Влияние хронического воздействия этанола на организм человека затрагивает как общественные, интеллектуально-мнестические функции, так и носит четкий, метаболический ориентированный характер. Очевидна необходимость снижения медико-демографических и социально-экономических потерь – как последствий злоупотребления алкоголем [1] При алкогольной интоксикации и развитии алкогольной зависимости происходят многочисленные изменения обменных процессов и важнейших констант различных биологических жидкостей. Согласно современным представлениям о биологических функциях и биологических реакциях, к данной категории можно отнести холестерин, который, как считается, обеспечивает реакцию краткосрочной адаптации клеток к внешним воздействиям, а также триглицериды, выполнение которыми функции депонирования высших жирных кислот определяет, в свою очередь, нормальное состояние биологической функции трофологии в реакции эндотрофии [2, с. 23].
В обмене входящих в состав эфиров холестерина и триглицеридов высших жирных кислот принимает участие карнитин, способный синтезироваться в клетках из метионина и лизина, а также поступающий в организм в составе продуктов питания. Оценка плазменной концентрации карнитина у пациентов с хронической алкогольной интоксикацией показала длительное, сохраняющееся в течение двух месяцев после заключительного приема алкоголя снижение уровней общего, свободного и ацилкарнитина [3, с. 548]. Изменение уровня карнитина в плазме сопровождались аналогичным снижением экскреции данного метаболита у больных алкоголизмом [4, с. 160]. Очевидно, что функциональная активность и эффективность действия карнитина в данных условиях будет снижена и может предопределить изменения других показателей обмена липидов.
Цель исследования: оценить воздействие L-карнитина на уровень показателей липидного обмена в крови при моделировании синдрома отмены этанола.
Задачи исследования:
- Выяснить содержание триглицеридов в сыворотке крови при формировании синдрома отмены этанола в условиях применения L-карнитина;
- Оценить воздействие L-карнитина на уровень общего холестерина в сыворотке крови при экспериментальном синдроме отмены этанола;
- Определить содержание холестерина в липопротеинах высокой плотности в сыворотке крови при использовании L-карнитина условиях моделирования физической зависимости от алкоголя.
Материалы и методы исследования
В эксперименте использовали 30 беспородных крыс-самцов массой 180-200 г. Для формирования физической зависимости от этанола использовали модель экспериментального алкоголизма, разработанную проф. Абдрашитовым А.Х. и соавт. [5, c. 85-89]. Согласно этой модели, животным интрагастрально вводили 25% раствор этанола в дозе 8 г/кг в сутки в течение 4 суток и 4 г/кг/сут на 5 сутки (группа «Этанол»). Для оценки влияния L-карнитина (препарат «L-КАР») на показатели липидного обмена в период реакции отмены этанола была сформирована группа животных, которым интрагастрально вводили «L-КАР» в дозе 300мг/сут в период моделирования реакции отмены (группа «Этанол+L-КАР»). Выведение животных из эксперимента осуществлялось путем декапитация под эфирным наркозом через 1 сутки после последнего введения алкоголя. Группу сравнения составили животные, которым по аналогичной схеме вводили эквиобъемное количество воды. Определение содержания триглицеридов, концентрации общего холестерина и холестерина в липопротеинах высокой плотности в сыворотке крови проводилось с использованием наборов реагентов компании «Вектор-Бест». Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью компьютерных программ AnalystSoft Inc., Statplus, версия 5 и Microsoft Excel. В качестве основных характеристик описательной статистики применяли медиану (Ме), нижний 25-й (L) и верхний 75-й (Н) квантили (Me; L; H). Оценку статистической значимости различий проводили с использованием непараметрических критериев: Манна-Уитни (U) и Вилкоксона для связанных выборок (W).
Результаты исследования и их обсуждение
Синтетический аналог естественного L-карнитина применяется в лечебной практике с целью воспроизведения и усиления его физиологической функции – обеспечение транспорта в матрикс митохондрий клеток организма человека для последующего метаболического процесса β-окисления насыщенной пальмитиновой кислоты. В условиях моделирования действия этилового алкоголя на клеточные компоненты методом высокоэффективной жидкостной хроматографии было установлено его влияние в отношении фосфолипидов цитоплазматических мембран. L-карнитин уменьшал уровень фосфолипидов, соответственно влияя на жидкостность мембран гепатоцитов [6, c. 44].
Несмотря на литературные данные о недостаточной концентрации карнитина в плазме крови, уменьшении параметров его выделения при хронической алкогольной интоксикации и возможного, вследствие этого, изменения важнейших показателей, характеризующих обмен липидов, измерение содержания общего холестерина, холестерина липопротеинов высокой плотности, триглицеридов в сыворотке крови животных, подвергшихся принудительной алкоголизации (группа «Этанол»), позволило выявить лишь тенденцию к увеличению всех вышеперечисленных показателей.
