ВАРИАНТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Торопова А.И.1, Потапова Е.А.2, Лебедева Т.Е.3, Булганина С.В.4
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент,
2ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент,
3ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), кандидат педагогических наук, доцент
4ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), кандидат технических наук, доцент

Аннотация
В статье рассматривается использование некоторых методов и технологий менеджмента в образовательном пространстве. Приведены основные исторические примеры использования тех или иных инструментов менеджмента. Показана эффективность использования методов менеджмента и возможности повышения качества образовательных услуг.

Ключевые слова: качество управления, методы, образовательное учреждение, технологии


OPTIONS OF APPLICATION OF METHODS AND TECHNOLOGIES OF MANAGEMENT IN EDUCATIONAL SPACE

Toropova A.I.1, Potapova E.A.2, Lebedeva T.E.3, Bulganina S.V.4
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University), student,
2Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University), student,
3Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University), Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor
4Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University), Candidate of Technical Sciences, associate Professor

Abstract
In article use of some methods and technologies of management in educational space is considered. The main historical examples of use of these or those instruments of management are given. Efficiency of use of methods of management and a possibility of improvement of quality of educational services is shown.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Торопова А.И., Потапова Е.А., Лебедева Т.Е., Булганина С.В. Варианты применения методов и технологий менеджмента в образовательном пространстве // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/75088 (дата обращения: 17.03.2024).

Зарождение управленческой деятельности связано с первобытным обществом, где понятия «власть» и «управление» считались практически взаимозаменяемыми, так как управление долгое время считалось средством реализации власти. Немецкий социолог, политический экономист Макс Вебер изучал управленческие процессы того времени. Государство, как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как средство [1]. Согласно М. Веберу, власть – способ господства определённой группы людей над обществом.

Классики античной философии, такие как Платон, Аристотель, также вложили свой вклад в понятие управленческой деятельности. Платон считал, что важным аспектом управления является материальное обеспечение общества. Называя управление «наукой о питании», философ подчеркивал важность её жизнеобеспечивающей функции.

Современная наука управления, черпающая опыт из многолетней практики, развивается быстрыми темпами. Интенсивность ее развития объясняется тем, что это одна из самых часто использующих в настоящий момент наук.

Практика зарубежной и отечественной литературы по направлениям современного образовательного менеджмента показала, что неумение владеть современными технологиями и методами управления – недостаток современного управления. Так, существует множество методов образовательного менеджмента, но их практически не используют в сфере российского управления. В российских образовательных учреждениях усилия направлены на создание внутренней системы оценки качества подготовки специалистов, которая не выдерживает конкуренцию на рынке [2].

Рациональное использование ресурсов организаций и достижение с помощью них своих целей включает в себя управление организацией. Нужно помнить, что менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности и т.п. [3].

Система управления образовательным процессом, структура взаимодействия его звеньев должны быть разработаны для обеспечения стратегии успеха даже при изменении условий внешней среды. Каждый управленец образовательного учреждения должен предлагать свою структуру методов и инструментов, которая смогла бы поддержать или даже повысить оценку эффективности организации. Прежде чем внедрять определенные методы и технологии, необходимо учесть позиции своего учреждения. Успешные менеджеры оповещают персонал возможными вариантами дальнейшего развития учреждения, а также вдохновляют их новыми мыслями и идеями.

Любая организация должна постоянно улучшаться. В менеджменте используется цикл Деминга. Она имеет следующие составляющие:

  1. Планируй (Plan) – выявление и анализ проблемы; оценка возможных изменений.
  2. Делай (Do) – поиск разрешения проблемы, проведение необходимых для ее решения мероприятий.
  3. Проверяй (Check) – анализ результатов и вывод.
  4. Воздействуй (Act) – принятие решения на основе приобретенного опыта.

Рисунок 1 – Модель непрерывного улучшения процессов – Цикл Шухарта Деминга или цикл PDC(S)A [4].

Такой метод может способствовать внедрению реинжиниринга в сферу образования. Это позволяет работодателю размещать запросы на образовательные услугу, получать информацию о качестве образования выпускников.

В практике современного менеджмента в сфере образования можно отметить следующие наиболее эффективные методы управления:

1. Диаграмма Исикавы «рыбий скелет». Она предназначена для визуализации и системного анализа причинно-следственных связей [4]. Такой метод применяется для совершенствования  продукции организации. Его главной целью является поиск достоверной проблемы и наилучшего варианта её решения. Этот метод позволяет выделить самые существенные возникающие проблемы, а также провести поуровневый поиск их первопричины.

2. Мозговой штурм. Это обсуждение группой или организацией самой значимой проблемы с целью получения новых вариантов ее решения. Этот метод позволяет выявить людей с творческими подходами в генерировании идей. Здесь у людей есть возможность свободно высказать своё мнение, которое сразу записывается в таблицу и учитывается в дальнейшем при принятии окончательного решения.

3.SWOT-анализ. При составлении стратегических и маркетинговых планов необходимо учитывать данные, полученные в результате SWOT-анализа [5, 6]. Главной целью данного метода заключается выявление факторов организации  и разделение их на четыре вида: Strengths –сильные стороны, Weaknesses – слабые стороны, Opportunities – возможности и Threats – угрозы.

Для образовательного учреждения  подойдут методы менеджмента со следующими качествами: разносторонность, многофункциональность, быстрота освоения и внедрения, не слишком высокая стоимость применения (для бюджетного образовательного учреждения) [7, 8]/

Подведя итоги, можно сделать вывод, что необходимым условием образования является анализ целей и задач, освоение новых технологий и инструментов,  а также их эффективное применение на практике.


Библиографический список
  1. М. Вебер. Политика как призвание и профессия – М.: Директ-Медиа, 2014 – с. 84.
  2. Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие/под ред. М.М. Поташника. – М., 2004, с. 236.
  3. Черных А.В. Использование методов и инструментов менеджмента качества в образовании // Власть, 2013. – №10. – с. 61-63.
  4. Тарасенко В. В. Логика и методология управления: книга для руководителя: учебное пособие – М.: Юнити – Дана, 2015 – с.368.
  5. Митрофанова И.А., Воронина Ю.В., Булганина С.В. Анализ конкурентных преимуществ фирмы // В сборнике: Актуальные вопросы аграрной экономики: теория, методология, практика Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием студентов и молодых ученых. Под научной редакцией А.Г. Самоделкина, А.А. Серова, А.А. Чиликова. 2015. С. 160-165.
  6. Егорова А.О., Кузнецов В.П., Зокирова Н.К.  ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ РИСКА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13). С. 5.
  7. Шкунова А.А., Булганина С.В. Менеджмент – маркетинг: организация профориентационной работы // В сборнике: ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 165-167.
  8. Васильева Л.И., Егоров Е.Е., Лебедева Т.Е. Приведение компетенций ФГОС к квалификационным требованиям профессионального стандарта и их реализация в подготовке менеджера  // В мире научных открытий. 2014. № 3 (51). С. 124-137.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Булганина Светлана Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация