Малое и среднее предпринимательство (МСП) не всегда является «фактором роста». В одних условиях государственное стимулирование развития МСП крайне полезно для страны, в других — в лучшем случае бесполезно. Многие институты поддержки МСП в России были заимствованы из Японии, особенно на начальной стадии российских рыночных реформ. Причиной тому была специальная правительственная программа технологической помощи Японии новой России в сфере выработки государственной политики в отношении МСП. МСП рассматривалось как панацея. Исходя из практики Японии 1950—80х гг., составлялись первые российские нормативные акты по малому предпринимательству, создавались концепции организации институтов поддержки МСП. Тому были веские причины. В Японии несколько десятилетий после Второй мировой войны МСП реально было важной частью двигателя «экономического чуда», а в дальнейшем — ускоренного экономического роста. [6, с. 22]. По доле числа занятых в общей численности занятых в экономике, по доле в ВВП японское МСП давно превосходит абсолютное большинство стран мира. Японское Правительство в начале 1990-х гг., когда страна входила в полосу длительной стагнации, надеялось благодаря малому и среднему бизнесу быстро преодолеть начавшиеся кризисные явления в ее экономике. Но в конце 1990-х и в нынешнем столетии относительно непродолжительные периоды экономического подъема в Японии сменялись спадами (в 2009 г. — 6,3%). Среднегодовые темпы роста ВВП Японии с 2003 по 2013 г. составляли всего 0,25%. Сфера же МСП в пространственной экономике Японии достигла в эконометрическом смысле «состояния насыщения» [2]. Коэффициент закрытия некрупных предприятий явно превышает коэффициент открытия новых (см. табл. 1). Именно поэтому МСП все чаще рассматривается японскими экспертами как дополнительный груз, давящий на государственный бюджет и консервирующий затянувшуюся стагнацию японской экономики.
В таблице 1 нами показано «соотношение коэффициентов открытия и закрытия бизнеса в секторе малого и среднего предпринимательства (в категории «предприятия»*) в Японии по периодам»
Годы | 1975 1978 |
1978 1981 |
1981 1986 |
1986 1991 |
1991 1996 |
1996 1999 |
1999 2001 |
2001 2004 |
2004 2006 |
2006 2009 |
Коэф-т открытия бизнеса (%)** |
5,9 | 5,9 | 4,3 | 3,5 | 2,7 | 3,6 | 5,8 | 3,5 | 5,1 | 2,0 |
Коэф-т закрытия бизнеса (%)*** |
3,5 | 3,8 | 4,0 | 4,0 | 3,2 | 5,6 | 6,8 | 6,1 | 6,2 | 6,2 |
* Компании (фирмы-юридические лица) и индивидуальные предприниматели.
** Представляет собой частное от деления количества вновь созданных за период предприятий на количество существовавших в начале периода предприятий.
*** Представляет собой частное от деления количества закрывшихся в течение периода предприятий на количество существовавших в начале периода предприятий.
Как видно из таблицы 1, в 1970-е годы этот показатель, как и в предыдущие десятилетия, указывал на положительную динамику роста количества субъектов МСП. Переломным моментом явился период 1981—1986 гг., когда эти коэффициенты почти сравнялись между собой, и в последующие периоды, вплоть до 2009 г. (последние имеющиеся данные), их соотношение неизменно складывалось в пользу последнего , т. е. возобладала тенденция убывания количества субъектов МСП. Таким образом, высокоразвитый, широкомасштабный МСП и сформированная разветвленная, филигранная система его государственной поддержки не смогли внести позитивные изменения в экономику Японии, пребывающей в состоянии длительной стагнации. В Японии наличествует множество заявлений и деклараций от правительства и от руководителей префектур, говорящих о чрезвычайной важности МСП для страны и необходимости его всесторонней поддержки [6]. Но в реальности, в ходе продолжающейся с первой половины 1990-х гг. стагнации экономического роста, в этой стране происходит сокращение поддержки МСП. Как следует из таблицы 2, за период 1990—2007 гг. объем государственных ассигнований на поддержку МСП сократился на 37,2%, а за период 2007—2010 гг. — еще на 69,0%, то есть за эти два периода финансирование было урезано на 131,5%,. За последующие годы (включая 2013 фин. г.) объем государственного финансирования сектора МСП возрос на 90%. Но это было связано с необходимостью выделения ресурсов на поддержку малого бизнеса, оказавшегося в зоне колоссального стихийного бедствия (март 2011 г) на северо-востоке страны (землетрясение и мощное цунами, приведшие, помимо прочего, к серьезной аварии на АЭС Фукусима-1).
