Раннее детство (период от года до трех лет) – это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи. Данный период детского развития является сензитивным (наиболее благоприятным) для развития именно этой психической функции, подтверждением тому служит изучение детей, мало общавшихся в детстве с другими людьми.
Проблемами развития речи занимались в разное время такие авторы, как А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.[1,2,3]. Они изучали механизмы речи, основные этапы ее развития, факторы, определяющие речевое развитие, причины речевых нарушений. Анализ последних публикаций и результаты исследований показывают, что число детей с речевыми нарушениями с каждым годом растет, а сами речевые расстройства принимают все более сложные формы [4]. Довольно часто речевой дефект взаимосвязан сразу с несколькими нарушениями соматического и нервно-психического здоровья. Таким образом, вопрос о нормальном речевом развитии детей и профилактике нарушений речи имеет большую социальную значимость.
В связи с этим целью нашего исследования было изучение особенностей развития речи и определение факторов речевого развития ребенка в период раннего детства.
Исследование проводилось на базе МБДОУ №15 «Ромашка» г. Арзамаса.
В исследовании принимали участие 20 пар матерей и их детей. Было обследовано 9 мальчиков и 11 девочек, в возрасте от двух до трех лет. Средний возраст детей – 2,5 года.
Возраст обследованных матерей составил от 21 года до 38 лет, средний возраст – 29 лет, образование от средне-специального до высшего. В результате анкетирования было выявлено, что 16 матерей работают. Профессия 10 матерей относится к категории «Человек – человек»; 4 – к категории «Человек – знак»; 2 – к категории «Человек – техника». В 9 семьях из 20 есть ещё дети.
В результате диагностического обследования речевого развития дети получили оценки от 6,25 до 9,75 балла (средний балл– 8,15). У девочек средний балл – 8,86, у мальчиков – 8,08. Средние показатели оценки пассивного словаря – 3,36 балла; активного словаря – 2,7 балла; грамматического строя речи – 2,08 балла. По данным экспертной оценки логопеда 13 детей имеют оценку 4 балла, 6 детей – 5 баллов, 1 ребенок – 3 балла. Средний балл экспертной оценки – 4,25. У девочек среднее значение – 4,27, у мальчиков – 4,22. Средний показатель времени появления гуления у детей – 3,3 мес.; лепета – 7,4 мес.; первых слов – 12,9 мес.; первых фраз – 21,5 мес.
Нам было интересно выявить взаимосвязь между развитием интеллекта матери и показателями речевого развития ребенка. Корреляционный анализ позволил выявить статистически значимые связи и прямую зависимость (таблица 1).
Таблица 1. Взаимосвязь уровня вербального интеллекта матерей и речевого развития детей в исследуемой группе
Параметр |
Экспертная оценка воспитателя |
Балл по обследованию |
Пассивный словарь |
Активный словарь |
Граммати-ческий строй речи |
Дополнение предложений |
-0,00 |
0,14 |
0,09 |
-0,04 |
0,19 |
Исключение лишнего |
-0,06 |
-0,21 |
-0,11 |
-0,19 |
-0,17 |
Аналогии |
-0,17 |
-0,09 |
0,22 |
-0,40 |
-0,03 |
Обобщение |
0,48 |
0,47 |
0,55 |
0,21 |
0,34 |
Память |
0,19 |
0,01 |
-0,14 |
0,15 |
0,00 |
выделены значимые корреляции, р<0,01
Полученные результаты корреляционного анализа можно объяснить тем, что способность матери грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей позволяет ребёнку лучше понимать значения слов и, следовательно, быстрее овладевать речью.
Также были выявлены гендерные различия в речевом развитии. Значимые различия обнаружены во времени начала гуления и лепета в зависимости от пола ребенка (таблица 2). Гуление и лепет у девочек появляются раньше, чем у мальчиков. Данные результаты подтверждают, что девочки обнаруживают более раннее речевое развитие. Такое опережение наблюдается в младенческом возрасте, а затем темп развития сравнивается.
Таблица 2. Гендерные различия в речевом развитии детей
Показатель |
Пол ребёнка |
Статистика Стьюдента t-value |
Уровень значимости р |
|
девочки |
мальчики |
|||
Оценка воспитателя |
4,27273 |
4,22222 |
0,19903 |
0,844471 |
Балл по обследованию |
8,20455 |
8,08333 |
0,30201 |
0,766104 |
Гуление |
3,09091 |
3,55556 |
-1,93619 |
0,068708 |
Лепет |
6,90909 |
8,00000 |
-1,74284 |
0,098419 |
Первые слова |
13,18182 |
12,55556 |
0,52693 |
0,604675 |
Первые фразы |
21,90909 |
21,00000 |
0,53330 |
0,600349 |
Пассивный словарь |
3,34091 |
3,38889 |
-0,39752 |
0,695656 |
Активный словарь |
2,68182 |
2,72222 |
-0,29321 |
0,772718 |
Грамматический строй речи |
2,18182 |
1,97222 |
0,78717 |
0,441424 |
выделены значимые корреляции, р<0,01
Значимых взаимосвязей речевого развития ребенка с возрастом матери обнаружено не было. Однако были выявлены статистически значимые различия в средних значениях показателей, отражающих речевое развитие ребенка в связи с образованием матери (таблица 3).
