В постиндустриальной сервисной экономике изменяются величина и структура валового внутреннего продукта. В нем растут все составные части, но наиболее высокими темпами увеличиваются объем и доля невещественных благ. Среди сфер экономики доминирующей становится сфера услуг, а среди видов деятельности – сервисная деятельность. По оценкам специалистов лидирующая в мире экономика США к началу двадцать первого века сформировалась и функционирует как экономика услуг. На долю соответствующих отраслей и функций приходится 80 % валового внутреннего продукта страны и примерно такая же часть общей численности занятых [6]. Соответственно, повышается актуальность теоретических исследований различных аспектов создания и потребления услуг, а также функционирования в мировой и национальных экономиках организаций, оказывающих услуги.
В последние годы активно развиваются различные направления изучения сферы услуг и сервисной деятельности. На смену подходам с позиций неоклассической школы приходят подходы с позиций институциональной экономики, эволюционной экономики и других направлений и школ экономической науки.
Получают признание и широко используются концепции, отражающие возрастающее значение услуг в обществе и отводящие сфере услуг ведущую роль в совершенствовании общей социально-экономической структуры.
По теории секторов (теории структурных изменений) А. Дж. Б. Фишера и К. Кларка выделяются три сектора общественного производства – первичный, вторичный и третичный. К первичному сектору относятся отрасли, связанные с получением природных ресурсов (сельское хозяйство и добывающие отрасли). Вторичный сектор включает отрасли обрабатывающей промышленности и строительство. Третичный сектор охватывает различные отрасли сферы услуг.
У. Ростоу развивает трехсекторальную модель экономики и выделяет пять стадий экономического роста, различающихся уровнем развития техники, отраслевой структурой хозяйства, долей накопления в национальном доходе, структурой потребления:
- традиционное общество (отличается высоким удельным весом сельского хозяйства в производстве совокупного продукта, примитивным сельскохозяйственным трудом, низким уровнем развития техники);
- переходное общество (период предпосылок для взлета, начинается активное проникновение в производство достижений науки и техники, рост производительности сельского хозяйства, расширение рынков);
- взлет (промышленная революция, рост экономики, радикальное изменение методов производства);
- движение к зрелости (бурное развитие науки и промышленности, возникновение новых индустриальных отраслей, увеличение доли квалифицированного труда);
- эра высокого массового потребления (экономика практически полностью подчинена задачам личного потребления, а не производства, ведущими секторами народного хозяйства выступают сервисная сфера и сфера производства товаров массового потребления) [7].
Позднее автором к выделенным пяти стадиям была добавлена шестая стадия – поиск качества жизни. На этой шестой стадии на первый план выдвигается духовное развитие человека.
В разработанной Д. Беллом теории постиндустриального общества выделяются три стадии экономического развития: доиндустриальная (преимущественное использование рабочей силы в добывающих отраслях и в сельском хозяйстве), индустриальная (массовое производство товаров и преобладание класса промышленных рабочих) и постиндустриальная (доминирование творческого труда, ведущая роль высококвалифицированных специалистов). При переходе от индустриального к постиндустриальному обществу, в свою очередь, выделяется несколько этапов. На первом этапе развитие промышленности стимулирует экспансию транспорта и общественных служб как услуг, связанных с движением товара. На втором этапе растут сфера распределения (оптовая и розничная торговля), финансы, операции с недвижимостью и страхованием в условиях массового потребления благ. На третьем этапе экономический рост сопровождается снижением доли расходов на питание, а высвобождаемый в результате доход направляется сначала на приобретение товаров длительного пользования, а затем на предметы роскоши, отдых и потребление разнообразных услуг.
Д. Белл дополняет разработанную К. Кларком и А. Дж. Б. Фишером трехсекторальную модель экономики и вводит в нее еще два сектора. Он относит услуги не только к третичному, но и к четвертичному и пятеричному секторам. В соответствии с логикой этапов перехода от индустриального к постиндустриальному обществу третичный сектор включает транспорт и коммунальное хозяйство, четвертичный – торговлю, страхование, операции с недвижимостью, финансами, пятеричный – здравоохранение, образование, исследовательскую деятельность, государственное управление, отдых [2]. В последние годы в условиях прогресса науки и техники возрастает роль четвертичного и пятеричного секторов, а в их составе – образования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), здравоохранения, управления, финансовых, страховых, телекоммуникационных услуг. С появлением новых технологий изменяется и содержание многих традиционных видов услуг (услуг почты, связи, обучения, электронной торговли).
