Анализ публикаций показывает, что туризм относится к наиболее динамично развивающимся видам экономической деятельности. Развитию туризма уделяется значительное внимание, как на уровне государства, так и на уровне регионов, в том числе в республике Карелия. Туризм рассматривается в Республике Карелия как одно из направлений дальнейшего роста качества жизни и сохранения окружающей среды в соответствии с Постановлением Правительства РК от 06.12.2012 № 372-П «О долгосрочной целевой программе «Развитие туризма в Республике Карелия на 2012-2015 годы». Решению задач в данном направлении будет способствовать создание туристско-рекреационного кластера «Южная Карелия» в соответствии с федеральной программой развития туризма до 2018 г. [http://tass.ru/ekonomika/2056543]. Эффективное решение практических задач по развитию экономики туризма в регионе требует соответствующего методологического и научного сопровождения.
Одно из направлений в экономике туризма связано с инновационным развитием на базе сетевого взаимодействия [1]. К преимуществам сетевых организаций относится эффект снижения транзакционных издержек, связанный как с переходом в рамках сетевых организаций к доверительным коммуникациям, так и с объединением функций по формированию и реализации продукции и услуг. Эти преимущества объясняются следующими обстоятельствами.
Во-первых, предприниматели, как правило, не располагают всеми ресурсами, необходимыми для производства туристской услуги. В противоположность этому многие сетевые организации используют общие активы нескольких фирм, расположенные в различных звеньях цепи.
Во-вторых, сетевые организации полагаются в основном на рыночные механизмы, а не на административные формы управления потоками ресурсов. Различные компоненты сети обмениваются информацией, кооперируются друг с другом, поставляют продукцию для того, чтобы удерживать определенное место в ценностной цепи.
В-третьих, туристские сети предполагают активную роль и заинтересованность участников совместных проектов.
В-четвертых, при организации туристской сети могут не потребоваться сложные, юридически оформленные избыточно формальные контракты.
Важным элементом туристской сети является формирование единого информационного пространства через взаимодействие координирующего центра с участниками сетевой организации.
Таким образом, сетевая концепция в туризме заключается в следующем:
- рыночные субъекты развивают и поддерживают экономическое взаимодействие в целях получения информации и дополнительных ресурсов для производства комплекса туристских услуг;
- совокупность рыночных субъектов, взаимодействующих длительное время, образует сеть заинтересованных в общих конечных результатах организаций;
- развитие горизонтальных связей способствует укреплению отношений и определяет устойчивое положение партнеров в сети;
- сетевые отношения позволяют фирмам снижать издержки на создание и реализацию турпродуктов, а также продвижение туристского региона.
Представляется целесообразным оценивать эффект сетевого объединения в сфере туризма двух уровнях: на микроэкономическом уровне (для отдельного предприятия-участника сети) и на уровне региона.
Эффект на микроэкономическом уровне заключается в экономии на транзакционных издержках, связанных с рекламой и продвижением, и получении дополнительного дохода за счёт увеличения объёма реализации услуг предприятия (гостевого дома). Увеличение физического объёма реализации услуг влечёт пропорциональное увеличение переменных расходов, постоянные расходы при этом остаются неизменными, что также необходимо учесть при расчёте эффекта. Таким образом, данный эффект может быть рассчитан по формуле:
E = (TrC0 – TrC1) + (Q1 – Q0) – (VC1 – VC0) (1)
где E – величина эффекта для предпринимателя-собственника гостевого дома, за период (год), в стоимостных единицах;
TrC0 – издержки на рекламу и продвижение при условии самостоятельной организации данного процесса;
TrC1 – объём комиссионного вознаграждения агентству;
Q1 – объём реализации услуг при условии участия в сети;
Q0 – объём реализации услуг при условии неучастия в сети;
VC1 и VC0 – объёмы переменных издержек, соответствующие Q1 и Q0.
Полагая, что размер комиссионного вознаграждения агентству фиксирован как доля от объёма реализации, и доля переменных издержек в стоимости услуг постоянна, формула (1) примет вид:
E = (TrC0 – Q1 c) + (Q1 – Q0) (1 – vc) (2)
где c – величина комиссионных отчислений (как доля от объёма реализации);
vc – доля переменных издержек в стоимости услуг.
Рассмотрим модельный пример (в ценах 2014 г. в Республике Карелия). Рассчитаем эффект от участия в «маркетинговой сети» для предпринимателя-собственника гостевого дома. Цена размещения в гостевом доме – 5 тыс. руб. в сутки за дом; с учетом сезонности загрузка дома в течение года составляет 36%; расходы на рекламу и продвижение гостевого дома – 50 тыс. руб. в год; доля переменных издержек в цене – 10%. Приведённые данные получены в ходе эмпирических исследований автора [2]. Предположим, что участие в «маркетинговой сети» позволит увеличить загрузку гостевого дома в 1,2 раза, то есть до 43% в течение года. Объём реализации услуг при условии неучастия в сети составит 657 тыс. руб. (5×365×0,36 = 657), а при условии участия 785 тыс. руб. (5×365×0,43 = 785). Обычное комиссионное вознаграждение агентству-координатору сети составляет 15%. Таким образом, эффект для предпринимателя составит 47 тыс. руб. в год ( (50 – 785×0,15) + (785 – 657)×(1-0,1) = 47,45 ) [3].
