтому на индивидуальной странице все отметки «2» содержат комментарий учителя (информацию по поводу отметки и подготовки), материал для подготовки и любую другую информацию, которую учитель посчитает нужным добавить.
Таким образом, разработанная система мониторинга позволяет учителю вести контроль над учениками, а ученикам прослеживать свою успеваемость. И благодаря облачным технологиям, организация и проведение зачётной системы становится более лёгким и эффективным.
Библиографический список
- Колобов А.Н. Зачетная система в школьном образовании / А.Н. Колобов // Научный журнал «Научный альманах». «Актуальные вопросы образования и науки»: по материалам международной научно-практической конференции. В 2 частях. Часть 1. Тамбов : ООО «Консалтинговая компания Юком», 2016, № 6, с. 308-310.
- Темирханова, У. М. Влияние зачётных уроков на повышение знаний учащихся в 7 классе по алгебре / У. М. Темирханова // Актуальные вопросы современной науки. Таганрог. 25 января 2014. с. 62-69.
- Бессонов, Л. В., Брагина, И. Г. Информационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя: учебное пособие. Саратов : Изд-во «Научная книга», 2014. 28 с.
- Каткова, А. М. Общая характеристика зачётной системы контроля и оценки математических знаний и умений школьников [Электронный ресурс] / А. М. Каткова, 2016 // Электронное периодическое издание, журнал «Педагогический мир». URL: http://pedmir.ru/102041 (дата обращения 10.10.2016).
Количество просмотров публикации: Please wait