Услуги в постиндустриальной экономике пронизывают все виды деятельности [4]. Их оказывают не только организации, специализирующиеся на услугах, но и промышленные предприятия, осуществляющие предпродажное и послепродажное обслуживание производимого продукта, транспортировку, информационную поддержку. В результате сфера услуг из совокупности отдельных отраслей превращается в масштабный сектор экономики, обладающий разветвленной и сложной структурой с подвижными границами [1]. Сферу услуг рассматривают также в качестве особой, наиболее перспективной сферы экономики со специфическими субъект-субъектными отношениями и связями в обмене [5].
Ряд определений сферы услуг отражает ее масштабы и функциональное назначение. По одному из таких определений, чрезмерно суженному, по нашему мнению, под сферой услуг предлагается понимать совокупность отраслей, подотраслей и видов деятельности, функциональное назначение которых в системе общественного производства выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ только для населения [8]. По другому определению сфера услуг обоснованно, на наш взгляд, объединяет услуги, предоставляемые не только частным лицам, но и организациям, и включает широкий круг видов хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребностей общества в целом [3].
Роль сферы услуг в обществе определяется ее экономическими и социальными функциями. К основным экономическим функциям сферы услуг специалисты относят:
- обслуживание сферы материального производства;
- воспроизводство рабочей силы;
- создание дополнительных материальных благ.
Основными социальными функциями сферы услуг признаются:
- удовлетворение потребностей населения в различных видах услуг;
- снижение затрат и улучшение условий труда в домашних хозяйствах;
- рациональное использование высвобождающегося свободного времени населения;
- обеспечение безопасности государства и охрана общественного порядка.
По нашему мнению, указанные экономические и социальные функции сферы услуг осуществляются на стадии индустриального экономического развития. На стадии же постиндустриального экономического развития содержание функций и роль сферы услуг изменяются. Одной из целей функционирования сферы услуг становится обеспечение создания и использования новых невещественных форм капитала (интеллектуального, а в его составе человеческого, организационного, потребительского). В то же время для предпринимателей сама сфера услуг превращается в пространство эффективного применения новых и традиционных форм капитала.
Таким образом, предпринимательство, под которым понимается активность субъектов экономики, направленная на получение различных форм предпринимательского дохода посредством создания и использования нового капитала, трансформации или иного повышения продуктивности ранее созданного капитала, становится главным источником, фактором развития и объектом деятельности организаций сферы услуг на стадии постиндустриального развития общества и экономики. Предпринимательство обеспечивает поступление в сферу услуг и использование в этой сфере различных видов производственных ресурсов – капитальных, трудовых, денежных (финансовых), природных, технологических, информационных. Предпринимательство изменяет процесс оказания услуг (делает его более технологичным) и обогащает содержание оказываемых услуг. Предпринимательство само изменяется в результате потребления услуг по созданию нового интеллектуального капитала.
Библиографический список
- Аванесова, Г.А. Сервисная деятельность: историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс. 2005. С. 91.
- Демидова, Л.С. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. – 1999. – № 2. С. 24.
- Жохова, В.В. Основополагающие принципы оценки конкурентоспособности эколого-туристского продукта (на примере туристских предприятий Приморского края) // Власть и управление на Востоке России. – 2013. – № 1(62). С. 58-64.
- Кликич, Л.М. Эволюция сферы услуг: неравновесный подход / Л.М. Кликич. – М.: Изд-во МСХА. 2004. С. 18.
- Ростоу, У.У. Политика и стадии роста / У.У. Ростоу. – М.: Прогресс. 1973.
- Сфера услуг: новая концепция развития / В.М. Рутгайзер, Т.И. Корягина, Т.И. Арбузова и др. (ред.). – М.: Экономика. 1990. С. 5.
- Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. – М.: Academia. 1999.
- Проблема эффективности в XXI веке: экономика США. – М.: Наука. 2006. С. 327.