Данные настоящего исследования соотносятся с тем, что экспериментальное, длительностью один месяц моделирование хронического влияния этанола также не выявило изменений в уровнях общих липидов и триглицеридов в плазме лабораторных животных [7, c. 56]. Отсутствие изменений концентраций общего холестерина и триглицеридов в сыворотке крови при экспериментальном воспроизведении физической зависимости от алкоголя может быть связано с тем, что этиловый спирт: а) сначала заменяет высшие предельные жирные кислоты в качестве основного внутриклеточного энергетического субстрата; б) затем ускоряет этерификацию высших жирных кислот с образованием эфиров холестерина и триглицеридов в клетках; и в) аккумулирует их в гепатоцитах.
В группе «Этанол+L-КАР» было установлено статистически значимое повышение содержания холестерина липопротеинов высокой плотности на 6,8% (pU=0,049) по сравнению группой контрольных животных и составило 0,63 (0,62;0,63) ммоль/л. Также нами были выявлены изменения в уровне триглицеридов в сыворотке крови данной группы животных по сравнению с группой «Этанол». Содержание триглицеридов было снижено на 16,7% (pW=0,022) и составило 0,5 (0,4; 0,5) ммоль/л.
Причины повышения уровня холестерина липопротеинов высокой плотности при развитии реакции отмены этанола на фоне использования L-карнитина могут быть связаны: во-первых, с тем, что из-за увеличенного транспорта карнитином насыщенной пальмитиновой кислоты в матрикс митохондрий для окисления в формировании эфиров холестерина и триглицеридов будут участвовать в большем количестве ненасыщенные и полиненасыщенные высшие жирные кислоты, которые в данных условиях в значительной степени необходимы для оптимальных параметров паракринной регуляции клеточного метаболизма эйкозаноидами и которые транспортируются липопротеинами высокой плотности; во-вторых, с тем, что в условиях избыточного образования ацетил-КоА при алкоголизме происходит трансформация его использования в клетке с усилением пути образования холестерина, избыток которого из клеток также ответственны удалять липопротеины высокой плотности.
Снижение содержания триглицеридов, вероятно, обусловлено тем, что предполагаемая под действием L-карнитина интенсифицированная доставка пальмитата в митохондрии сопряжена с усилением в условиях хронической алкогольной интоксикации периферического липолиза триглицеридов и высвобождением в кровь свободных, неэтерифицированных жирных кислот.
Таким образом, можно сделать заключение об определенном модулирующем эффекте L-карнитина в условиях экспериментального алкоголизма на показатели сыворотки крови, характеризующие состояние обмена липидов.
Библиографический список
- Агеева Н.А. Профилактика алкоголизма и наркомании как неотъемлемая часть работы по формированию доминант здорового образа жизни у россиян // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65743 (дата обращения: 27.05.2016).
- Коткина Т.И., Титов В.Н. Позиционные изомеры триглицеридов в маслах, жирах и апоВ-100 липопротеинах. Пальмитиновый и олеиновый варианты метаболизма жирных кислот – субстратов для наработки энергии // Клиническая лабораторная диагностика. ‒ 2014. ‒ т. 59, № 1. ‒ С. 22-26.
- Kepka A. Plasma carnitine concentrations after chronic alcohol intoxication / A. Kepka, N. Waszkiewicz, B. Zalewska-Szajda, S. Chojnowska, P. Płudowski, E. Konarzewska, A. Szulc, J. Ladny, K. Zwierz, S. Szajda // Postepy Hig. Med. Dosw. – 2013. – V. 67. – P. 548–552.
- Kepka A. Renal carnitine excretion following abstinence after chronic drinking / A. Kepka, S. Chojnowska, R. Snitko, K. Zwierz, N. Waszkiewicz // Adv. Med. Sci. – 2016. – V. 61 (1). – P. 160–163.
- Успенский А.Е., Нужный В.П., Абдрашитов А.Х. Степень анальгезии как показатель выраженности синдрома отмены этанола в эксперименте // Мед. биол. пробл. алкоголизма: материалы Всесоюз. научн. конф. – Воронеж, 1987. – С. 85-89.
- Dobrzynska I. Effect of L-carnitine on liver cell membranes in ethanol-intoxicated rats / I. Dobrzynska, B. Szachowicz-Petelska, E. Skrzydlewska, Z. Figaszewski // Chem. Biol. Interact. – 2010. – V. 188 (1). – P. 44–51.
- Лелевич С.В., Бородинский А.Н., Третьякевич Т.С., Коноваленко О.В. Пантенол и L-карнитин как средства метаболической терапии алкогольного поражения печени // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. ‒ 2008. ‒ № 2. ‒ С. 54-57.