За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы” [1] подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи.
Президент РФ В.В.Путин всегда подчеркивал и подчеркивает, что сегодня российское общество испытывает дефицит духовных скреп: милосердия, поддержки и взаимопомощи – того, что всегда делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию. Утвержденная 31.12.2015 года Стратегия Национальной безопасности Российской Федерации [2] нацелена на реализацию идей всеединства и космизма [3; 4; 5], озвученных еще в начале прошлого века. За эти годы многое изменилось в быту россиян, но приоритет традиционных общечеловеческих ценностей должен служить консолидации общества на принципах гуманизма, справедливости, равенства и братства [6-13].
Совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации включает в себя: содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений, активизацию интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества; повышение интереса граждан к гуманитарным и естественно-географическим наукам; повышение интереса к военной истории Отечества и памятным датам; популяризацию подвигов героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней перед государством и обществом, достижений и успехов профессионалов в развитие спортивно-патриотического воспитания, создание условий для увеличения численности молодежи, успешно выполнившей нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне” (ГТО); повышения престижа воинской службы, создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания.
Основным результатом реализации Программы станет формирование системы патриотического воспитания граждан, отвечающей современным вызовам и задачам развития страны. Предполагаемый результат включает в себя: формирование системы непрерывного военно-патриотического воспитания детей и молодежи; обеспечение формирования у молодежи моральной, психологической и физической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности; развитие системы спортивно-патриотического воспитания, увеличение численности молодых людей, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне” (ГТО).
Следует особо отметить, что в личностно-профессиональном развитии молодежи большое значение играют формы и методы физического воспитания, в связи с чем хотелось бы отдельно упомянуть перспективы внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в структуру образовательных учреждений страны [14].
Одной из задач Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса является модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов. Это подразумевает наличие строгого медицинского контроля в процессе подготовки к выполнению и непосредственному выполнению установленных нормативов ГТО, а также создание доступной среды для физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы. В педпроцессе вуза важно задействовать механизмы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний: интенсивно-подвижный и здоровый образ жизни, соблюдение баланса между физическими и нервно-психическими нагрузками [15], ведь известно, что несоблюдение норм и принципов здорового образа жизни, а также нетренированность сердечно-сосудистой системы и перегруженность нервной системы человека приводят его к проблемам со здоровьем: гипертонической болезни, атеросклерозу, ишемической болезни сердца и инфаркту миокарда [16-18].
В вузах страны созданы все необходимые условия для работы по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»: открыты спортивные секции по интересам и способностям, разработаны методические рекомендации по совершенствованию педагогического мониторинга и диагностике физического воспитания студентов, утверждены комплексы производственной гимнастики, реализуются планы спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий [19].
Принимая во внимание цели и задачи, заявленные в Программе, отметим, что содержание высшего профессионального образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми вне зависимости от их расовой, этнической, культурной и религиозной принадлежности. Отсюда вытекают задачи системы высшего профессионального образования – это не только формирование широкого кругозора у будущего специалиста, но и воспитание духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее всего общества [20].
Россия традиционно привлекала и привлекает на обучение студентов из других стран. Акцентируя внимание на адаптации, отметим, что она является актуальной педагогической проблемой, обусловленной социокультурным и психолого-педагогическим своеобразием иностранных студентов. Следует также подчеркнуть, что говоря об адаптации, речь идет не только о студентах, прибывших на обучение из других стран, но и о соотечественниках, прибывших из других регионов и республик. Адаптация – это сложный процесс изменения структуры личности, ее встраивания в новый социум. Сущность социальной адаптации заключается в возможности сохранять и поддерживать привычный образ жизни, если он не входит в противоречие с существующим укладом, но не в ассимиляции, а в принятии чужой культуры, уважении к чужим традициям, ценностям, нормам.
