СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ, КАК КОНСТРУКТ НАУЧНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ТРЕНЕРА

Августинович Ольга Владимировна1, Козырева Ольга Анатольевна2
1Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
2Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье раскрывается возможность описания и уточнения теории и практики моделирования систем принципов социализации и самореализации личности в спорте. На примере занятий баскетболом раскрыты особенности построения авторской системы принципов, фасилитирующей организацию педагогического взаимодействия тренера и спортсмена, занимающегося баскетболом (команды баскетболистов).

Ключевые слова: категория, культура самостоятельной работы, педагогическая деятельность, педагогическая методология, педагогическое моделирование, самореализация, социализация


THE SYSTEM OF THE PRINCIPLES OF SOCIALIZATION AND SELF-REALIZATION OF STUDENTS INVOLVED IN BASKETBALL AS A CONSTRUCT OF SCIENTIFIC AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT COACH

Avgustinovich Olga Vladimirovna1, Kozyreva Olga Anatolievna2
1Novokuznetsk institute filial by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
2Siberian State Industrial University, Novokuznetsk, Novokuznetsk institute filial by Kemerovo State University, candidate of pedagogical sciences, associate Professor

Abstract
The article reveals the possibility of describing and clarifying the theory and practice of systems modelling principles of socialization and self-realization in sport. For example, playing basketball the features of the construction of the author's system of principles, facilitating the organization of pedagogical interaction of coach and athlete involved with the basketball (basketball team).

Keywords: category, culture self-dependent work, pedagogical activity, pedagogical methodology, pedagogical modeling, self-realization, socialization


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Августинович О.В., Козырева О.А. Система принципов социализации и самореализации обучающихся, занимающихся баскетболом, как конструкт научно-профессионального становления тренера // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/72219 (дата обращения: 18.04.2024).

Специфика постановки задачи педагогического моделирования в выборе оптимальных возможностей педагогического взаимодействии в структуре учебно-тренировочного процесса и во внеурочное время может быть сведена к моделированию и уточнению системы принципов педагогического взаимодействия, частным случаем которой может быть социализация и самореализация личности. Система принципов как объект исследования и конструкт формирования личности [1-38] определяет возможность работы по выявлению и оптимизации условий продуктивного становления педагога в совместной деятельности с обучающимся базовым механизмом верификации качеств задач развития.

Специфика продуктивного выбора условий и возможностей педагогического моделирования в работе педагога [39-49] определили в процессе профессионального становления личности возможности активного воспроизводства условий и уровня развития антропосреды и ноосферы. Качество формирования личности в модели непрерывного образования предопределяет успешность личности в решении профессиональных задач, гарантирующих преумножение богатств и ценностей выбранной плоскости взаимоотношений в социуме.

Система принципов социализации и самореализации обучающихся, занимающихся баскетболом (Августинович О. В., 2016):

1) Принцип научного построения социализации и самореализации обучающихся, занимающихся баскетболом.

• принцип последовательности, системности, систематичности, прочности, объективности в решении и визуализации решенных задач в модели культуры и образования, спорта и досуга;

• принцип природосообразности, культуросообразности, возрастосообразности в развитии и самореализации личности;

• принцип единства теории и практики в оптимизации и модификации научного и научно-педагогического знания;

• принцип единства всех категорий современной педагогики (воспитание, самореализация, образование, социализация, обучение, развитие и пр. );

• принцип учета индивидуальных особенностей и модели нормального распределения особенностей и здоровья в иерархии смыслов, мотивов, целеполагания;

• принцип формирования и развития всех структур личности;

• принцип гармонизации и оптимизации условий развития, социализации, самореализации;

• принцип доступности, персонифицированного выбора оптимальной сложности и востребованности научного знания в развитии личности;

• принцип учета положения об ограниченности в выборе системы ограничений и возможностей развития личности;

• принцип формирования культуры личности и через культуру деятельности и общения;

• принцип формирования личности в коллективе и через коллектив.

