Инвестиции являются важным элементом становления государственной экономики, особенно развивающихся стран. Зачастую зарубежные инвесторы стремятся вкладывать средства в наиболее прибыльные отрасли экономики, что позволяет государству, помимо получения прибыли, осуществлять эффективное перераспределение бюджетных средств. С другой стороны, инвестиции обычно носят краткосрочный характер, что требует от государства установления сбалансированной инвестиционной политики, защищая одни отрасли и стимулируя другие [1].
Ряд ученых определяют иностранные инвестиции как «материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим и физическим лицам одного государства и находящиеся на территории другого государства с целью извлечения прибыли» [2, с.64-65; 3]. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» к иностранным инвестициям относит вложение иностранного капитала в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации [статья 2, 4].
Основой привлечения иностранных инвестиций выступает закрепление их благоприятного правового режима. Инвестор в первую очередь заинтересован в безопасности и защите своих инвестиций. В связи с тем, что данный вопрос регулируется правом государства, на территории которого осуществляются инвестиции, правовое обеспечение эффективной защиты капиталовложений играет исключительно важную роль. Данный вопрос усложняется и сложным субъектным составом, так как охватывает отношения между государствами, международными организациями, юридическими и физическими лицами [5, с.63].
Как подчеркивает Селим Р.А., научная категория правового режима иностранных инвестиций означает «предоставление совокупности юридических принципов, норм и правил, регулирующих защиту и обеспечение благоприятных хозяйственных условий для зарубежного предпринимателя» [6].
Изначально правовая база для осуществления инвестиций создавалась на национальном уровне, с развитием же международных экономических связей заключение международных соглашений стало необходимостью. Инвестор получает стабильность правоотношений и гарантию от односторонних изменений норм (например, национализации или конфискации без выплат компенсации). Наиболее распространенными благодаря своей гибкости и возможности индивидуализации стали двусторонние соглашения государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений (BIT – bilateral investment treaty) (далее – ДС) [7, с.157]. Первое современное ДС является европейским по происхождению и было заключено между Федеративной Республикой Германии и Пакистаном 25 ноября 1959 года [8]. На сегодняшний день по данным Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) подобных действующих соглашений насчитывается свыше 2300 [9].
В результате сравнения различных ДС можно выделить общую структуру:
- Вступительное заявление о целях соглашения, выражающее намерения сторон обеспечить взаимную защиту инвестиционных потоков между двумя государствами;
- Перечень видов собственности, подлежащих защите;
- Режим взаимоотношений, устанавливающийся для сторон;
- Юридические гарантии и порядок компенсации возможного ущерба, понесенного стороной;
- Гарантии свободного перевода в связи с капиталовложениями;
- Порядок разрешения возможных инвестиционных споров между договаривающейся стороной и инвестором другой договаривающейся стороны.
Тем не менее, несмотря на схожую структуру, содержание каждого ДС достаточно уникально. Как отмечает Министерство иностранных дел РФ, в расчет необходимо принимать характер торгово-политических отношений государств, результаты переговоров в рамках многосторонних процессов, особенности интересов инвесторов в доступе на рынки, инвестиционный потенциал государств и его возможное влияние на различные секторы экономики [10].
Ключевую роль любого ДС играет установление режима инвестиционных взаимоотношений между сторонами [11, с.201]. Наиболее лояльным является национальный режим, суть которого заключается в предоставлении по договору иностранным инвесторам максимально широких прав, аналогичных правовому положению отечественных инвесторов. По режиму наибольшего благоприятствования предоставляются отдельные права и льготы, столь же благоприятные, которые государство «предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству» [12, с.392]. Режим недискриминации предполагает установление условий, общих для всех государств, однако, не требует договорного закрепления, так как вытекает из принципа равенства суверенных государств [13].
Юридические гарантии предоставляют инвесторам уверенность в стабильности и сохранности своих капиталовложений. Среди подобных гарантий в ДС закрепляются гарантии от экспроприации и национализации, гарантии эффективной компенсации ущерба, суброгации и др.
Активное развитие международных отношений в сфере инвестиций предопределило создание Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (ISCID) (далее – МЦУИС), действующего на основании Вашингтонской конвенции 1965 года [14], по разрешению споров между государствами, принимающими инвестиции, и иностранными лицами. Стоит отметить, что за 2015 год 60 процентов дел, рассмотренных МЦУИС, связанны именно со спорами по ДС [15].
Ряд исследователей подчеркивают, что иностранные инвесторы в России все чаще используют международные двусторонние соглашения как источник права, гарантирующий их защиту [16, с.86]. Постановлением Правительства №456 от 09.06.2001 было утверждено Типовое соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений [17]. В нем МЦУИС выбран одним из приоритетных органов для разрешения споров.
В настоящее время в России действуют 78 двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, из которых 14 были заключены еще во времена СССР. Как отмечает законодатель, данные соглашения имеют особое значение в условиях незавершенности национального законодательства РФ по вопросам инвестирования, так как в силу конституционного приоритета международных договоров «позволяют компенсировать недостатки российского законодательства» [18].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что регулирование инвестиционных отношений является комплексным вопросом. При этом заключение двусторонних инвестиционных соглашений, предоставление ряда гарантий, а также эффективное функционирование органа по разрешению споров позволяют государствам увеличить свою привлекательность для иностранных инвесторов как ближнего, так и дальнего зарубежья.
Библиографический список
- Борозов Б.Р. Двусторонние соглашения «О поощрении и взаимной защите инвестиций» как источник международного правового регулирования инвестиционных отношений// Наука и новые технологии. 2011. №9. С.184-188.
- Гущин В.В., Овчинников А.А. Инвестиционное право: Учебное пособие. Москва: МГИУ. 2008. 184с.
- Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: Учебник. Litres. 2014. 775с.
- ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» №160-ФЗ от 09.07.1999/ [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 08.08.2016).
- Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М.: Волтерс Клувер. 2005. 404с.
- Селим Р.А. Правовые режимы иностранных инвестиций (вопросы теории)// ЕврАзЮж. Инвестиционное право. 2009. №3/ [Электронный ресурс]: URL: http://www.eurasialaw.ru/index.php?option=com_jcontentplus&view=article&id=3903:2013-02-12-08-34-25 (дата обращения 08.08.2016).
- Тюкавкин-Плотников А.А., Бенедичук Д.А. Международние двустороннние соглашения о поощрении и защите капиталовложений как источник правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации// Культура. Наука. Образование. 2013. №2. С.155-162.
- Dolzer R., Stevens M. Bilateral Investment Treaties. Martinus Nijhoff Publishers. 1995. 330p.
- United Nations UNCTAD. Investment Policy HUB. International Investment Agreements Navigator. URL: http://investmentpolicyhub.unctad.org/IIA (дата обращения 08.08.2016).
- МИД РФ. Двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений (справочная информация). 2010/ [Электронный ресурс]: URL: http://www.mid.ru/investicionnoe-sotrudnicestvo/-/asset_publisher/ykggrK2nCl8c/content/id/261524 (дата обращения 08.08.2016).
- Sornarajah M. The International Law on Foreign Investment. Cambridge University Press. 2010. 524p.
- Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право: учебно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер. 2006. 432с.
- Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право и процесс: Учебник. М.: Проспект. 2010. 416 с.
- Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 года / [Электронный ресурс]: URL: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_524/doc52a720x543.htm (дата обращения 08.08.2016).
- ICSID. The ICSID Caseload – Statistics. 2015. URL: https://icsid.worldbank.org/apps/ICSIDWEB/resources/Documents/ICSID%20Web%20Stats%202015-2%20(English).pdf (дата обращения 08.08.2016).
- Доронина Н.Г., Симелютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. М.: Городец-издат. 2003. 272с.
- Постановление Правительства РФ от 09.06.2001 №456 «О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений»/ [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32070/ (дата обращения 08.08.2016).
- Государственная Дума РФ. Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений как источник правового регулирования международной инвестиционной деятельности. 2005/ Информационно-аналитические материалы Государственной Думы [Электронный ресурс]: URL: http://iam.duma.gov.ru/node/8/4741/17039 (дата обращения 08.08.2016).
Количество просмотров публикации: Please wait