Культурно-образовательное пространство является средой, влияющей на адаптационные процессы, имеющие прямую корреляцию с учебной успешностью студентов. Следовательно, организация личностно развивающего культурно-образовательного пространства становится педагогическим условием интенсификации подготовки иностранных студентов. Она состоит из: 1) активизации личностной позиции иностранного студента в учебно-воспитательном процессе; 2) информационного и этнокультурного обеспечения личностного взаимодействия; 3) целесообразно-гуманного использования национальных особенностей в условиях жизнедеятельности; 4) ориентации на полноценность языкового диалога в досуговой сфере.
Гуманизация и индивидуализация учебного процесса вуза оправдана востребованностью развития творческих и интеллектуальных способностей студентов, необходимых в деятельности инновационного характера. В процессе социализации молодежи велика роль воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин в педпроцессе вуза [21; 22; 23] и создания специально организованной личностно-развивающей среды, в которой есть место для волонтерских инициатив [24; 25] и учебных экскурсий [26; 27]. В ходе формирования мировоззрения подрастающего поколения россиян важно задействовать этические механизмы гражданского общества с целью преодоления невежества и достижения высокого уровня правосознания у граждан [28-31].
Наибольший эффект в рамках внеаудиторных мероприятий имеют выездные мероприятия, например, экскурсии по достопримечательностям, местным краеведческим музеям, во время которых студенты более раскрепощены. Такая учебная экскурсия имеет большое значение не только в плане активизации познавательной активности студентов, но и играет важную роль в усвоении социокультурных образцов, тем самым содействуя скорейшей социализации. Отличным решением, соединяющим в себе идеи волонтерства и познавательного туризма, могла бы стать разработка и проведение экскурсии студентами для своих однокурсников, особенно для приехавших из других областей, республик и стран на обучение в наш город. Так, например, в ходе экскурсии по краеведческому музею студенты, приехавшие из других краев и республик, могут узнать, что Дон издревле славился различными многочисленными народами, проживавшими и проживающими по берегам реки Дон, и в настоящее время на территории Ростовской области проживает порядка 150 национальностей. Таким образом, осознание факта личной включенности студента, прибывшего на учебу из Алжира, Индии, Калмыкии или Дагестана, в многонациональную структуру Донского региона способствует его скорейшей социокультурной адаптации.
Если речь идет об иностранных студентах, то помимо выездных мероприятий, большую роль в повседневной практике в ходе их обучения в ВУЗе играет использование страноведческих текстов, знакомящих иностранцев с особенностями культурной жизни в России, ценностями российского общества, традициями, социокультурными моделями поведения и особенностями межличностных отношений, позволяющих иностранным студентам выстраивать свое поведение в новом сообществе согласно общепринятым нормам.
В заключении отметим, что эффективность воспроизведения общекультурных и профессиональных компетенций во многом зависит от поддержания высокого уровня мотивации обучения в ходе социализации личности студента вуза и роли преподавателя в процессе ретрансляции культурных и социальных норм. Для становления гражданско-правовой активности молодежи необходимо вовлечение студентов в социально-полезную деятельность и наиболее благоприятной средой для этого является именно учебное заведение, так как обучение в вузе является важным периодом в жизни молодежи, в котором происходит не только профессиональное становление, но и завершается личностное самоопределение.
Библиографический список
- Государственная программа по патриотическому воспитанию граждан России/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа. –http://www.gospatriotprogramma.ru/programma%202016-2020/(дата обращения: 31.12.2015).
- Стратегия национальной безопасности России / [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/51129 (дата обращения 07.03.2016).
- Агеева Н.А. Духовные скрепы как важный фактор становления и развития гражданского общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 111–117.
- Агеева Н.А. Идеи русского космизма в контексте научно-технологического развития страны // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 100–108.
- Агеева Н.А. Теоретическое обоснование биоэтики в контексте гуманизма // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 4. – С. 36–41.
- Спиридонов А.П., Шаповал Г.Н. Актуальные вопросы патриотического воспитания молодежи в контексте укрепления национальной безопасности России // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2016. – № 58. – С. 89–94.
- Шаповал Г.Н. Формирование нравственных качеств личности студентов вуза в контексте патриотического воспитания // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: вызовы и решения материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 168–171.