2) Принцип ценностно-смысловой направленности учебно-тренировочного процесса с обучающимися в баскетболе:

• принцип формирования ценностных ориентаций и компетенций у субъектов воспитательно-образовательного пространства;

• принцип соблюдения ценностей и культурологических норм мультисредового взаимодействия в системе организации полисубъектных отношений и выделения приоритетов развития в реализации идей гуманизма, демократии и толерантности;

• принцип формирования, трансформации, реконструкции модели поведения и взаимоотношений в социально-педагогической среде;

• принцип создания условий для позитивной, коммуникативно-нравственной среды, фасилитирующей и оптимизирующей у субъектов составные моделей и процессов социализации, адаптации, самоопределения, самосовершенствования;

•принцип духовности, религиозности, любви;

•принцип «выращивания» в культуре педагогической деятельности и мышления.

3) Принцип формирования личности обучающегося в модели здоровья, культуры, образования:

• принцип формирования самостоятельности у субъектов микро-, мезо-, макро-, мегагрупп, включенных в совместную педагогическую и социально-педагогическую деятельность;

• принцип синергетической самоорганизации педагогической системы, оптимизации модели управления, корректируемой в соответствии с возможностями трансформации и ретрансляции основ гуманно-личностной педагогики и психологии;

• принцип ответственности, дисциплинированности, порядочности;

• принцип рационального сочетания различных видов, форм, методов и средств взаимодействия и управления педагогическими системами;

• принцип сотрудничества и взаимопомощи в коллективе;

• принцип физического воспитания, здоровьесберегающей педагогики.

4) Принцип единства теории и практики в организации учебно-тренировочного процесса в баскетболе:

• принцип оптимизации в выборе методических приемов игры в баскетбол;

• принцип ситуативного уменьшения или увеличения количества игроков на площадке в обеих командах или в одной из них;

• принцип наложения ограничений на выполнение игровых действий;

• принцип усложнения или упрощения условий выполнения игровых приемов;

• принцип разнообразия методов организации занятий (фронтальный, поточный, проходной, групповой, индивидуальный);

• принцип оптимизации выбора видов ведения мяча (высокий, низкий, с отскоком);

• принцип персонификации в отработке бросков;

• принцип ситуативной организации и контроля отработки упражнений в стойке, перехвата, выбивания.

5) Принцип оптимальной организации общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП) в баскетболе:

• принцип уменьшения или увеличения площади взаимодействия занимающихся при выполнении игровых действий;

• принцип введения в ходе выполнения упражнения дополнительной специфической информации;

• принцип усложнения восприятия игровых ситуаций;

• принцип последовательности обучения технике игры (обучение стойкам и передвижениям, обучение технике владения мячом в нападении, обучение технике противодействия и овладения мячом в защите, обучение игровым действиям);

• принцип рационализации обучению игровых приемов (ознакомление с приемом, изучение приема в упрощенных, специально созданных условиях, углубленное разучивание приема, целостное формирование двигательного навыка, ситуационное изучение приема, закрепление приема в игре);

• принцип персонификации и индивидуализации реализации броска в движении.

Выделенная система принципов используется при включении будущего тренера по баскетболу в игру, в учебно-тренировочный процесс.