Эффективность формирования сети на уровне региона предлагается оценивать на основе определения ряда ключевых индикаторов, отражающие сущность изменений в отрасли туризма и в социально-экономической системе региона, в целом.
Состав ключевых индикаторов определяется исходя из сущности оцениваемого процесса, а также целевых установок агента (организации, органа государственной власти и т.д.), эффективность расходов которого подлежит оценке. Данные индикаторы, характеризующие результат, могут быть как стоимостными, так и нестоимостными. Методика оценки в рамках данного подхода заключается в соотнесении затрат с планируемыми и/или достигнутыми значениями ключевых индикаторов.
При оценке эффективности расходов на организацию сетевого взаимодействия в системе туризма на уровне региона в состав затрат включаются целевые расходы бюджета, как правило, регионального. Полученные таким образом показатели эффективности характеризуют «цену» (в денежном выражении) достижения определённых значений целевых индикаторов, например, цену создания одного рабочего места, привлечения в регион одного туриста и т.д. Расчёт предлагается осуществлять по формуле:
Ei = C Di / Ri (3)
где Ei – удельная цена достижения значения -го индикатора результата;
C – затраты на формирование сети;
Di – доля затрат, направленных на достижение значения i-го индикатора результата, в общем объёме затрат;
Ri – значение i -го индикатора результата.
При невозможности распределить общий объём затрат по направлениям (индикаторам результата), значения Di можно принять равным 1/n, где n – количество индикаторов результата.
При планировании мероприятий и соответствующих им расходов определяются планируемые значения показателей эффективности Ei, в этом случае в расчётах участвуют планируемые расходы и ожидаемые значения индикаторов результата. Для принятия решения о целесообразности реализации планируемых мероприятий, целесообразно провести сравнительный анализ планируемых значений индикаторов результата с нормативными (целевыми), то есть, например, сравнить планируемую цену привлечения одного туриста с максимально допустимой целевой ценой. Расчёт производится по формуле:
Ki = Eiн/ Eiп (4)
где Ki – коэффициент эффективности достижения значения i-го индикатора результата;
Eiп – планируемая цена достижения значения i-го индикатора результата;
Eiн - нормативная цена достижения значения i-го индикатора результата.
Если нормативные значения не определены, можно принять в качестве таковых средние фактические значения в других отраслях или регионах, либо определить их с помощью экспертных оценок.
В зависимости от методики, принятой ведомством, принимающим решение о финансировании, целесообразность мероприятий может быть установлена при условии значения больше 1 всех коэффициентов Ki, либо на основе значения интегрального коэффициента эффективности. Интегральный коэффициент эффективности определяется по формуле:
IK = Σ Ki / n (5)
где IK – интегральный коэффициент эффективности,
n – количество индикаторов результата.
Если значение интегрального коэффициента эффективности больше единицы, то планируемые расходы признаются эффективными.
Таким образом, эффективность сетевого объединения в сфере туризма рекомендуется оценивать на микроэкономическом уровне и на уровне региона. При этом методика оценки эффекта на микроэкономическом уровне должна учитывать экономию на транзакционных издержках и прирост дохода от реализации услуг, связанные с участием в сетевом объединении. Методика оценки эффекта на уровне региона, как сложной социально-экономической системы, должна основываться на расчёте интегрального показателя, учитывающего различные социально-экономические аспекты развития туризма. Затронутые вопросы не исчерпывают всех аспектов проблемы повышения эффективности сетевого взаимодействия в экономике. Другие аспекты рассмотрены, например, в работах [4, 5].
Статья подготовлена в рамках реализации комплекса мероприятий Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012–2016 гг.
Библиографический список
- Шевченко И.В., Салмина О.А. Глобальные инновационные сети в постиндустриальной экономике: открытость и научное сотрудничество // Финансы и кредит. 2011. № 47 (479). С. 10-18.
- Колесникова Н.В. Становление сельского туризма в приграничных районах республики Карелия на основе трансграничного сетевого взаимодействия // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Санкт-Петербург, Балтийская академия туризма и предпринимательства. – 2015.
- Кирилина В.М., Колесникова Н.В., Колесников Н.Г. Развитие сельского туризма в Республике Карелия на основе трансграничного сетевого взаимодействия // Петрозаводск. Издательство ПетрГУ. 2015. – 88 с.
- Титов Л.Ю. Классификация экономических сетей в инновационной экономике // Научные труды Вольного экономического общества России. 2012. Т. 166. С. 533-546.
- Лаврова Т.А., Гаврилова А.Е. Тенденции развития международных и национальных гостиничных сетей в России // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2015. № 1. С. 68-72.