Работа с обращениями граждан занимает особое место в деятельности администрации города, а именно в управлении социальной защиты населения. Обращения граждан – источник информации о качестве предоставления государственных и муниципальных услуг (функций), способ получения информации о «реальном» положении дел на муниципальном уровне, а также возможность узнать об отношении граждан к деятельности органа администрации города как органа исполнительной власти.
Работа с обращениями граждан – важная составляющая функционирования управления социальной защиты населения, напрямую влияющая на их репутацию. Данная деятельность включает в себя ряд этапов: регистрацию, рассмотрение, исполнение, направление ответа заявителю. Прохождение полного цикла работ для каждого обращения занимает длительное время и не всегда соответствует утвержденным административным регламентам. Это ведет к ухудшению качества работы с обращениями и, как следствие, негативно влияет на репутацию и имидж управления социальной защиты населения.
Управление социальной защиты населения является отраслевым органом администрации города, входящим в единую систему социальной защиты населения области, осуществляющим функции по решению вопросов местного значения в сфере социальных отношений, а также по исполнению отдельных государственных полномочий в области социальной защиты населения на территории города.
Информационная инфраструктура управления представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Инфраструктура управления социальной защиты населения
Основной задачей управления является реализация вопросов местного значения в сфере социальных отношений, а также в рамках переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, реализация на территории города единой государственной социальной политики в сфере социальной защиты населения (предоставления мер социальной поддержки, оказания государственной социальной помощи, социального обслуживания населения) города.
Приоритетными направлениями деятельности управления социальной защиты населения являются:
1. В сфере исполнения отдельных государственных полномочий:
- определение права граждан на предоставление мер социальной поддержки; оформление и выдача документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки;
- реализация мер социальной поддержки (льгот) отдельным категориям льготников в соответствии с федеральными и областными законами;
- социальное обслуживание населения, осуществляемое подведомственными муниципальными учреждениями (13 учреждений);
- оказание государственной социальной помощи;
- ведение дифференцированного учета численности льготников, формирование и поддержка персонифицированного банка данных лиц, имеющих право на социальную поддержку;
реализация мер социальной поддержки, обеспечение социального обслуживания малообеспеченных семей с детьми, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
профилактика беспризорности несовершеннолетних;
предоставление социальных выплат и пособий, предусмотренных федеральными, областными программами;
2. В сфере реализации вопросов местного значения:
- уведомительная регистрация коллективных договоров в целях контроля соответствия документов действующему законодательству;
- расследование тяжелых и смертельных несчастных случаев на производстве;
- организация деятельности Комиссии по социальной поддержке населения;
- предоставление субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг;
- реализация городских социальных программ;
- получение негосударственной дополнительной пенсии работниками бюджетных организаций.
Приоритетным направлением, которым занимаются все отделы, входящие в организационную структуру управления, является учет обращений граждан.
Обращения граждан – это направленные в государственный орган или должностному лицу письменные или устные предложения, заявления или жалобы.
Процесс учета обращений граждан (AS-IS) представлен на диаграмме потока работ eEPC (рис. 2), построенной с использованием MS VISIO.
Рисунок 2 – Диаграмма «Учет обращений граждан» (AS-IS) в нотации eEPC
На сегодняшний момент в управлении социальной защиты населения ведется регистрация обращений граждан только в бумажном виде, а именно в нескольких журналах регистрации (в зависимости от вида поступления запроса), что составляет неудобства для контроля ответов на обращения и трудоемкость составления отчетов и т.д.
На рисунке 3 изображена диаграмма Исикавы, на которой показано влияние факторов на цель управления – повышение качества обслуживания населения города Магнитогорска. В качестве основных факторов, влияющих на достижение цели, были выделены следующие:
- Персонал.
- Документация.
- Программное обеспечение.
- Методы.
Определение рабочей области моделирования
Установка четких границ области проекта может быть определена с помощью методики «будет/не будет». Используя данную методику, определим, какие объекты и процессы будут принадлежать рассматриваемой предметной области.
Проект будет:
- внутренним, поскольку информация будет формироваться только в управлении;
- проект предназначен для автоматизации учета обращений граждан в Управлении и своевременного формирования отчетности, а также для сокращения временных, трудовых и финансовых затрат.