Библиографический список
  1. Аболина А. А., Козырева О. А. Система принципов педагогического взаимодействия как условие продуктивной социализации и самореализации личности в культуре и спорте // Гуманитарное образование: история, традиции, перспективы: сб. науч. тр. Вып.3. – Елец: Елецкий гос. университет им. И. А. Бунина, 2014.  С.3-5.
  2. Алексеенко А. Е., Козырева О. А. Идея развития в моделировании и уточнении системы принципов воспитания // Достижения и проблемы современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 30 апреля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.91-92.
  3. Байменов М. С., Козырева О. А. Система принципов педагогического взаимодействия тренера по самбо с юношами, занимающимися самбо, как продукт самоидентификации и рефлексии // Инновационная наука и современное общество : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 25 октября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014.  С. 96-98.
  4. Безгачева А. А. Некоторые нюансы определения системы принципов воспитания // Глобализация науки: проблемы и перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 2 июня 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.144-145.
  5. Бойкова И.В., Южанин М.А., Шварцкопф Е.Ю. Специфика и возможности, теория и практика определения системы принципов педагогического взаимодействия в ресурсах изучения курсов «Теоретическая педагогика» и «Практическая педагогика» // Современная педагогика. 2015. № 9. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/09/4905
  6. Бородкин И.Ю., Шишкина Т.И. Моделирование системы принципов воспитания в структуре изучения курса «Методика воспитательной работы» и курса «Основы работы вожатого в летнем лагере» // Современная педагогика. 2016. № 9. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/09/5927
  7. Горева Л. Д., Недзельская О. А., Седова К. C. Детерминация системы принципов педагогического взаимодействия в ресурсах становления будущего тренера по вольной борьбе // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. Уфа : Аэтерна, 2014. С.12-14.
  8. Дарманская И. В., Козырева О. А. Некоторые возможности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия в структуре изучения курса «Практическая педагогика» // Гуманитарное образование: история, традиции, перспективы: сб. науч. тр. Вып.3. – Елец: Елецкий гос. университет им. И. А. Бунина, 2014. С. 8-13.
  9. Дерксен Л. А., Козырева О. А., Завьялова Я. Е. Система принципов управления обучающимися, занимающимися регби, как основа педагогического взаимодействия // Проблемы и перспективы развития образования: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Пермь, март 2014 г.). – Пермь: Меркурий, 2014.  С. 151-153.
  10. Евстафьев Е.А. Качество уточнения систем принципов воспитания в структуре изучения курса «Практическая педагогика» // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.194-196.
  11. Ельчанинова Е. Е., Похоруков О. Ю., Козырева О. А. Определение и специфика системы принципов социализации и самореализации воспитанников кёкусинкай каратэ // Наука и образование в современной конкурентной среде : матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15-16 февраля, 2014) : в 3-х ч. Часть 1. – Уфа : РИО ИЦИПТ, 2014.  С. 171-173.
  12. Еськова Ю. А., Володин М. Р., Попова А. П. Детерминация системы принципов как социально-педагогическая проблема // Наука XXI века: теория, практика и перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 июня 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.210-212.
  13. Картавенко И. Д., Зубанов В. П., Дьячков В. А. Возможности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия тренера по футболу, как социально-педагогическая проблема// Общество, наука и инновации : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 декабря 2014 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа: Аэтерна, 2014. С.196-198.
  14. Козлов В. С., Козырева О. А., Шварцкопф Е. Ю. Некоторые особенности моделирования системы принципов педагогического взаимодействия в контексте формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК // Development of the creative potential of a person and society : materials of the II international scientific conference on January 17–18, 2014. Prague : Sociosféra-CZ, 2014.  P. 199-200.
  15. Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в адаптивном изучении курса «Введение в педагогику» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61576
  16. Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в адаптивном изучении курса «Практическая педагогика» на примере раздела «Педагогическое проектирование» // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5182
  17. Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в моделировании научной публикации у будущих педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13574
  18. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  19. Козырев Н.А., Свинаренко В.Г., Овчинникова Ю.А. Система принципов воспитания в модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12488
  20. Козырева О. А., Кучко Т. И., Шварцкопф Е. Ю.  Формирование культуры самостоятельной работы педагога в структуре моделирования и апробации системы принципов педагогического взаимодействия // Вестник КузГПА.  2012.  11 (25).  9 с. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/111/
  21. Корнеева В. Д. Некоторые аспекты уточнения системы принципов воспитания в модели реализации ценностей современного образования // Инновационная наука. 2015. №5-2. С.211-213.
  22. Котова А. Н. Возможности моделирования и апробации системы принципов воспитания в структуре изучения курса «Практическая педагогика» // Научные аспекты современных исследований : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 мая 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.288-290.