Таблица 2. Ассигнования из государственного бюджета на нужды субъектов малого и среднего предпринимательства в Японии (планы по фин. годам), млрд иен
Статьи | Бюджет | |||
1990 |
2007 |
2010 |
2013 |
|
Поддержка МСП, активно использующих местные ресурсы, и содействие развитию инфраструктуры |
10,4 |
8,2 |
||
Поддержка МСП, действующих в сфере торговли |
29,5 |
10,0 |
6,7 |
3,9 |
Проект по поддержке внешнеэкономической деятельности МСП |
2,4 |
5,0 |
3,2 |
|
Проект по оживлению деятельности МСП |
8,5 |
4,1 |
3,0 |
|
Проект по обеспечению занятости и развитию трудовых ресурсов |
3,4 |
7,5 |
22,0 |
0,4 |
Проект по поддержке совершенствования менеджмента малого бизнеса |
4,7 |
0,6 |
||
Проект по поддержке деятельности кооперативов |
1,1 |
4,3 |
||
Содействие развитию техники и технологий (в т.ч. информационных) в сфере МСП |
9,0 |
12,0 |
28,0 |
|
Проект по приобретению и защите интеллектуальной собственности МСП |
2,3 |
5,0 |
||
Совершенствование организационной структуры МСП |
8,0 |
|||
Проект по поддержке субподрядчиков |
2,2 |
0,1 |
0,8 |
0,7 |
Содействие развитию нового бизнеса в сфере МСП |
4,3 |
4,5 |
25,3 |
6,7 |
Проект по поддержке кластеров в сфере МСП |
1,6 |
62,0 |
||
Финансовая поддержка |
154,7 |
53,0 |
26,5 |
|
Прочие |
82,5 |
4,4 |
3,5 |
0,1 |
Меры помощи МСП, пострадавшим от стихийных бедствий, а также меры по предупреждению банкротств |
0,1 |
87,7 |
||
ИТОГО |
237,3 |
173,0 |
102,5 |
194,7 |
В наибольшей мере (почти в восемь раз) за двадцать лет в Японии сократилась поддержка торговых МСП. В абсолютных же значениях более всего сократились расходы по статье «финансовая поддержка МСП». Явный тренд сокращения финансовых ассигнований на нужды субъектов МСП коррелирует со снижением финансирования МСП из частных кредитных источников, о чем будет сказано ниже. С 1990 по 2013 гг. немного возрос объем ассигнований на создание и развитие нового бизнеса. Но по отношению к 2010 г. объем выделенных средств на эту цель в 2013 г. сократился почти в четыре раза, поскольку эта форма поддержки МСП была признана недостаточно результативной.
При том, что на частные кредитно-финансовые институты (это, прежде всего, коммерческие банки, «городские», «местные») приходится львиная доля финансирования МСП (примерно 90%), в годы стагнации правительство и префектуры Японии начали негативно относиться к чрезмерному присутствию государства на ссудном рынке для МСП. Практика прямого распределения государственных средств в пользу поддержки слабых фирм встретила нарастающую критику предпринимательской общественности. Оппоненты считают, что интервенция государственных средств на рынок через финансовые организации, аффилированные с государством и администрациями префектур, нарушает законы спроса и предложения на кредитно-финансовом рынке. Использование государственных средств для поддержки неэффективных фирм стало порождать обвинения в недобросовестной конкуренции со стороны как японских, так и зарубежных фирм, не имеющих доступа к таким средствам. Эта критика, а также понимание правительством низкой конкурентоспособности многих малых и средних предприятий привели к постепенному сокращению размеров таких программ и снижению финансирования государственные финансовые институты. Общая сумма кредитования МСП уменьшилась за период с 2000 по 2012 гг. на 30%, в том числе государственными кредитно-финансовыми институтами — на 26% и частными — на 31% (сумма государственных кредитных гарантий — на 29%). Итак, в Японии на государственном уровне придерживаются понимания того, что МСП не всегда является «фактором роста». В то же время сектор МСП Японии и в условиях стагнации работает как хороший амортизирующий барьер, принимающий на себя основной удар негативных изменений конъюнктуры. На МСП смотрят как на важнейший фактор обеспечения социальной стабильности и как на неотъемлемый элемент постоянно меняющегося оптимального соотношения между крупными, средними и малыми субъектами хозяйствования в общенациональной и региональной экономике. То есть стагнация не отменяет позитивные свойства МСП. Другое дело, что правительству страны и администрациям регионов нужно уметь пользоваться этими позитивными свойствами в соответствии с требованиями стратегии и тактики развития страны.
Библиографический список
- Birch D. L. Job Creation America. How Our Smallest Companies Put the Most People to Work. N.Y.: Free press, 1987.
- Симон Г. Скрытые чемпионы 21 века. Стратегии успеха неизвестных лидеров мирового рынка: переводное издание / Г. Симон, А.Ю. Юданов, Н.Н. Думная; под научн. ред. проф. А.Ю. Юданова. М.: Кнорус. 2015.
- Виньков А., Гурова Т., Рубин О., Юданов А. Создатели будущего — газели с мозгом обезьяны // Эксперт. 2011. №10.
- Исследование быстрорастущих высокотехнологичных компаний России. — М.: РВК, октябрь 2014. URL: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analitics (дата обращения: 27.05.2015).
- Данные официального сайта компании «Интерскол», http://www.interskol.ru (дата обращения: 27.05.2015).
- Внешнеэкономические аспекты модернизации экономики России, М. Финансовый Университет, 2013.- с. 22.
- http://www.business. gov.au
- http://www.oxfordeconomics.com