Рисунок 3 – Диаграмма Исикавы «Повышение качества обслуживания населения»
Проект не будет:
- проект не будет являться полномасштабной системой, так как предназначен для сотрудников управления;
- внедряемая АИС предназначена только для сотрудников управления;
- проект не будет рассматривать деятельность других управлений.
Проведение изменений в бизнес-процессе «Учет обращений граждан» показано на модели ТО-BE в нотации eEPC (рис.4).
Модель данных модуля по учету обращений граждан представлена на рисунке 5.
Рисунок 4 – Диаграмма «Учет обращений граждан» (TO-BE) в нотации eEPC
Рисунок 5 – Логическая модель данных
По результатам проведенного обследования предметной области с учетом специфики деятельности управления (значительный перечень муниципальных услуг, обработка большого количества обращений граждан) было принято решение – автоматизировать процесс учета обращений граждан, а именно разработать модуль по учету обращений граждан. Данный модуль позволит вести централизованный учет обращений в бумажном, электронном виде, по телефону, при личном приеме граждан, контролировать сроки рассмотрения обращений, формировать печатную форму основных документов, вести мониторинг деятельности, формировать отчеты.
Библиографический список
- Масленникова, О.Е. Методика формирования компетенций ИТ-специалиста в области информационных систем по образовательной программе «Прикладная информатика»/ О.Е. Масленникова, О.Б. Назарова// Гуманитарные научные исследования. – Декабрь 2013. – № 12 [Электронный ресурс]. URL:http://human.snauka.ru/2013/12/5375 (дата обращения: 25.12.2013).
- Назарова О.Б. Требования к выпускной квалификационной работе студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)»: методические рекомендации / О.Б. Назарова, О.Е. Масленникова, М.В. Махмутова, И.Д. Белоусова, Л.З. Давлеткиреева, И.В. Попова, А.С. Удотов. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – 100 с.
- Назарова, О.Б. Теория экономических информационных систем: учебник: в 2 ч./ О.Б. Назарова. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск.гос. ун-та, 2012. – 182 с.
- Масленникова О.Е., Назарова О.Б. Роль и место проектной работы студентов в их профессиональном становлении / О.Е.Масленникова, О.Б.Назарова//Новые информационные технологии в образовании. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2015. – С. 470-474.
- Макашова В.Н. Использование электронных образовательных ресурсов для активизации взаимодействия вузов и работодателей//Материалы XI Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития образования в России», Новосибирск, (16 августа2011 г.). -Новосибирск: Издательство НГУ, 2011 -419 с. -С. 386-390
- Макашова В.Н., Ошурков В.А. Методы минимизации ресурсных рисков в проектах разработки программных продуктов. -Современный научный исследования и инновации. М.: Изд-во «Международный научно-инновационный центр», 2014, 1-1(42). -С. 71-77.
- Гаврилова И.В., Новикова Т.Б., Назарова О.Б., Петеляк В.Е., Агдавлетова А.М. Совершенствование методов построения причинно-следственных диаграмм для решения задач управления в организационных системах / И.В. Гаврилова, Т.Б. Новикова, О.Б. Назарова, В.Е. Петеляк, А.М. Агдавлетова. – Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. – с. 247-251.
- Курзаева Л.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З., Назарова О.Б., Белоусова И.Д.. Совершенствование методики построения моделей событийно-управляемого процесса для постановки задач управления в социальных и экономических системах / Л.В. Курзаева, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева, О.Б. Назарова, И.Д. Белоусова. – Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. – с. 297-302.
- Назарова, О.Б., Масленникова, О.Е. Разработка реляционных баз данных с использованием CASE-средства ALL FusionDataModeler: учеб.пособие/О.Б. Назарова, О.Е. Масленникова. -Москва: Изд-во «ФЛИНТА», 2013. -74 с. -Библиогр.: с. 52. -500 экз.. -ISBN 978-5-9765-1601-4.
- Назарова О.Б. Реализация принципа преемственности в построении учебных курсов специальности Прикладная информатика (в экономике) на основе Case-технологий / О.Б. Назарова // Фундаментальные исследования, -2007.- № 6. -С. 46.