В обширном арсенале общей и теоретической поэтики, изучающей универсальные свойства, состав, структуру, функции словесно-эстетических произведений художественное двойничество занимает особое место [1, с. 25-26; 2, с. 179]. Как элемент объективной реальности этот феномен представляет собой многомерное явление, которое характеризуют следующие свойства-признаки:
1) раздвоенность (или раздвоение) сознания;
2) двойственность, противоречивость сущности человека;
3) утрата (или утрачивание) цельности натуры, личности;
4) интроспекция «внутреннего человека» (второго, другого «я») при сохранении стабильности личности «человека внешнего».
В словесно-эстетическом творчестве двойничество приобретает статус художественной категории, включается в «ценностный аспект» и «имеет оценивающий характер» [2, ч. 101]. Это позволяет рассматривать художественное двойничество как одно из средств, раскрывающих «как в зеркале» глубинный смысл (содержание) образа героя или литературного произведения.
Двойничеству в творчестве русских (как и зарубежных) писателей в разные периоды исторического развития национальной литературы присуща многоплановость его художественной семантики. Признаки «объективного» двойничества часто воплощались в художественно-фантастическую форму образов героев произведений различных авторов и литературных эпох; при этом «высвечивались» прямые или косвенные связи и появлялась возможность духовного общения «двойникового» героя (а значит, и автора его образа) с инфернальным миром, который недоступен для материального («физического») восприятия живущим в мире земном (ср. например, образы-двойники в произведениях: «Огненный ангел» В. Брюсова, «Портрет» Н. Гоголя, «Странные (таинственные) повести» И. Тургенева, «Пиковая Дама» А. Пушкина, «Звезда Соломона» А. Куприна, «Смерть чиновника» (заключительный эпизод с Червяковым – «призраком»), «Чёрный монах» А. Чехова и др.); в зарубежной литературе – «Двойник» Г. Гейне, «Тень» Андерсена, «Эликсир сатаны» Э. Гофмана, «Орля» Г. Мопассана, «Вильям Вилсон» Э. По, «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда и др.).
Общей основой многоплановой художественной семантики двойничества является двоемирие бытия героя. Расщеплённое сознание художественного двойника существует в мире реальном, в окружающей среде (эта ипостась его личности открыта, прозрачна для общения и взаимодействия с героями произведения). Другая ипостасная составляющая (часть) раздвоенного сознания находится в «инобытии» (пакибытии), в сокрытом, тайном для окружающих мире ирреальном, в котором герой видит и воспринимает самою себя «со стороны», в необычном своем состоянии («Нос», «Записки сумасшедшего» Н. Гоголя, «Двойник» Ф. Достоевского, «Чёрный человек» С. Есенина и др.).
Варианты такого (второго) мировидения могут быть разнообразными, и зависят они от индивидуально-творческой интерпретации писателя в художественном произведении реальных (ранее названных) признаков «объективного» двойника – прототипа героя. Однако семантический спектр художественного двойничества ограничен основными его аспектами:
1) социально-психологическим;
2) философско-психологическим;
3) религиозно-нравственным;
4) пародийно-сатирическим.
Социально-психологический аспект двойничества предполагает выявление состояния «внутреннего человека», погруженного в постоянную среду обитания: это микросоциум, который обусловлен появлением двойника. Нарушение цельности личности майора Ковалева (повесть Гоголя «Нос») стало следствием самовосприятия им своей второй, другой сущности, «материализованной» в виде части собственного лица; Ковалев случайно встречает своего двойника и даже пытается заговорить с ним, намереваясь выяснить причины странного для него перевоплощения части своего тела – носа – в «реального» собрата-чиновника, хотя и более высокого, чем его, ранга. Сословная принадлежность двойника осталась идентичной социальному положению героя-«прототипа».
Подобная сопряженность художественно-образного описания социальной среды с темой психологического двойничества наблюдается в произведениях Е. Гребенки («Двойник», 1836), В. Даля («Савелий Граб, или Двойник», 1842), Н. Ахшарумова («Двойник», 1844), А. Погорельского («Двойник или Мои вечера в Малороссии», 1898). Общей особенностью этих «маленьких повестей» является ярко выраженный бытовой фон и обыденность жизненных обстоятельств, которые сопутствуют изображению двойственности поведения и противоречивости личности героев.
Глубинное же многоплановое исследование темы и проблематики двойничества начинается в русской литературе и творчестве Достоевского в его повести «Двойник» (1846) [3, с. 416]. Герою «Двойника» господину Голядкину покоя не дает социальная амбициозность, т.е. «одно из пошлейших проявлений… гордыни, его несогласие со своим званием» [3, с. 417]. А между тем сказано: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1 Кор. 7:20).
В стремлении удовлетворить неутолимое желание, избавиться от своего звания герой (Голядкин «настоящий», «старший») мечется по городу: то нанимает карету и едет в Гостиный двор якобы за покупками, то незваным гостем является на бал, «откуда с позором выпроваживается». Он создает для себя «ирреальную (вымышленную) реальность» и встречается со своим двойником – Голядкиным «младшим», постепенно заменяющим в жизни Голядкина настоящего («старшего»), который «никаким уже образом не мог более сомневаться, что он находится не в тридесятом царстве каком-нибудь, а в городе Петербурге, в столице, в Шестилавочной улице, в четвертом этаже одного весьма большого капитального дома, в собственной квартире своей» [4, с. 109].
Очевидно, что «игра в мнимости, кажется, занимает автора «Двойника» и сама по себе, так что затруднительно будет сказать, различает ли он сам, где у него призрачность, а где достоверность: Голядкин-двойник порою едва ли не подлиннее выглядит, нежели Голядкин настоящий» [3, с. 416].
Таким образом, семантика художественного двойничества представляется в виде отражения нерасторжимого единства изображаемых социальных реалий и внутренних психологических деталей личности героя с раздвоенным сознанием.
Философско-психологический аспект двойничества представляет собой гносеологическую характеристику скрытой парадоксальности поведения «внешнего человека» и «внутреннего человека», объединенных со-четанной структурой единого образа героя. В этом аспекте выявляется раскол личности автора произведения, воплощаемый в художественном образе двойника. Автор стремится не только «узнать» себя в созданном творческой фантазией герое, но и «увидеть» в нем выражение собственных чувств, настроений, переживаний. Весь набор (комплекс) эмоций и черт характера героя превращается в достояние его второго «я», словесно-эстетического трансформирования «внутреннего человека» автора. Между тем, «внешний человек» писателя (создатель художественного образа) вступает в противоречивые отношения с «внутренним человеком» героя, который оказывается фактическим двойником своего творца. Возникает парадокс: протогонист-автор противостоит антагонисту-образу…
Писатель включается таким образом в процесс самопознания своего «внутреннего человека» и становится двоящейся рефлексирующей личностью. Яркой иллюстрацией такого процесса может служить одна из дневниковых записей Л. Толстого, которая дает представление о механизме «размывания» цельности его личности: «Приучить себя думать о себе как о постороннем, а жалеть о других, как о себе… И теперь самое для меня дорогое, важное, радостное, а именно: как хорошо, нужно при сознании всех выявляющихся желаний спрашивать себя: чьё это желание – Толстого или моё. Толстой хочет осудить, думать недоброе о NN, а я не хочу. И если только я вспомнил это, вспомнил, что Толстой – не я, то вопрос решается бесповоротно. Толстой боится болезни, осуждения и сотни, и тысячи мелочей, которые так или иначе действуют на него. Только стоит спросить себя: а я что? И всё кончено, и Толстой молчит. Тебе, Толстому, хочется или не хочется того или этого – это твоё дело. Исполнить же то, чего ты хочешь, признать справедливость, законность твоих желаний – это моё дело. И ты ведь знаешь, что ты и должен и не можешь не слушаться меня, и что в послушании мне благо. Не знаю, как это покажется другим, но на меня это ясное разделение себя на Толстого и на я удивительно радостно и плодотворно для добра действует» [5, с. 385].
Облечённая в художественные формы двойственность, расщеплённость личности писателя (автора) может рассматриваться как источник появления в литературных произведениях самых различных типов двойников, в частности, связанных с темой или мотивами «зеркального» отражения «внутреннего человека» автора в образе героя произведения (см., например, новеллу В. Брюсова «В зеркале», стихотворение К. Бальмонта «Старый дом», повесть 3. Гиппиус «Зеркало», поэму С. Есенина «Черный человек» и другие произведения, содержащие доминанту «зеркало»).
Ощущение автором произведения раздвоенности собственной личности, своего собственного «внутреннего человека» может быть знаковым, опознавательным признаком зеркального двойничества как особого вида; писатель может прибегнуть к сложному конструированию феномена художественной двойственности. Так, в романе Л. Леонова «Вор» фигурирует один из героев, вымышленный писатель Ф.Ф. Фирсов, он ведет повествование, выполняя функцию автора собственной пишущейся повести и одновременно является персонажем романа.
Как действующее лицо романа Фирсов, однако, признает существование своего двойника, созданного собственным воображением для своей книги: «В самой повести Фирсов изобразил терзания своего двойника еще хлеще, неистовей, и так как списать всю эту чертовщину автор мог лишь с действительности» [6, с. 314]. Этому признанию в романе Леонова предшествует описание процесса развёртывания, раскрытия двойственности героя – писателя (Фирсова): «Естественно, оба они в ту минуту, автор и его герой, думали об одном и том же, но Векшин (центральный герой «Вора». – Н.К, И.К.) еще не подозревал в этом эпизоде фирсовского авторства, а сочинитель (Фирсов. – Н.К, И.К.), зная наперед место в его повести (Фирсова; а ведь Векшин – герой Леонова. – Н.К, И.К..), целиком зависел от частностей в поведении персонажа, начавшего жить самостоятельной жизнью. К этому моменту их обоюдное взаимодействие достигло максимальной остроты, и Фирсов из всех сил старался запомнить выяснявшиеся ходы и фазы эпизода, чтобы провести по ним своего двойника-сочинителя в собственной повести» (выделено нами. – Н.К, И.К.) [6, с. 445].
Такая характеристика процесса созидания художественного двойничества дала, по нашему мнению, косвенный повод Л. Леонову утверждать, что «…главное в искусстве не о чём, а кто врёт! … искусство и есть до некоторой степени обман с неписанного согласия сторон, а потому, кстати, не кажется ли вам, Дмитрий Егорыч (Векшин. – Н.К, И.К.), что личность художника всегда важнее темы» (из диалога Фирсова с Векшиным. – Н.К, И.К.) [6, с. 442]; добавим: тем более что эта личность двойственна по своей природе и имеет своего двойника, т.е. налицо «двойное двойничество» (?!).
Отсюда проистекает методология художественного двойничества, основными принципами которой является простота (не упрощенчество, не примитивизация!) изображения двоякости «внутреннего человека» героя, которому присуща расщеплённость, нарушенная цельность личности, а также правдоподобность и объективность: « – Я согласен с твоим (Фирсова. – Н.К, И.К.) критиком, уж больно всё сложно у тебя (у Фирсова. – Н.К, И.К.), – говорил Векшин… – Проще надо жить, писать и думать, совсем просто… чтобы самому что ни есть захудалому умишку всё было понятно <…> Чтоб Векшина написать, должен ты (Фирсов. – Н.К, И.К.) в него сам по макушку влезть, а из этой одёжки, поверь, чистым не вылезешь. Ведь не чернилами, поди, оно пишется-то…»; «Я (Векшин. – Н.К, И.К.), правда, говорил, что тебе (Фирсову. – Н.К, И.К.) писать попроще надо, однако не до последней же, братец, степени. Как-никак я потому и стал таким (вором. – Н.К, И.К.), что обладаю собственной судьбою, что я живой человек. Дай же мне быть самим собою» [6, 448, 449].
