О РАБОТЕ ВУЗОВСКОЙ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ИИМОП КНУ ИМЕНИ ЖУСУПА БАЛАСАГЫНА

Байгажанова Гульзара Кулназаровна
Кыргызский Национальный Университет имени Жусупа Баласагына
Кыргызская Республика, город Бишкек, аспирант

Аннотация
В статье изложены теоретико-методологические положения становления психологической службы в ИИМОП КНУ имени Жусупа Баласагына. Рассматривается становление психологической службы на примере Республики Кыргызстан. Главная цель - функционирование психологической службы - содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности социализирующейся личности, а также коррекция разного рода затруднений в ее развитии.

Ключевые слова: администрация, анкета, исследование, менеджеры, преподаватели, психологическая служба, психологическое консультирование, рекомендации, советы, студенты


ABOUT PSYCHOLOGICAL – PEDAGOGICAL SERVICE OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION WORKS AT THE INSTITUTE OF INTEGRATIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS KNU AFTER ZHUSUP BALASAGYN

Baygazhanova Gulzara Kulnazarovna
Kyrgyz National University after Zhusup Balasagyn
The Kyrgyz Republic, Bishkek, Graduate

Abstract
The article describes the theoretical and methodological principles of psychological service formation in the Institute of Integrational Educational Program at Kyrgyz National University after Zhusup Balasagyn. We consider the establishment of psychological services on the example of the Republic of Kyrgyzstan. The main objective is the functioning of psychological services - to promote mental health, educational interests and the disclosure of the individual socializing, as well as the correction of all sorts of development difficulties.

Keywords: administration, advice, managers, psychological counseling, psychological service, recommendations profile, research, students, teachers


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Байгажанова Г.К. О работе Вузовской психолого - педагогической службы в ИИМОП КНУ имени Жусупа Баласагына // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/61582 (дата обращения: 27.12.2024).

В 2007 году в ИИМОПе был открыт кабинет психологической службы для психологического обеспечения всего процесса обучения в Вузе. Основной рабочей документацией являются нормативные документы, регламентирующие деятельность психолога. При определении цели работы, руководствовались программой развития образовательного учреждения и общей целью службы: сопровождение процесса психологического развития студентов, посредствам создания определенных условий в образовательной сфере. Цель конкретизировалась задачами, которые в свою очередь определяют основные направления, виды и результаты деятельности службы, раскрывают содержание направлений и видов деятельности психологической службы (диагностической, коррекционно – развивающей, организационно – методической и просветительской с конкретизацией работ по срокам выполнения). Для успешной практической деятельности психолога руководством было организованно рабочее место – кабинет, который необходим для хранения документации, методических материалов, проведения индивидуальных бесед и психологической диагностики. Наличие кабинета не означает, что большую часть времени нам приходится проводить в нем – достаточно часто приходится контактировать с людьми на их рабочих местах, быть полноправным членом коллектива и активным участником деятельности института.

Рабочее место психолога – это рабочий кабинет, одновременно это комната психологической разгрузки для:

  • проведения психологической релаксации;
  • снятие нервно – психического напряжения; эмоциональной разгрузки;
  • индивидуального и группового психологического консультирования;
  • психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий;

Материальной базой воздействия является пока аудиотехника, другая аппаратура и другие средства, способствующие осуществлению терапевтического воздействия рассматриваются в перспективе.

Материальной базой психодиагностики являются:

  • канцелярские принадлежности
  • аудиотехника с записями стимульного материала
  • компьютер и другая организационная техника.

В перспективе материальное обеспечение рабочего места психолога должно расширяться и включать: комплекс психодиагностических средств, диктофон, видеотехнику и другое. На основании нормативных актов нами был разработан пакет форм учетно – отчетной документации «Рабочий журнал психолога образовательного учреждения». Структура рабочего журнала включает в себя следующие формы:

Форма 1 – личные данные психолога

Форма 2 – перспективный план работы на год

Форма 3 – календарный план на месяц

Форма 4 – журнал учета ежедневной работы

Форма 5 – диагностическая работа

Форма 6 – групповая коррекционно – развивающая работа

Форма 7 – индивидуально – коррекционно развивающая работа

Форма 8 – консультации

Форма 9 – организационно – методическая работа

По каждому виду работ предусмотрено стандартизированная форма отчетности. Журнал позволяет отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые в течение года.