- Шаповал Г.Н. Воспитание гражданских качеств в ходе становления гражданско-правовой активности студентов-медиков // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 40. – С. 53–58.
- Шаповал Г.Н. Соотношение компетентностного подхода и качества образования в процессе инкультурации иностранных студентов // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2010. – № 2. – С. 106-117.
- Шаповал Г.Н. Профессиональная и этническая идентификация студентов-медиков в контексте интернационального обучения // Инновации в науке. – 2015. – № 43. – С. 158–164.
- Агеева Н.А. Ценностные детерминанты ученого в контексте инновационной деятельности // Universum: Общественные науки. – 2014. № 7 (8). – С. 5.
- Агеева Н.А. На пути из «века биологии» в «век антропологии» // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 12-1 (40). – С. 75–82.
- Карташова Е.А. Пути преодоления невежества в рамках педпроцесса медицинского вуза // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ, сборник научных трудов по материалам VII международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». – 2015. – С. 48–50.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540 г. Москва «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне” (ГТО)» / [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://rg.ru/2014/06/18/gto-dok.html (дата обращения 07.03.2016).
- Нажева М.И. Актуальные вопросы физического и патриотического воспитания студентов // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 3 (59).
- Агапкина Ю.В. Полиморфные маркеры G(-455)A гена FGB и C(-1654)Tгена PROC и генетическая предрасположенность к неблагоприятному течению ишемической болезни сердца у больных, перенесших острый коронарный синдром / Ю.В. Агапкина и др. // Молекулярная биология. – 2010. – Т. 44. – № 5. – С. 613–619.
- Карташова Е.А. Сравнительная оценка молекулярных эффектов цитопротекторов в комплексной терапии ишемической болезни сердца / Е.А. Карташова // Российский кардиологический журнал. – 2009. – Т. 79. – № 5. – С. 62–67.
- Нажева М.И. Роль тромбоцитарно-мегакриоцитарных нарушений гемостаза в патогенезе геморрагических расстройств при первичной миелопоэтической дисплазии. Автореф. дисс.. канд. мед. наук. Ростов-на-Дону, 2004. – 20 с.
- Нажева М.И. Актуальные вопросы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 3 (59).
- Карташова Е.А. Междисциплинарный подход к изучению человека в педпроцессе медицинского вуза // Современные научные исследования и инновации. -2015.-№ 12 (56). –С. 1125-1128.
- Шаповал Г.Н. Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин в педпроцессе медицинского вуза // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2015. – № 52. – С. 33–38.
- Шаповал Г.Н. Повседневная практика как один из механизмов приспособления иностранных студентов к российской действительности // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки. 2014. – № 2. – С. 157-158.
- Агеева Н.А. Психолого-педагогические аспекты правового сознания личности // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2013. – № 30. – С. 79–83.
- Агеева Н.А. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 1-2 (41). – С. 76–82.
- Шаповал Г.Н. Роль социально-полезной деятельности в ходе становления гражданско-правовой активности у студентов-медиков // Инновации в науке. – 2015. – № 48. – С. 86–90.
- Шаповал Г.Н. Учебная экскурсия как способ активизации познавательной деятельности в ходе обучения иностранных студентов // В сборнике: ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. – 2014. – С. 106–109.
- Шаповал Г.Н. Поддержание высокого уровня мотивации обучения в ходе социализации личности иностранного студента медицинского вуза // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. – № 1 (80). – С. 81–84.
- Агеева Н.А. Социокультурный аспект невежества // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 35. – С. 69–74.
- Агеева Н.А. Проблема невежества в биоэтическом аспекте медицинской деятельности // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2014. – № 1. – С. 27–30.
- Агеева Н.А. Коррупция в системе здравоохранения РФ как уродливая форма правосознания индивидов // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 1. – С. 48–56.
- Агеева Н.А. Дефекты оказания медицинской помощи: проблемы и пути решения // Universum: Медицина и фармакология. – 2014. – № 6 (7). – С. 2.