Таким образом, семантика философско-психологического аспекта имеет разноплановые смысловые измерения, одно из которых придаёт религиозно-нравственную окраску двойственности личности героев и порождает новый подход к её анализу.
С религиозно-православной точки зрения, критерием поведения «внешнего человека» и проявления нравственных качеств «внутреннего человека» становится собственное отношение к духовному содержанию личности автора и его героя. Бог дал людям нравственный закон (называемый совестью), который, чувствуя в душе и в глубине своего сознания, должно неуклонно исполнять. Всякое отступление от этого закона ведёт к искажению («коррозии») и постепенному разрушению личности человека (или личности, запечатленной писателем в образе героя), что является греховным. Грех – это бессовестность, повреждающая все основные способности, или силы души – ум, чувства (сердце), волю.
Онтологические признаки двойничества в православном религиозно-нравственном аспекте можно представить в обобщенном виде; к ним относятся:
1) нарушенность цельности личности двойника;
2) попрание (несоблюдение) нравственного закона двойником-героем;
3) греховность его поведения;
4) совмещение в душе двойника злого и доброго начал;
5) рефлексивность в сочетании с отсутствием раскаяния в греховных поступках и глубокого покаяния.
Появление в жизни и отображение двойничества художественным творчеством в православном осмыслении объяснимы двумя причинами – сатанинским действом, которое может художественно изображаться писателем в образе двойника, и покинутостью («духооставленностью») по грехам человека Святым Духом Истины – Утешителем души, что также может быть воплощено в образе героя.
Без подобного анализа (который составляет предмет специального, отдельного рассмотрения) назовём ряд произведений, содержащих различные по типу образы героев-двойников: «Двойник» А.Н. Островского; «Старик» И.С. Тургенева; «Очарованный странник» Н.С. Лескова; романы Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», повесть «Двойник» (его же); «Хозяин и работник» Л.Н. Толстого, «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»; «Противоречия», «Запутанное дело», «Губернские очерки», «Господа Головлёвы» М.Е. Салтыкова-Щедрина; «Сны Чанга» И.А. Бунина; «Хостомер» Л.Н. Толстого; «Звезда Соломона» И.А. Куприна; «Чёрный монах» А.П. Чехова; «Наваждение», «Егорий – волчий пастырь» Ал. Толстого и другие, ранее упоминавшиеся сочинения русских и зарубежных писателей (данный перечень произведений по теме художественного двойничества не является исчерпывающим).
Особым является пародийно-сатирический аспект двойничества, художественная семантика которого связана с карнавальностью, эстетический объект ее – «телесное начало как воплощение стихийной мощи, энергии, неистребимой жизненной силы народного коллектива». Эстетика карнавала, как утверждал Бахтин, противостоит «эстетике прекрасного»; «она имеет дело с гротескным телом человека, с воссозданием материально-телесного низа лиц с выпученными глазами и разинутым ртом и т.п.» [2, с. 23]. «Пародирующие двойники стали довольно частым явлением карнавализированной литературы. Особенно ярко это выражено у Достоевского – почти каждый из ведущих героев его романов имеет по несколько двойников по-разному его пародирующих: для Раскольникова – Свидригайлов, Лужин, Лебезятников; для Ставрогина – Петр Верховенский, Шатов, Кириллов; для Ивана Карамазова – Ракитин. В каждом из них (то есть из двойников) герой умирает (то есть отрицается), чтобы обновиться (то есть очиститься и подняться над самим собой)» [7, с. 147].
В карнавализированной тональности представлен мир двойников Тургенева; главный герой романа «Отцы и дети» Базаров имеет несколько пародируемых персонажей-двойников – Колязина, Аркадия, Ситникова, Одинцову, некоторые из которых также связаны двойническими отношениями между собой (Ситников – Кукшина, Одинцова – Кукшина). Подобное «переплетение», взаимодействие героев-двойников обнаруживается и в произведениях иных писателей и поэтов (например, у Лермонтова, Блока и др.).
Таким образом, семантика пародийно-сатирического двойничества обусловливает появление разветвленной системы двойников, которой определяется многомерность смысловой основы произведения.
Как одно из уникальных средств поэтики художественное двойничество выполняет в произведении различные функции: 1) гносеологическую, 2) эстетическую, 3) идеологическую (идейно-мировоззренческую), 4) аксиологическую (оценочно-ценностную).
Гносеологическая функция играет познавательную роль в творческом процессе созидания писателем многогранной художественной картины мира по собственным, субъективным представлениям об универсуме; фрагментарность познаваемого мира отражается, в частности, в образах героев-двойников конкретных произведений. Одним из сегментов осваиваемого (познаваемого) мира художником слова оказывается аномальная личность, расщеплённое сознание которой становится элементом образа двойника.
Функция эстетическая также связана с постижением (восприятием и оценкой) субъектом художественного творчества отдельной частицы реальности – «объективного» (см. выше) двойничества; это «внутренняя жизнь предмета (т.е. в нашем представлении – героя-двойника. – Н.К, И.К.), которая обязательно дана и “внешне”», т.е. в художественно выраженном образе двойника [8, с. 311]. Объективно-субъективное восприятие сущности двойничества и его художественно-эмоциональное видение (оценка писателем) реализуются в образе героя-двойника, который может рассматриваться как «ненормированное эстетическое» [9, с. 44-48].
Смысл (содержание) идеологической функции двойничества заключается в раскрытии, выявлении особенностей мировосприятия и мировоззрения писателя. Наделяя личность героя-двойника способностью по-своему воспринимать и осмысливать действительность, автор получает возможность выразить свои взгляды «на жизнь», идеи, убеждения или миропонимание. Используя такой способ выражения собственного мировоззрения, писатель по существу превращается в двойника им же самим созданного образа героя. Так возникает одно из свойств художественной полифоничности («многоголосности»).
С одной стороны, писатель является творцом образов своих героев, а с другой – «отрекается» от них, утверждая их автономное, самоценное существование, независимое от замысла и устремлений автора. Вспомним хотя бы «Повести Белкина» А.С. Пушкина, «отказавшегося» от героев собственного произведения, «передав» авторство их Белкину – своему двойнику.
Обратимся (в который раз!) к «идеологическим» романам Ф.М. Достоевского, который предупреждал читателя – не искать в его произведениях художественных образов: их нет, его герои – только рупоры своих идей, лишь выраженных автором… В самовосприятии писателем своей личности здесь явная двойственность: он – создатель романов и образов героев – оказывается всего-навсего их представителем! Такая раздвоенность личности Достоевского (писатель – автор и писатель – «уполномоченный» своих же героев) традиционно рассматривается как проявление поэтического (от слова «поэтика») полифонизма, тогда как это автодвойничество (разновидность художественного двойничества).
Аксиологическая функция двойничества – это его роль, назначение в осмыслении, оценке и самовосприятии героем-двойником собственной личности, которая является онтологической «верховной ценностью» [10, с. 16].
«…Обо всём, касающемся человека, можно сказать, что оно хорошо или дурно», ценность – это «…нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира, и каждой личности, и каждого поступка» [11, с. 250]. Своеобразие личности художественного двойника заключается, помимо прочего, в аберрации внутреннего состояния как следствия раскола его сознания. Возникает ложная аутентичность личности двойника. Поэтому и ценностные ориентации оказываются искаженными, неадекватными по отношению к окружающей среде, а проявление аксиологической функции приобретает различные формы.
Типология художественного двойничества многомерна и потенциально открыта. Она представлена следующими видами двойничества.
1. Эксплицитное двойничество – герой представлен как физическая бинарная сущность, воплощенная в дублирующего его человека, в котором он видит и узнаёт самого себя: происходит его псевдосоматическое («псевдотелесное») раздвоение; автономность каждой данности («части») двойника не нарушает, однако, единства образа героя, хотя и отражает некоторые различия в их поведении. Такой вид двойничества можно изобразить метафорой: ствол большого дерева имеет две крепкие ветви, каждая из которых могла бы быть новым, деревом но они (ветви) прочно и неразрывно связаны со стволом и, являясь его частями, дали собственные побеги; здесь «ствол» – герой произведения, «две ветви» – раздвоенная личность героя, «побеги» – различия, особенности каждой из «частей» личности (см. повесть «Нос» Н.В. Гоголя, «Двойник» Ф.М. Достоевского и др.).
2. Имплицитное двойничество – противопоставленность «внутреннего человека» героя его «внешнему человеку» скрыта в недрах личности героя и выявляется лишь в поведении, поступках, размышлениях, представленных писателем посредством актуализированной «внутренней речи» и в самооценках персонажа (рассуждения Печорина в «Герое нашего времени» о высохшей, умершей половине души и жизни по инерции её второй половины; самобичующие сентенции героя-двойника «парадоксалиста» в «Записках из подполья»; рассуждения Горянчикова – автодвойник Достоевского – в «Записках из Мертвого дома», раздумья Раскольникова в «Преступлении и наказании» о себе, своих действиях и реальное поведение в романе; внутреннее состояние ведущих героев в «Братьях Карамазовых» – Федора, Ивана, Дмитрия, Алеши – их действия, поступки и др.).
По характеру и обстоятельствам проявления это – двойничество ситуативное, связанное с изменениями, «текучестью» внутреннего состояния «второго я» героя (метафорически: движение соков дерева внешне невидимо, но по-разному вершится в корнях его, в стволе и ветвях и зависит от времен года – зимы, весны, лета, осени, – когда обнаруживаются разные стадии жизни дерева: пора цветения, время созревания плодов, период осеннего замирания и зимней «спячки»).
3. Экстенсивное двойничество («множественное», «мультидвойни-чество») – это воплощение «внутреннего человека» героя в нескольких двойниках, в которых персонифицируются многие черты личности героя (двойники: Печорин – Грушницкий, Максим Максимыч; Базаров – Колязин, Аркадий, Ситников, Одинцова; Раскольников – Свидригайлов, Лебезятников, Лужин, Сонечка, Разумихин; Ставрогин – Петр Верховенский, Шатов, Кириллов; Чацкий – Фамусов, Репетилов, Молчалин, Софья и др.).
Экстенсивность двойничества может быть объяснена, по справедливому замечанию А. Блока, тем, что «в каждом человеке несколько людей, и все они между собой борются» (метафорическая аналогия: ветвь дерева – герой, её побеги (старые и молодые), а также листва дерева – разные двойники одного героя).
4. Автодвойничество и «авторско-геройное» двойничество – своеобразная разновидность рассматриваемого феномена художественной поэтики. Первая из них является следствием глубинного самоанализа писателем собственного «внутреннего человека»; самовыявление психологических и эмоциональных особенностей своей личности приобретает форму рефлексии, которая превращается в своеобразный прототип рефлексивности героя-двойника самого писателя, создавшего данный художественный образ.
Автодвойничество было свойственно некоторым выдающимся мастерам словесно-эстетического творчества. Это утверждает, например, Л.Н. Толстой (см. вышеприведенные его рассуждения). Как потребность собственной личности оценивал своё автодвойничество и Ф.М. Достоевский: «.. .это раздвоение в Вас, – подчеркивал он в письме от 11 апреля 1880 года к Е.Ф. Юнге, – точь-в-точь как и во мне, и всю жизнь во мне было. Это большая мука, но в то же время это большое наслаждение. Это – сильное сознание, потребность самоотчета и присутствия в природе Вашей потребности нравственного долга к самому себе и к человечеству. Вот что значит эта двойственность» [12, с. 75].
«Авторско-геройное» (от слова «герой») двойничество – это корректирование «внутреннего человека» автора его героем-дюйником, в котором проявляются (выражаются) какие-либо черты, особенности личности писателя. Их (автора и двойника) противоборство заключается в душевной неустроенности (нестроении), стремлении «победить» двойника, «освободиться» от него. Поэтому писатель может создавать такие образы героев, в личности которых отражена авторская психологическая дискомфортность и которые вступают в конфликт с другими персонажами. Автор, не давая оценки своему «внутреннему человеку», изобличает его двойника, используя различные средства поэтики (в том числе иронические или гротескно-сатирические).
Сущность процесса «авторско-геройного» противоборства применительно к своему творчеству раскрыл Гоголь: «Бог дал мне, – писал он, – многостороннюю природу…взявши дурное свойство моё, я преследовал его в другом звании и на другом поприще, старался себе изобразить его в виде смертельного врага, нанесшего мне самое чувствительное оскорбление, преследовал его злобой, насмешкой и всем, чем ни попало» (выделено нами. – Н.К, И.К.) [13, с. 236].
Двойниками писателя (творца произведения) могут быть лирический герой и образ автора (повествователя, рассказчика), включенные в «авторско-геройное» двойничество и традиционно относимые к разновидностям категории «художественный образ» (что требует отдельного рассмотрения).
Лирический герой как выразитель эмоций, переживаний, индивидуальных свойств личности автора повторяет, дублирует состояние «внутреннего человека» автора и потому является двойником писателя. Нередко автор подвергает развенчанию, пародийному обличению своего двойника (см., например стихотворение Н.А. Некрасова «Нравственный человек»); персонифицированное самосознание и самоактуализация личности писателя присущи и образу автора (повествователя, рассказчика) в прозаических произведениях, т.е. этот образ – также двойник писателя.
Существует специфический – психолого-психиатрический аспект характеристики героев художественных произведений, который допустимо использовать в исследовании феномена реального (объективного) и художественного двойничества. Согласно этому аспекту, личность каждого человека имеет устойчивые индивидуальные черты, но, помимо них, в структуре личности возможно обнаружить черты акцентуированные, менее многочисленные, чем варьирующие индивидуальные черты. «Акцентуация – это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние» [14, с. 16]; акцентуированные личности находятся на грани «пограничных состояний».
На наш взгляд, как явление объективной реальности и как художественно-эстетическая категория двойники, независимо от их разновидностей, – акцентуированные личности. Процесс же раздвоения, расслоения сознания, связанный с нарушением цельности личности двойника, следует рассматривать не только как квалифицирующее свойство двойничества, но и как основной критерий его акцентуированной характеристики. Такой подход в анализе художественного двойничества может стать поводом для изменения аксиологической ориентации при изучении словесно-образной («персонажной») сферы художественного творчества.
Библиографический список
- Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.
- Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2002.
- Дунаев М.М. Православие и русская литература. М., 2002. Ч. III.
- Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч.: в 30 т. Л., 1972 -1990. Т. 1.
- Толстой Л.Н. Поли. собр. соч. М., 1952. Т. 57.
- Леонов Л.М. Вор. М., 1962.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1956.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики: итоги тысячелетнего развития. М., 1992. Кн. 1.
- Мукаржовский Ян. Структурная поэтика. М., 1996.
- Бердяев Н.А. Царство Духа и Царство Кесаря. М., 1995.
- Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.
- Достоевский Ф.М. Письма. М., 1959. Т. 4.
- Гоголь Н.В. Поли. собр. соч. М., 1952. Т. 8.
- Леонгард К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. Киев, 1981.