  23. Кривда В. Ю. Некоторые особенности выявления и уточнения системы принципов педагогического взаимодействия с обучающимися, имеющими отклонения в развитии и здоровье // Тенденции развития психологии и педагогики : сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 20 марта 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С.121-123.
  24. Лапшева Е. Н. Специфика и неоднородность постановки задачи моделирования системы принципов воспитания будущими учителями географии // Научные аспекты современных исследований : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 мая 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.290-292.
  25. Нигматзянов Е. Ф., Козырева О. А. Специфика моделирования системы принципов педагогами по физической культуре в структуре изучения теоретических и практических основ педагогики // Роль психологии и педагогики в развитии общества : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 16 июня 2014 г). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 38-40.
  26. Никонов Н. П., Стройкина Л. В. Возможности социализации и самореализации обучающегося в структуре занятий ФК и С //  Глобализация науки: проблемы и перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 25 августа 2014г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.47-48.
  27. Обидин С. В., Козырева О. А. Возможности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия в ресурсах становления педагога по физической культуре // Современная наука: теоретический и практический взгляд : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 25дек. 2014 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2014. С. 216-218.
  28. Оруджова А. В., Козырева О. А. Некоторые особенности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия педагога ФК // Наука и образование: тенденции и перспективы : матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 25-26 июня 2014 г.). – Уфа : РИО ИЦИПТ, 2014. С. 52-54.
  29. Печенкина М. Е., Козырева О. А. Возможности уточнения особенностей современного воспитания в системе принципов воспитания обучающихся // Наука XXI века: теория, практика и перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 июня 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 229-230.
  30. Пивченко В. А., Пивченко М. А. Возможности моделирования системы принципов воспитания в индивидуальной и групповой работе будущих педагогов // Наука XXI века: теория, практика и перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 июня 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.231-232.
  31. Полтинникова Е. В., Козырева О. А. Особенности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия в структуре реализации идей здоровьесбережения и гуманизма // Теория и практика образования в современном мире : матер. Междун. науч.-практ. конфер. (СПб., июль 2014 г.). СПб. : Реноме, 2014.  С. 226-228.
  32. Пронина К. С., Козырева О. А. Возможности моделирования системы принципов воспитания в структуре подготовки бакалавров // Роль психологии и педагогики в развитии общества : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 апреля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 129-131.
  33. Редлих С. М., Козырева О. А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом.  2012.  №1 (5).  С. 27-29.
  34. Тюсов Р. Е., Гартунг А. С. Некоторые возможности моделирования системы принципов воспитания в структуре формирования культуры самостоятельной работы студента // Научные аспекты современных исследований : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 мая 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.303-305.
  35. Федосенко Е. С., Федосенко А. С. Возможности моделирования системы принципов воспитания в структуре подготовки будущих учителей биологии и географии // Научные аспекты современных исследований : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 мая 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.305-307.
  36. Черепанов М. А., Козырева О. А. Особенности построения системы принципов социализации и самореализации воспитанников ДЮСШ по футболу // Эволюция психолого-педагогических наук: сб. ст. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 23 июня 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 35-37.
  37. Шилова А.Н. Моделирование системы принципов воспитания в конструктах лабораторной работы курса «Практическая педагогика» // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.344-346.
  38. Шнейдер К. В., Козырева О. А. Некоторые особенности моделирования системы принципов в структуре изучения теоретических основ педагогического знания // Наука и образование: тенденции и перспективы : матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 25-26 июня 2014 г.). Уфа : РИО ИЦИПТ, 2014. С. 87-89.
  39. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  40. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
  41. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
  42. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
  43. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.
  44. Козырева О.А. Педагогическое моделирование в структуре изучения курса «Практическая педагогика // Интернетнаука. 2016 №7. С.134-145.
  45. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогика непрерывного профессионального образования как модель современной культуры // Гуманит. науч. исследования. 2015. № 12. С.87-93.
  46. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  47. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  48. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015. № 4-2 (64). С. 91-95.
  49. Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация