Специфика постановки задачи педагогического моделирования в выборе оптимальных возможностей педагогического взаимодействии в структуре учебно-тренировочного процесса и во внеурочное время может быть сведена к моделированию и уточнению системы принципов педагогического взаимодействия, частным случаем которой может быть социализация и самореализация личности. Система принципов как объект исследования и конструкт формирования личности [1-38] определяет возможность работы по выявлению и оптимизации условий продуктивного становления педагога в совместной деятельности с обучающимся базовым механизмом верификации качеств задач развития.
Специфика продуктивного выбора условий и возможностей педагогического моделирования в работе педагога [39-49] определили в процессе профессионального становления личности возможности активного воспроизводства условий и уровня развития антропосреды и ноосферы. Качество формирования личности в модели непрерывного образования предопределяет успешность личности в решении профессиональных задач, гарантирующих преумножение богатств и ценностей выбранной плоскости взаимоотношений в социуме.
Система принципов социализации и самореализации обучающихся, занимающихся баскетболом (Августинович О. В., 2016):
1) Принцип научного построения социализации и самореализации обучающихся, занимающихся баскетболом.
• принцип последовательности, системности, систематичности, прочности, объективности в решении и визуализации решенных задач в модели культуры и образования, спорта и досуга;
• принцип природосообразности, культуросообразности, возрастосообразности в развитии и самореализации личности;
• принцип единства теории и практики в оптимизации и модификации научного и научно-педагогического знания;
• принцип единства всех категорий современной педагогики (воспитание, самореализация, образование, социализация, обучение, развитие и пр. );
• принцип учета индивидуальных особенностей и модели нормального распределения особенностей и здоровья в иерархии смыслов, мотивов, целеполагания;
• принцип формирования и развития всех структур личности;
• принцип гармонизации и оптимизации условий развития, социализации, самореализации;
• принцип доступности, персонифицированного выбора оптимальной сложности и востребованности научного знания в развитии личности;
• принцип учета положения об ограниченности в выборе системы ограничений и возможностей развития личности;
• принцип формирования культуры личности и через культуру деятельности и общения;
• принцип формирования личности в коллективе и через коллектив.
2) Принцип ценностно-смысловой направленности учебно-тренировочного процесса с обучающимися в баскетболе:
• принцип формирования ценностных ориентаций и компетенций у субъектов воспитательно-образовательного пространства;
• принцип соблюдения ценностей и культурологических норм мультисредового взаимодействия в системе организации полисубъектных отношений и выделения приоритетов развития в реализации идей гуманизма, демократии и толерантности;
• принцип формирования, трансформации, реконструкции модели поведения и взаимоотношений в социально-педагогической среде;
• принцип создания условий для позитивной, коммуникативно-нравственной среды, фасилитирующей и оптимизирующей у субъектов составные моделей и процессов социализации, адаптации, самоопределения, самосовершенствования;
•принцип духовности, религиозности, любви;
•принцип «выращивания» в культуре педагогической деятельности и мышления.
3) Принцип формирования личности обучающегося в модели здоровья, культуры, образования:
• принцип формирования самостоятельности у субъектов микро-, мезо-, макро-, мегагрупп, включенных в совместную педагогическую и социально-педагогическую деятельность;
• принцип синергетической самоорганизации педагогической системы, оптимизации модели управления, корректируемой в соответствии с возможностями трансформации и ретрансляции основ гуманно-личностной педагогики и психологии;
• принцип ответственности, дисциплинированности, порядочности;
• принцип рационального сочетания различных видов, форм, методов и средств взаимодействия и управления педагогическими системами;
• принцип сотрудничества и взаимопомощи в коллективе;
• принцип физического воспитания, здоровьесберегающей педагогики.
4) Принцип единства теории и практики в организации учебно-тренировочного процесса в баскетболе:
• принцип оптимизации в выборе методических приемов игры в баскетбол;
• принцип ситуативного уменьшения или увеличения количества игроков на площадке в обеих командах или в одной из них;
• принцип наложения ограничений на выполнение игровых действий;
• принцип усложнения или упрощения условий выполнения игровых приемов;
• принцип разнообразия методов организации занятий (фронтальный, поточный, проходной, групповой, индивидуальный);
• принцип оптимизации выбора видов ведения мяча (высокий, низкий, с отскоком);
• принцип персонификации в отработке бросков;
• принцип ситуативной организации и контроля отработки упражнений в стойке, перехвата, выбивания.
5) Принцип оптимальной организации общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП) в баскетболе:
• принцип уменьшения или увеличения площади взаимодействия занимающихся при выполнении игровых действий;
• принцип введения в ходе выполнения упражнения дополнительной специфической информации;
• принцип усложнения восприятия игровых ситуаций;
• принцип последовательности обучения технике игры (обучение стойкам и передвижениям, обучение технике владения мячом в нападении, обучение технике противодействия и овладения мячом в защите, обучение игровым действиям);
• принцип рационализации обучению игровых приемов (ознакомление с приемом, изучение приема в упрощенных, специально созданных условиях, углубленное разучивание приема, целостное формирование двигательного навыка, ситуационное изучение приема, закрепление приема в игре);
• принцип персонификации и индивидуализации реализации броска в движении.
Выделенная система принципов используется при включении будущего тренера по баскетболу в игру, в учебно-тренировочный процесс.
Библиографический список
- Аболина А. А., Козырева О. А. Система принципов педагогического взаимодействия как условие продуктивной социализации и самореализации личности в культуре и спорте // Гуманитарное образование: история, традиции, перспективы: сб. науч. тр. Вып.3. – Елец: Елецкий гос. университет им. И. А. Бунина, 2014. С.3-5.
- Алексеенко А. Е., Козырева О. А. Идея развития в моделировании и уточнении системы принципов воспитания // Достижения и проблемы современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 30 апреля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.91-92.
- Байменов М. С., Козырева О. А. Система принципов педагогического взаимодействия тренера по самбо с юношами, занимающимися самбо, как продукт самоидентификации и рефлексии // Инновационная наука и современное общество : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 25 октября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 96-98.
- Безгачева А. А. Некоторые нюансы определения системы принципов воспитания // Глобализация науки: проблемы и перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 2 июня 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.144-145.
- Бойкова И.В., Южанин М.А., Шварцкопф Е.Ю. Специфика и возможности, теория и практика определения системы принципов педагогического взаимодействия в ресурсах изучения курсов «Теоретическая педагогика» и «Практическая педагогика» // Современная педагогика. 2015. № 9. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/09/4905
- Бородкин И.Ю., Шишкина Т.И. Моделирование системы принципов воспитания в структуре изучения курса «Методика воспитательной работы» и курса «Основы работы вожатого в летнем лагере» // Современная педагогика. 2016. № 9. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/09/5927
- Горева Л. Д., Недзельская О. А., Седова К. C. Детерминация системы принципов педагогического взаимодействия в ресурсах становления будущего тренера по вольной борьбе // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. Уфа : Аэтерна, 2014. С.12-14.
- Дарманская И. В., Козырева О. А. Некоторые возможности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия в структуре изучения курса «Практическая педагогика» // Гуманитарное образование: история, традиции, перспективы: сб. науч. тр. Вып.3. – Елец: Елецкий гос. университет им. И. А. Бунина, 2014. С. 8-13.
- Дерксен Л. А., Козырева О. А., Завьялова Я. Е. Система принципов управления обучающимися, занимающимися регби, как основа педагогического взаимодействия // Проблемы и перспективы развития образования: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Пермь, март 2014 г.). – Пермь: Меркурий, 2014. С. 151-153.
- Евстафьев Е.А. Качество уточнения систем принципов воспитания в структуре изучения курса «Практическая педагогика» // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.194-196.
- Ельчанинова Е. Е., Похоруков О. Ю., Козырева О. А. Определение и специфика системы принципов социализации и самореализации воспитанников кёкусинкай каратэ // Наука и образование в современной конкурентной среде : матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15-16 февраля, 2014) : в 3-х ч. Часть 1. – Уфа : РИО ИЦИПТ, 2014. С. 171-173.
- Еськова Ю. А., Володин М. Р., Попова А. П. Детерминация системы принципов как социально-педагогическая проблема // Наука XXI века: теория, практика и перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 июня 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.210-212.
- Картавенко И. Д., Зубанов В. П., Дьячков В. А. Возможности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия тренера по футболу, как социально-педагогическая проблема// Общество, наука и инновации : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 декабря 2014 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа: Аэтерна, 2014. С.196-198.
- Козлов В. С., Козырева О. А., Шварцкопф Е. Ю. Некоторые особенности моделирования системы принципов педагогического взаимодействия в контексте формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК // Development of the creative potential of a person and society : materials of the II international scientific conference on January 17–18, 2014. Prague : Sociosféra-CZ, 2014. P. 199-200.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в адаптивном изучении курса «Введение в педагогику» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61576
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в адаптивном изучении курса «Практическая педагогика» на примере раздела «Педагогическое проектирование» // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5182
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в моделировании научной публикации у будущих педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13574
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Козырев Н.А., Свинаренко В.Г., Овчинникова Ю.А. Система принципов воспитания в модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12488
- Козырева О. А., Кучко Т. И., Шварцкопф Е. Ю. Формирование культуры самостоятельной работы педагога в структуре моделирования и апробации системы принципов педагогического взаимодействия // Вестник КузГПА. 2012. 11 (25). 9 с. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/111/
- Корнеева В. Д. Некоторые аспекты уточнения системы принципов воспитания в модели реализации ценностей современного образования // Инновационная наука. 2015. №5-2. С.211-213.
- Котова А. Н. Возможности моделирования и апробации системы принципов воспитания в структуре изучения курса «Практическая педагогика» // Научные аспекты современных исследований : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 мая 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.288-290.
- Кривда В. Ю. Некоторые особенности выявления и уточнения системы принципов педагогического взаимодействия с обучающимися, имеющими отклонения в развитии и здоровье // Тенденции развития психологии и педагогики : сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 20 марта 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С.121-123.
- Лапшева Е. Н. Специфика и неоднородность постановки задачи моделирования системы принципов воспитания будущими учителями географии // Научные аспекты современных исследований : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 мая 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.290-292.
- Нигматзянов Е. Ф., Козырева О. А. Специфика моделирования системы принципов педагогами по физической культуре в структуре изучения теоретических и практических основ педагогики // Роль психологии и педагогики в развитии общества : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 16 июня 2014 г). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 38-40.
- Никонов Н. П., Стройкина Л. В. Возможности социализации и самореализации обучающегося в структуре занятий ФК и С // Глобализация науки: проблемы и перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 25 августа 2014г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.47-48.
- Обидин С. В., Козырева О. А. Возможности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия в ресурсах становления педагога по физической культуре // Современная наука: теоретический и практический взгляд : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 25дек. 2014 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2014. С. 216-218.
- Оруджова А. В., Козырева О. А. Некоторые особенности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия педагога ФК // Наука и образование: тенденции и перспективы : матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 25-26 июня 2014 г.). – Уфа : РИО ИЦИПТ, 2014. С. 52-54.
- Печенкина М. Е., Козырева О. А. Возможности уточнения особенностей современного воспитания в системе принципов воспитания обучающихся // Наука XXI века: теория, практика и перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 июня 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 229-230.
- Пивченко В. А., Пивченко М. А. Возможности моделирования системы принципов воспитания в индивидуальной и групповой работе будущих педагогов // Наука XXI века: теория, практика и перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 июня 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.231-232.
- Полтинникова Е. В., Козырева О. А. Особенности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия в структуре реализации идей здоровьесбережения и гуманизма // Теория и практика образования в современном мире : матер. Междун. науч.-практ. конфер. (СПб., июль 2014 г.). СПб. : Реноме, 2014. С. 226-228.
- Пронина К. С., Козырева О. А. Возможности моделирования системы принципов воспитания в структуре подготовки бакалавров // Роль психологии и педагогики в развитии общества : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 апреля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 129-131.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. №1 (5). С. 27-29.
- Тюсов Р. Е., Гартунг А. С. Некоторые возможности моделирования системы принципов воспитания в структуре формирования культуры самостоятельной работы студента // Научные аспекты современных исследований : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 мая 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.303-305.
- Федосенко Е. С., Федосенко А. С. Возможности моделирования системы принципов воспитания в структуре подготовки будущих учителей биологии и географии // Научные аспекты современных исследований : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 мая 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.305-307.
- Черепанов М. А., Козырева О. А. Особенности построения системы принципов социализации и самореализации воспитанников ДЮСШ по футболу // Эволюция психолого-педагогических наук: сб. ст. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 23 июня 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 35-37.
- Шилова А.Н. Моделирование системы принципов воспитания в конструктах лабораторной работы курса «Практическая педагогика» // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.344-346.
- Шнейдер К. В., Козырева О. А. Некоторые особенности моделирования системы принципов в структуре изучения теоретических основ педагогического знания // Наука и образование: тенденции и перспективы : матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 25-26 июня 2014 г.). Уфа : РИО ИЦИПТ, 2014. С. 87-89.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.
- Козырева О.А. Педагогическое моделирование в структуре изучения курса «Практическая педагогика // Интернетнаука. 2016 №7. С.134-145.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогика непрерывного профессионального образования как модель современной культуры // Гуманит. науч. исследования. 2015. № 12. С.87-93.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015. № 4-2 (64). С. 91-95.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
Количество просмотров публикации: Please wait