Таблица 3. Образование матери и речевое развитие ребёнка
Показатель |
Образование матери |
Статистика Стьюдента t-value |
Уровень значимости р |
|
средне-специальное |
высшее |
|||
Оценка воспитателя |
4,16667 |
4,28571 |
-0,433918 |
0,669504 |
Балл по обследованию |
8,25000 |
8,10714 |
0,328019 |
0,746682 |
Гуление |
3,33333 |
3,28571 |
0,166410 |
0,869689 |
Лепет |
7,33333 |
7,42857 |
-0,129701 |
0,898241 |
Первые слова |
12,50000 |
13,07143 |
-0,441876 |
0,663842 |
Первые фразы |
21,83333 |
21,35714 |
0,255771 |
0,801028 |
Пассивный словарь |
3,54167 |
3,28571 |
2,188327 |
0,042075 |
Активный словарь |
2,66667 |
2,71429 |
-0,318447 |
0,753811 |
Грамматический строй речи |
2,04167 |
2,10714 |
-0,223019 |
0,826032 |
выделены значимые корреляции, р<0,01
У женщин со средне-специальным образованием дети быстрее накапливают пассивный словарь. Это может быть связано с более простой для детского понимания речью матерей, тогда как матери с высшим образованием склонны строить свою речь, используя сложные для детского понимания слова и речевые обороты.
Благодаря использованию однофакторного дисперсионного анализа мы обнаружили зависимость пассивного словаря ребенка от типа профессии матери (рисунок 1).
Наиболее высокую оценку пассивного словаря имеют дети, профессия матери которых относится к типу «Человек-человек», что может быть связано с хорошо развитыми коммуникативными навыками.
Нами исследовалась взаимосвязь речевых нарушений у родственников с показателями развития речи ребенка (таблица 4).
Таблица 4. Наличие речевых нарушений у родственников и речевое развитие ребёнка
Показатель |
Наличие речевых нарушений у родственников |
Статистика Стьюдента t-value |
Уровень значимости р |
|
есть |
нет |
|||
Оценка воспитателя |
3,75000 |
4,37500 |
-2,23607 |
0,038250 |
Балл по обследованию |
7,62500 |
8,28125 |
-1,37888 |
0,184826 |
Гуление |
3,25000 |
3,31250 |
-0,19069 |
0,850901 |
Лепет |
8,00000 |
7,25000 |
0,91147 |
0,374096 |
Первые слова |
14,75000 |
12,43750 |
1,66818 |
0,112581 |
Первые фразы |
24,00000 |
20,87500 |
1,55794 |
0,136655 |
Пассивный словарь |
3,31250 |
3,37500 |
-0,41653 |
0,681950 |
Активный словарь |
2,37500 |
2,78125 |
-2,84816 |
0,010674 |
Грамматический строй речи |
1,93750 |
2,12500 |
-0,56154 |
0,581354 |
выделены значимые корреляции, р<0,01
Было выявлено, что дети, имеющие родственников с речевыми нарушениями, имеют более низкую среднюю экспертную оценку воспитателя и активный словарь. Данная взаимосвязь доказывает зависимость речевого развития ребёнка от фактора наследственности.
Нам было интересно выявить зависимость образования матери, пола ребёнка и показателей его речевого развития c помощью двухфакторного дисперсионного анализа (Рис. 2, 3). Было выявлено, что у мальчиков, чьи мамы имеют высшее образование, активный словарь больше, а у девочек – меньше. Таким образом, мы можем предположить, что для развития девочек важнее эмоциональная сторона, а для мальчиков – информационная.
Таким образом, мы можем заключить, что речевое развитие ребёнка в период раннего детства связано с образованием матери, её профессией и вербальным интеллектом, а также полом ребенка. Выявлена зависимость речевого развития ребёнка от фактора наследственности.
Библиографический список
-
Лурия А.Р. Речь и развитие психических процессов ребенка.М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 93 с.
-
Выготский Л.С. Психология. М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2000. 1008 с.
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 720 с.
-
Белогай К.Н. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами // Тезисы Международной научно-практической конференции: Л.И. Божович и современная психология личности. М., 1985. С.14-18.
-
Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2003. С.342-370.
-
Серебрякова Н. В. Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2000.