По форме 1 – проводятся учебные часы по психологическому профилю. Выступления с докладами на ученых советах ИИМОП, публикациями в печати. Участие в проведении семинара “Психология и этика общения” среди администрации и менеджеров ИИМОП, а также проведение тренинга. По форме 2 – разработан перспективный план работы на год. При определении цели работы руководствовались программой развития образовательного учреждения и общей целью службы, а именно сопровождение процесса психологического развития студентов, посредствам создания определенных условий в образовательной сфере. Цель конкретизировалась задачами, которые с свою очередь определяют направление, виды и результаты деятельности службы, раскрывают содержание направлений и видов деятельности кабинета психологической службы. По форме 4 – ведется журнал учета ежедневной работы. Таким образом предметом вузовской психологической службы является прикладной, научный и практические аспекты. С этой точки зрения важность и необходимость развертывания деятельности кабинета психологической службы Вуза не вызывает сомнений. Программа работы кабинета психологической службы Вуза является средством решения важных задач в ИИМОПе, поскольку в своей работе мы реализуем диагностическое, профилактическое, развивающее, коррекционное и другие направления работ. Основными задачами психолога являются:

  • выявление творческого потенциала студентов, преподавателей, менеджеров; разработка рекомендаций для администрации и педагогического коллектива учебного заведения по улучшению их работы;
  • выявление возникающих в педагогическом процессе трудностей и их психологических причин;
  • участие в процессе управления личностными отношениями и формирование норм отношения в коллективе и другое.

Таким образом, основной целью психолога в системе психологической службы является внедрение достижений современной психологии в практику обучения и воспитания, при этом используется потенциал науки, заложенный в методах и перспективах теоретических разработок. Научный аспект предполагает проведение научных исследований, теоретическое обоснование и разработка психодиагностических и развивающих методов вузовской службы. В нашей работе проведено исследование контингента студентов первого года обучения по вопросу адаптации их к процессу обучения в Вузе, трудностей испытываемых студентами в процессе учебы. Исследование проводилось с целью повышения адаптированности студентов, оказания помощи им в самоорганизации и самоопределении, улучшении качества знаний. Для деятельности студентов характерна интенсивность функционирования психики, необычайно высокое интеллектуальное напряжение. В ходе деятельности у студентов появляются перегрузки, вызывающие напряженность (сдача зачетов, экзаменов и т.д.). Исследования показали, что наибольшие трудности у студентов вызывает неумение рационально распределять свое время (65,8% опрошенных). Подчеркивается также отсутствие навыков самостоятельной работы с книгой. Адаптация студентов к учебному процессу в Вузе сложное явление, имеющее различные направления: адаптация к новой культурной среде (город, Вуз, общежитие), коллективу, деятельности. Отсюда следует три основных аспекта адаптации: биофизический, психологический и социальный.

Наши данные позволяют высказать суждения о том, что наиболее распространенными являются отсутствие необходимых условий внешнего и внутреннего порядка для достижения студентом поставленной цели. Изучение основных ориентаций и впечатлений студентов различных факультетов КЕФ, КАФ, ФМО, ФТД, ФВ, УФ и ОСПО в динамике учебного процесса на первых курсах позволяют в предварительном порядке отметить наиболее распространенные причины стрессовых состояний первокурсников:

  • резкая смена содержания, объема, характера учебного материала, форм, методов учебного процесса, научной эрудиции педагога;
  • резко ощущаемая неподготовленность к учебе в Вузе в связи с особыми субъективными причинами и факторами. Это относится к выпускникам некоторых сельских школ, к студентам чувствующим недостаток способностей, к лицам на которых сказался перерыв в учении, к людям с ослабленным здоровьем и другое;
  • тревожные сомнения в правильном выборе Вуза, отсутствие необходимых стимулов учения;
  • неудовлетворительные контакты с преподавателем, боязнь обратиться за консультацией;
  • разлука с семьей, с людьми привычного круга общения, острота которой подчеркивается неудачными обстоятельствами учения и быта студенческой жизни (конфликтные отношения с товарищами по комнате, в общежитии и т.д.).

Предоставляется весьма актуальной задача профилактики причин неадаптированности студентов первых и последующих курсов. Психологическая помощь, коррекция поведения и личностных черт, проведены в нашей работе при уже возникших психологических проблемах, но еще важнее для нас предотвращать их появление, то есть для этого осуществляется превентивная работа психологической службы. Для этого проводим сплошное психологическое обследование студентов первого курса с выявлением областей потенциальных трудностей, которые могут возникнуть в силу особенностей личности, познавательной сферы или уровня подготовки отдельного случая. В частности выявлены факторы, которые вызывают стресс: это перегрузка, то есть непомерное количество заданий на данный период времени. В этом случае возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности. Стресс вызывает также конфликт ролей, то есть когда студенту предъявляют противоречивые требования, указания. Неопределенность ролей возникает тогда, когда студент не уверен в том, что от него ожидают. Студент должен иметь правильное представление об ожиданиях преподавателей, руководства. Неинтересные учебные занятия также вызывают беспокойства и подверженность физическим недомоганиям. Существует также и другие факторы: плохие физические условия, такие как отклонения в температуре помещения, плохое освещение, чрезмерный шум, неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации, на факультете, необоснованные требования со стороны преподавателей к студенту. Исследования показали, что наибольшие трудности у студентов вызывает неумение рационально распределять свое время (65,8% опрошенных) из общего числа. Подчеркивается также отсутствие или недостаточность навыков самостоятельной работы с книгой 24,8% – медленный темп восприятия информации. В трудных ситуациях учебной работы могут наступать: утрата внутренней организованности психических процессов, снижение памяти, ухудшение мышления (встречается на экзаменах, зачетах, во время публичных выступлений), ослабление активности и снижение уровня работоспособности (вследствие перегрузок – отсутствия научной организации труда), приостановка учения, отказ, срыв. Предотвращение и преодоление этих изменений предполагает практическое использование выводов из психологического анализа деятельности студентов. В соответствии с основными целями и задачами психологической службы ИИМОПа содержание работы психолога определяется необходимостью обеспечения полноценного личностного и интеллектуального развития студентов, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию. В нашей работе мы проводим также организационно – психологическую работу, которая определяется необходимостью создания социально – психологических условий продуктивного сотрудничества различных отделов, тесному взаимодействию внутри административного блока управления, созданию системы благоприятных взаимоотношений (здоровой инфраструктуры). В связи с этим изучалось влияние психологических, экономических и организационных факторов на трудовую деятельность сотрудников ИИМОПа (менеджеры, администрация, преподаватели языкового центра). Исследование в области психологии управления позволяет значительно уменьшить вероятность возникновения конфликтов в коллективе, нездоровых и разрушительных тенденций. Была проведена анкета «Климат» для администрации ИИМОП. Анкета предназначена для изучения психологического климата в коллективе. В ходе исследований было опрошено 30 сотрудников. Были выявлены следующие результаты на поставленные вопросы:

Вопрос 1 – Отмечаете ли вы улучшение взаимоотношений сотрудников вашего коллектива в последнее время?

Вопрос 2 – Если бы у вас был выбор, проработали бы вы еще 5 лет?

Вопрос 3 – Отмечаете ли вы ухудшение во взаимоотношениях сотрудников вашего коллектива в последнее время?

Вопрос 4 – Что мешает вам работать эффективно?

Вопрос 5 – Факторы, оказывающие влияние на ваше трудовое поведение?

Вопрос 6 – Оцените частоту возникновения конфликтов между сотрудниками в вашем подразделении?

Вопрос 7 – В какой степени вы удовлетворены следующими сторонами жизни и деятельности вашего коллектива?

На основе проведенного анализа мы получили следующее: практически все опрошенные сотрудники желают работать в отделе и в организации в течении ближайших пяти лет, даже при наличии выбора. Среди изменений, произошедших за последнее время, отмечено улучшение взаимопонимания. Также большинство сотрудников отметили следующий проблемный аспект: неравномерность распределения обязанностей. Снижает эффективность труда следующие факторы: недобросовестность коллег и их личностные обязанности, недовольство распределения материального стимулирования. Положительные факторы: согласно опросу в пункте «наказуемость инициативы и самостоятельности» большинство опрошенных ответили нет. То есть инициатива и самостоятельность, в решении различных вопросов положительно оцениваются руководством. Подобное исследование было проведено с менеджерами. Данные исследования показывают, что снижают эффективность труда следующие факторы: большой объем отчетной документации и недостаточная моральная поддержка со стороны руководства. Факторы влияющие на трудовое поведение: 1 – удовлетворенность выполняемой работой, 2 – отношения с коллегами и 3 – уважение со стороны начальника. Исследование было проведено также с преподавателями языкового центра. В данном коллективе практически все опрошенные сотрудники желают работать в течении пяти ближайших лет. По результатам опроса среди изменений, произошедших за последнее время отмечено ухудшение взаимопонимания. По мнению большинства опрошенных снижают эффективность труда следующие факторы: большой объем отчетной документации, недостаточное материальное вознаграждение. Среди показателей характеризующих удовлетворенность сотрудников различными сторонами деятельности в положительную сторону выделяют: удовлетворенность выполняемой работой, регламентом работы, справедливостью премий, справедливостью оклада по должности. Основная работа психолога кабинета психологической службы состоит в проведении консультирования. За все время работы кабинета обратились за помощью около 700 человек, среди них студенты, персонал ИИМОП и родители. Были даны советы, рекомендации. Советы даются на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой сталкивается клиент в жизни. Консультирование проводится в конфиденциальной обстановке. Советы и рекомендации, предлагаемые клиенту, в большинстве случаев рассчитаны на то чтобы, самостоятельно воспользовавшись ими, клиенты смогли бы полностью справиться со своей проблемой без помощи со стороны психолога – консультанта. За время работы кабинета проводилась консультативная работа с руководителями и работниками учреждения по трудовым вопросам, консультированию студентов по вопросам обучения, межличностным проблемам, общению, по проблемам семьи и другое. Проблема клиента бывает на столько сложна, что разобраться в ней за один два сеанса практически невозможно, поэтому количество встреч психолога с клиентом чаще всего не ограничиваются одной двумя. Предполагаемое решение проблемы не может быть сразу и полностью самостоятельно реализовано клиентом и требует дополнительной поддержки со стороны консультанта. Непосредственным поводом для организации коррекционной работы становятся обычно трудности в учебной деятельности, нарушение поведения и дезадаптация студента, проблемы в учебной и повседневной деятельности, в эмоционально – волевых переживаниях. Таким образом результативность психологической работы можно выделить следующие стороны: 1 – эффективность психологического сопровождения труда и жизни клиентов, целевая работа с ними в соответствии с текущими задачами; 2 – действенность психологической поддержки для развития творческого потенциала клиентов и оказание им помощи в решении различных проблем; 3 – результативность психологического просвещения и консультирование.


Библиографический список
  1. Устав Российского психологического общества (РПО) // Психологический журнал. 1995. т. 16 № 3. Ст. 12 – 22.
  2. Щедрина Е. В. Американская психологическая ассоциация // Вопросы психологии. 1993. № 2. Ст. 117 – 121.
  3. Авдеева О.В. Психологические аспекты формирования адаптации и информационной культуры личности. Информатика: концепции, современное состояние, перспективы развития. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2004. 0,3 пл.
  4. Грачева, Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой, самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования / Л. В. Грачева. СПб.: Речь, 2004. Ст. 120.
  5. Донцов, А. И. Профессиональные представления студентов психологов /А. И. Донцов, Г. М. Белокрылова // Вопросы психологии. 1999. №2. Cт. 42-49.


Все статьи автора «Байгажанова Гульзара Кулназаровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: