Анализ состояния исполнения № 172-ФЗ
За год с момента принятия Федерального закона № 172-ФЗ от 28.06.2014 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» Правительством Российской Федерации были подготовлены проекты отдельных нормативных документов в обеспечение реализации данного закона. К данным проектам относятся: проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов» (представлен на общественное обсуждение 21.04.2015); проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации» (представлен на общественное обсуждение 23.03.2015) и другие.
Однако, в отсутствии утверждённого плана разработки документов стратегического планирования, устанавливающего последовательность и сроки их разработки, невозможно реализовать преемственность целей, задач социально – экономического развития страны, приоритетов и их декомпозицию по территориям и отраслям.
Очевидно отсутствие комплексного подхода к системности и преемственности стратегических документов, а также к месту и роли отдельных документов (например, Стратегический прогноз Российской Федерации, в условиях разграничения полномочий между Правительством Российской Федерации и Советом Безопасности Российской Федерации). Не прослеживаются исполнения требований закона в стратегических документах по принципам их разработки: «единства и целостности, преемственности и непрерывности, сбалансированности системы стратегического планирования, результативности и эффективности стратегического планирования, измеряемости целей, соответствия показателей целям» (Ст.7, п.1 [1]). Данные проблемы вытекают из-за отсутствия порядка разработки документов стратегического планирования, закреплённого в нормативном документе.
Сегодня множество ученых и практиков составляют перечни документов, отраженных в законе 172-ФЗ. При этом на картинках презентаций и в таблицах можно наблюдать группы документов: документы в рамках целеполагания, документы в рамках прогнозирования, документы в целях мониторинга. Однако, это все разрозненные блоки документов, не сопрягающиеся друг с другом не по горизонтам планирования (прогнозирования), ни по срокам реализации, ни по взаимной увязке требований к составу и взаимосвязям конкретных документов.
Авторам данной публикации не понятно, почему за год действия закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», с июня 2014 г., ни практики, ни научное сообщество не разработали четкий порядок и последовательность разработки документов стратегического планирования в соответствии с требованиями закона 172-ФЗ.
В связи с выявленной проблематикой, задача данной работы – представить единый порядок разработки базовых документов стратегического планирования и прогнозирования для уровня Российской Федерации, макрорегионов (федеральных округов), субъектов Российской Федерации.
Анализ требований к документам стратегического планирования всех уровней в соответствии с федеральным законом № 172-ФЗ
С целью определения места и роли конкретных документов стратегического планирования рассмотрим требования к указанным документам, определенные № 172-ФЗ. Представление информации и её порядок базируется на перечне документов, определенных № 172-ФЗ, приведенные ссылки на статьи соответствуют статьям № 172-ФЗ [1].
Статья 11 п.3 [1] определяет базовые документы стратегического планирования на федеральном и региональном уровне: «К документам стратегического планирования, … относятся:
1) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания, к которым относятся:
а) ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
б) стратегия социально-экономического развития Российской Федерации;
в) стратегия национальной безопасности Российской Федерации, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
2) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу, к которым относятся:
а) отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации;
б) стратегия пространственного развития Российской Федерации;
в) стратегии социально-экономического развития макрорегионов;
3) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования, к которым относятся:
а) прогноз научно-технологического развития Российской Федерации;
б) стратегический прогноз Российской Федерации;
в) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;
г) бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период;
д) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;
4) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования, к которым относятся:
б) государственные программы Российской Федерации;
4. К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне субъекта Российской Федерации, относятся:
1) документ стратегического планирования, разрабатываемый в рамках целеполагания, – стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
2) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования, к которым относятся:
а) прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период;
в) прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период;
3) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования, к которым относятся:
б) государственные программы субъекта Российской Федерации».
В этой связи, очевидно, что нельзя отдельно рассматривать такие документы как прогнозы и стратегии. Базовые требования, предъявляемые к стратегическим документам в единой системе стратегического планирования, оказывают влияние на требования, структуру и порядок разработки прогнозных документов, а также на систему показателей, применяемую в тех или иных документах. Следовательно, в целях определения требований к прогнозным документам, и, как следствие, к системе показателей в составе прогнозных документов необходимо определить порядок разработки основных документов стратегического планирования и их взаимоувязку.
Далее представим подробный анализ требований к конкретным документам, который определен законом 172-ФЗ, а также к требованиям по взаимосвязям документов.
На основе такой работы можно будет выявить требования закона 172-ФЗ к взаимоувязке и последовательности разработки прогнозных и плановых документов.
Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации
«Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации – документ стратегического планирования, содержащий систему долгосрочных приоритетов, целей и задач государственного управления, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации» (Ст. 3, п.24 [1]).
Разрабатывается:
«…каждые шесть лет на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период…» (Cт.16, п.1 [1]).
Разрабатывается на основе (с учетом):
- «Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается и корректируется на основе ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, содержащих основные направления и цели социально-экономической политики Российской Федерации, социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, приоритеты и цели регионального развития Российской Федерации, с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период и бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период» (Ст.16, п.3 [1]).
Содержит (требования к структуре документа):
«Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации содержит:
1) оценку текущей социально-экономической ситуации и степени достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации;
2) определение целей социально-экономического развития Российской Федерации и целевых показателей на долгосрочный период, а также условий, факторов их достижения и ограничений и рисков при их достижении с учетом задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
3) определение основных приоритетов и задач социально-экономической политики на долгосрочный период, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
4) приоритеты и направления регионального развития Российской Федерации;
5) оценку позиций Российской Федерации в мировой экономике и их изменения на долгосрочный период;
6) обоснование основных реформ и программ, необходимых для достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации;
7) основные направления, мероприятия и механизмы реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации;
8) иные положения, определенные Правительством Российской Федерации» (Ст. 16, п. 7 [1]).
Является основой для следующих документов:
- перечня государственных программ Российской Федерации («Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации является основой для формирования и корректировки перечня государственных программ Российской Федерации» – Ст. 16, п. 8 [1]);
- стратегии национальной безопасности Российской Федерации («Концептуальные положения в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации основываются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости стратегии национальной безопасности Российской Федерации и стратегии социально-экономического развития Российской Федерации» – Ст. 18, п. 5 [1]);
- отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации («Отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации разрабатываются на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, по решению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации в соответствии с их компетенцией федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации…» – Ст. 19, п. 1 [1]; «Положения стратегии социально-экономического развития Российской Федерации в части целей, задач и приоритетов развития отраслей экономики и сфер государственного управления детализируются в отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, на основе которых формируются мероприятия государственных программ Российской Федерации с необходимым ресурсным обеспечением, в том числе определенным в соответствии с бюджетным прогнозом Российской Федерации на долгосрочный период.» – Ст. 43. [1]);
- стратегии пространственного развития Российской Федерации («Стратегия пространственного развития Российской Федерации разрабатывается в соответствии с основами государственной политики регионального развития Российской Федерации в целях реализации основных положений стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и стратегии национальной безопасности Российской Федерации, определяет приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации и меры по их достижению и решению» – Ст. 20, п. 1 [1]);
- стратегий социально-экономического развития макрорегионов («Стратегии социально-экономического развития макрорегионов разрабатываются и корректируются в целях обеспечения согласованности проведения в территориальном и временном отношении мероприятий, предусмотренных стратегией пространственного развития Российской Федерации, отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации, стратегиями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, генеральными схемами, плановыми и программно-целевыми документами государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием, в соответствии с положениями, определенными стратегией национальной безопасности Российской Федерации, стратегией социально-экономического развития Российской Федерации, а также на основе данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период» – Ст. 21, п. 2 [1]);
- основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации («Подготовка и разработка основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, на шесть лет с учетом положений ежегодного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии национальной безопасности Российской Федерации и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды» – Ст.27, п.4 [1]);
- государственных программ Российской Федерации («Государственные программы Российской Федерации разрабатываются федеральными органами исполнительной власти для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации» – Ст. 28, п. 1 [1]; «Положения стратегии социально-экономического развития Российской Федерации в части целей, задач и приоритетов развития отраслей экономики и сфер государственного управления детализируются в отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, на основе которых формируются мероприятия государственных программ Российской Федерации с необходимым ресурсным обеспечением, в том числе определенным в соответствии с бюджетным прогнозом Российской Федерации на долгосрочный период» – Ст. 43 [1]);
- схем территориального планирования Российской Федерации («Схемы территориального планирования Российской Федерации разрабатываются в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и основываются на основных положениях стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации, стратегиях социально-экономического развития макрорегионов, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации с учетом требований, определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами» – Ст. 30 [1]);
- стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации («Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации разрабатывается на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, в целях определения приоритетов, целей и задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации» – Ст. 32, п. 1 [1]).
Таблица 1 – Требования к стратегии социально-экономического развития Российской Федерации в соответствии с № 172-ФЗ
Документ | Статья 16. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации |
Разрабатывается
(период) |
каждые шесть лет на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период. |
Разрабатывается на основе (с учетом) |
|
Содержит (требования к структуре документа) |
|
Является основой для следующих документов |
|
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации – является базовым документом в области планирования развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором определяются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства…» (Ст.18, п. 4 [1]).
«Документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации – утверждаемые (одобряемые) Президентом Российской Федерации документы стратегического планирования, определяющие стратегические приоритеты, цели и меры внутренней и внешней политики, характеризующие состояние национальной безопасности Российской Федерации» (Ст. 3, 25 [1]).
Разрабатывается:
«…на период, на который разработан стратегический прогноз Российской Федерации, и корректируется каждые шесть лет» (Ст.18, п. 1 [1]).
Разрабатывается с учетом:
- «… стратегического прогноза Российской Федерации на долгосрочный период…» (Ст.18, п.1 [1]);
- стратегии социально-экономического развития Российской Федерации («Концептуальные положения в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации основываются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости стратегии национальной безопасности Российской Федерации и стратегии социально-экономического развития Российской Федерации» – Ст.18, п. 5 [1]).
Содержит (требования к структуре документа)
«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации:
1) содержит приоритеты, цели и меры в области внутренней и внешней политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
2) содержит оценку текущего состояния национальной безопасности Российской Федерации и оценку угроз национальной безопасности Российской Федерации на долгосрочный период;
3) определяет национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
4) определяет цели и задачи обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в различных областях и сферах развития Российской Федерации и соответствующие направления деятельности по противодействию угрозам национальной безопасности Российской Федерации;
5) определяет организационные, нормативные правовые и информационные основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
6) содержит основные показатели состояния национальной безопасности Российской Федерации;
7) содержит иные положения, определенные Президентом Российской Федерации» (Ст. 18, п.3 [1]).
Является основой для следующих документов:
- отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации («Отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации разрабатываются на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, по решению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации в соответствии с их компетенцией федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии национальной безопасности Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации с учетом прогноза научно-технологического развития Российской Федерации, стратегического прогноза Российской Федерации, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период» – Ст. 19, п. 1 [1]);
- стратегии пространственного развития Российской Федерации («Стратегия пространственного развития Российской Федерации разрабатывается в соответствии с основами государственной политики регионального развития Российской Федерации в целях реализации основных положений стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и стратегии национальной безопасности Российской Федерации, определяет приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации и меры по их достижению и решению» – Ст. 20, п. 1 [1]);
- стратегии социально-экономического развития макрорегионов («Стратегии социально-экономического развития макрорегионов разрабатываются и корректируются в целях обеспечения согласованности проведения в территориальном и временном отношении мероприятий, предусмотренных стратегией пространственного развития Российской Федерации, отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации, стратегиями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, генеральными схемами, плановыми и программно-целевыми документами государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием, в соответствии с положениями, определенными стратегией национальной безопасности Российской Федерации, стратегией социально-экономического развития Российской Федерации, а также на основе данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период» – Ст. 21, п. 2 [1]);
- основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации («Подготовка и разработка основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, на шесть лет с учетом положений ежегодного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии национальной безопасности Российской Федерации и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды»« – Ст. 27, п.4 [1]).
Таблица 2 – Требования к стратегии национальной безопасности Российской Федерации в соответствии с № 172-ФЗ.
Документ | Статья 18. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации |
Разрабатывается
(период) |
не превышающий периода, на который разработан стратегический прогноз Российской Федерации, корректируется каждые шесть лет. |
Разрабатывается на основе (с учетом) |
|
Содержит (требования к структуре документа) |
|
Является основой для следующих документов |
|
Отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации
«Отраслевой документ стратегического планирования Российской Федерации – документ, в котором определены приоритеты, цели и задачи государственного и муниципального управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного достижения и решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного и муниципального управления Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования» (Ст. 3, п. 27 [1]).
«К отраслевым документам стратегического планирования Российской Федерации относятся:
1) отраслевые стратегии, в том числе схемы и стратегии развития отраслей экономики и сфер государственного управления;
2) стратегии отдельных сфер социально-экономического развития;
3) иные документы стратегического планирования, которые соответствуют требованиям настоящей статьи и решение о разработке которых принято Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации» (Ст. 19, п.4 [1]).
«Для совокупности отраслей социально-экономического развития или сфер государственного управления разрабатываются межотраслевые стратегии» (Ст. 19, п.5 [1].
Разрабатываются:
«…на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период» (Ст.19, п.1 [1]);
«…утверждаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в течение года с даты утверждения стратегии национальной безопасности Российской Федерации или стратегии социально-экономического развития Российской Федерации» (Ст.19, п.10 [1]).
Разрабатывается в целях и с учётом:
«…обеспечения реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии национальной безопасности Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации с учетом прогноза научно-технологического развития Российской Федерации, стратегического прогноза Российской Федерации, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, стратегии социально-экономического развития Российской Федерации» (Ст.19, п.1 [1]);
«Приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития субъекта Российской Федерации могут быть детализированы в отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации» (Ст.44, п.2 [1]).
«Положения стратегии социально-экономического развития Российской Федерации в части целей, задач и приоритетов развития отраслей экономики и сфер государственного управления детализируются в отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, на основе которых формируются мероприятия государственных программ Российской Федерации с необходимым ресурсным обеспечением, в том числе определенным в соответствии с бюджетным прогнозом Российской Федерации на долгосрочный период» (Ст. 43 [1]).
Содержит (требования к структуре документа):
«Отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации содержат:
1) оценку состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации;
2) показатели развития соответствующей сферы социально-экономического развития по одному или нескольким вариантам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;
3) приоритеты, цели, задачи и показатели государственного и муниципального управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного достижения и решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного и муниципального управления Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования» (Ст. 19, п.5 [1].
Является основой для следующих документов:
- государственных программ Российской Федерации («Отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации являются документами, определяющими развитие определенной сферы или отрасли экономики, а также могут быть основой для разработки государственных программ Российской Федерации…» – Ст. 19, п. 2 [1]; «Государственные программы Российской Федерации разрабатываются … для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в … отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации…» – Ст. 28, п. 1 [1]);
- государственных программ субъектов Российской Федерации («Отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации являются документами, определяющими развитие определенной сферы или отрасли экономики, а также могут быть основой для разработки … государственных программ субъектов Российской Федерации»… – Ст. 19, п. 2 [1]; «Государственные программы субъекта Российской Федерации разрабатываются …с учетом отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации….» – Ст. 37, п. 1 [1]);
- схем территориального планирования Российской Федерации («Отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации являются документами, определяющими развитие определенной сферы или отрасли экономики, а также могут быть основой для разработки … схем территориального планирования Российской Федерации …» – Ст. 19, п. 2 [1]; «Схемы территориального планирования Российской Федерации разрабатываются в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и основываются на основных положениях … отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации…» – Ст. 30;[1]);
- схем территориального планирования субъекта Российской Федерации («Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации разрабатывается в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и основывается на положениях … отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации…» – Ст. 38 [1]);
- плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием («Отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации являются документами, определяющими развитие определенной сферы или отрасли экономики, а также могут быть основой для разработки … плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием» – Ст. 19, п. 2 [1]);
- стратегий социально-экономического развития макрорегионов (Стратегии социально-экономического развития макрорегионов разрабатываются и корректируются в целях обеспечения согласованности проведения в территориальном и временном отношении мероприятий, предусмотренных … отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации» – Ст. 21, п. 2 [1];
- прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период («Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период содержит: …оценку макроэкономического эффекта от реализации государственных программ Российской Федерации, отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации» – Ст.24, п. 2, 4 [1]);
- генеральных схем в топливно-энергетических и транспортных отраслях («В топливно-энергетических и транспортных отраслях разрабатываются генеральные схемы, детализирующие отраслевые и межотраслевые стратегии» – Ст. 19, п.6 [1]).
Таблица 3 – Требования к отраслевым документам стратегического планирования Российской Федерации в соответствии с № 172-ФЗ.
Документ | Статья 19. Отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации |
Разрабатывается
(период) |
на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период.
Статья 19 п.10. “…утверждаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в течение года с даты утверждения стратегии национальной безопасности Российской Федерации или стратегии социально-экономического развития Российской Федерации”. |
Разрабатывается на основе (с учетом) |
|
Содержит (требования к структуре документа) |
|
Является основой для следующих документов |
|
Документы государственных корпораций
«Отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации являются документами, определяющими развитие определенной сферы или отрасли экономики, а также могут быть основой для разработки государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования Российской Федерации, а также плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием» (Ст.19, п. 2 [1]).
Разрабатываются:
в соответствии с нормативными документами компаний.
Разрабатываются на основе (с учетом):
- нормативно – правовых актов Российской Федерации, в соответствии с которыми были созданы госкорпорации;
- уставов и законов Российской Федерации, соответствующих их юридическому статусу;
- «отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации» (Ст. 19, п. 2 [1]);
- Методических указаний по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов (Утверждены Экспертно-консультационным советом при Росимуществе. Разработаны во исполнение пункта 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 05.07.2013 № Пр-1474 Рабочей группой в составе представителей Росимущества и Минэкономразвития России);
- Методических рекомендаций по разработке долгосрочных программ развития стратегических открытых акционерных обществ и федеральных государственных унитарных предприятий, а также открытых акционерных обществ, доля российской федерации в уставных капиталах которых в совокупности превышает пятьдесят процентов (Минэкономразвития России. 2014 г.).
Учитываются при разработке:
- «стратегий социально-экономического развития макрорегионов («Стратегии социально-экономического развития макрорегионов разрабатываются и корректируются в целях обеспечения согласованности проведения в территориальном и временном отношении мероприятий, предусмотренных … плановыми и программно-целевыми документами государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием…» – Ст. 21, п. 2: [1]).
Таблица 4 – Требования к документам государственных корпораций в соответствии с № 172-ФЗ.
Документ | Документы государственных корпораций |
Разрабатывается
(период) |
Статья 19 п 2. “Отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации являются документами, определяющими развитие определенной сферы или отрасли экономики, а также могут быть основой для разработки государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования Российской Федерации, а также плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием”. |
Разрабатывается на основе (с учетом) |
|
Учитываются при разработке |
Статья 21 п. 2. “Стратегии социально-экономического развития макрорегионов разрабатываются и корректируются в целях обеспечения согласованности проведения в территориальном и временном отношении мероприятий, предусмотренных стратегией пространственного развития Российской Федерации, отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации, стратегиями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, генеральными схемами, плановыми и программно-целевыми документами государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием”. |
Стратегия пространственного развития Российской Федерации
«Стратегия пространственного развития Российской Федерации – документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации и направленный на поддержание устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации» (Ст. 3, п.26 [1]). «…Определяет приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации и меры по их достижению и решению» (Ст. 20, п. 1 [1]).
Разрабатывается:
«…Порядок разработки …определяется Правительством Российской Федерации» (Ст.22, п.5 [1]).
Разрабатывается в целях реализации и в соответствии:
«…Разрабатывается в соответствии с основами государственной политики регионального развития Российской Федерации в целях реализации основных положений стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и стратегии национальной безопасности Российской Федерации, определяет приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации и меры по их достижению и решению» (Ст. 20, п. 1 [1]).
Содержит (требования к структуре документа):
«Содержание, состав, порядок разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации и подготавливаемых в ее составе предложений о совершенствовании системы расселения на территории Российской Федерации и приоритетных направлениях размещения производительных сил на территории Российской Федерации определяются Правительством Российской Федерации» (Ст. 20, п. 5 [1]).
Является основой (учитывается):
- схемы территориального планирования Российской Федерации («Стратегия пространственного развития Российской Федерации … учитывается при разработке и корректировке схем территориального планирования Российской Федерации» – Ст. 30 [1]; «…при разработке и корректировке схем территориального планирования Российской Федерации» – Ст. 20, п.3 [1]);
- стратегии социально-экономического развития макрорегионов («Стратегия пространственного развития Российской Федерации …учитывается при разработке и корректировке … стратегий социально-экономического развития макрорегионов…» Ст. 20, п.3 [1]);
- государственных программ Российской Федерации («Государственные программы Российской Федерации разрабатываются … для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в … стратегии пространственного развития Российской Федерации… « – Ст. 28, п.1 [1]);
- стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации («Стратегия пространственного развития Российской Федерации …учитывается при разработке и корректировке … стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации» – Ст. 20, п.3 [1]);
- иных документов стратегического планирования и документов территориального планирования, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации («Стратегия пространственного развития Российской Федерации …учитывается при разработке и корректировке … иных документов стратегического планирования и документов территориального планирования, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации « Ст. 20, п.3 [1]);
- отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации («Отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации разрабатываются … в целях обеспечения реализации …стратегии пространственного развития Российской Федерации» – Ст. 19, п.1 [1]).
Таблица 5 – Требования к стратегии пространственного развития Российской Федерации в соответствии с № 172-ФЗ.
Документ | Статья 20. Стратегия пространственного развития Российской Федерации |
Разрабатывается
(период) |
Статья 22 п. 5. “Порядок разработки …определяется Правительством Российской Федерации”. |
Разрабатывается на основе (с учетом) |
|
Содержит (требования к структуре документа) |
|
Является основой для следующих документов |
|
Стратегия социально-экономического развития макрорегионов
Стратегии социально-экономического развития макрорегионов – стратегический документ, обеспечивающий разработку и корректировку в целях обеспечения согласованности проведения в территориальном и временном отношении мероприятий, предусмотренных федеральными, субъектовыми и отраслевыми стратегическими документами.
Разрабатывается:
«… на долгосрочный период по решению Правительства Российской Федерации» (Ст.21, п.1 [1]).
Разрабатывается на основе (с учетом):
«…Разрабатываются и корректируются в целях обеспечения согласованности проведения в территориальном и временном отношении мероприятий, предусмотренных стратегией пространственного развития Российской Федерации, отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации, стратегиями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, генеральными схемами, плановыми и программно-целевыми документами государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием, в соответствии с положениями, определенными стратегией национальной безопасности Российской Федерации, стратегией социально-экономического развития Российской Федерации, а также на основе данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период» (Ст.21, п.2 [1]).
Содержит (требования к структуре документа):
«Содержание, состав, порядок разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов определяются Правительством Российской Федерации» (Ст. 21, п. 8 [1]).
Является основой для следующих документов:
- государственных программ Российской Федерации («Стратегии социально-экономического развития макрорегионов могут быть основанием для принятия решения о разработке государственных программ Российской Федерации, сформированных по территориальному принципу для соответствующих макрорегионов, в целях реализации указанных стратегий – Ст. 21, п.3 [1]; «Стратегии социально-экономического развития макрорегионов учитываются при разработке и корректировке государственных программ Российской Федерации…» – Ст. 21, п.4 [1]; «Государственные программы субъекта Российской Федерации разрабатываются в соответствии с …учетом …стратегий социально-экономического развития макрорегионов» – Ст. 37, п. 1 [1]);
- стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации («Стратегии социально-экономического развития макрорегионов учитываются при разработке и корректировке … стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации …» Ст. 21, п.4 [1]);
- схем территориального планирования субъектов Российской Федерации («Стратегии социально-экономического развития макрорегионов учитываются при разработке и корректировке …Схем территориального планирования субъектов Российской Федераци…» – Ст. 21, п.4 [1]; «Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации разрабатывается …основывается на положениях … стратегий социально-экономического развития макрорегионов…» -
Ст. 38 [1]);
- схем территориального планирования Российской Федерации («Схемы территориального планирования Российской Федерации … основываются на основных положениях …стратегиях социально-экономического развития макрорегионов…» – Ст. 30: [1]).
Таблица 6 – Требования к стратегии социально-экономического развития макрорегионов в соответствии с № 172-ФЗ.
Документ | Статья 21. Стратегии социально-экономического развития макрорегионов |
Разрабатывается
(период) |
разрабатываются на долгосрочный период |
Разрабатывается на основе (с учетом) |
|
Содержит (требования к структуре документа) |
|
Является основой для следующих документов |
|
Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации
«Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации – документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах научно-технологического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на долгосрочный период» (Ст. 3, п.22 [1]).
Разрабатывается:
«…каждые шесть лет на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период» (Ст.22, п.1 [1]).
Разрабатывается:
«… с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, перечня критических технологий Российской Федерации и на основе данных, представляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Российской академией наук» (Ст.22, п.1 [1]).
Содержит (требования к структуре документа):
«Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации содержит:
«1) оценку достигнутого уровня и возможностей научно-технологического развития Российской Федерации в сопоставлении с мировыми тенденциями;
2) анализ и прогноз внешних условий и тенденций научно-технологического развития Российской Федерации;
3) анализ макроэкономических, структурных и институциональных факторов научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период;
4) прогноз технологического развития секторов (отраслей) экономики, в том числе по субъектам Российской Федерации;
5) направления научно-технологического развития Российской Федерации и основные направления совершенствования научно-технической политики;
6) иные положения, определенные Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации» (Ст.22, п.2 [1]).
Является основой для следующих документов:
- отраслевых документов стратегического планирования («Отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации разрабатываются…с учетом прогноза научно-технологического развития Российской Федерации» – Ст. 19. п.1 [1];
- прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период («Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период разрабатывается …. с учетом прогноза научно-технологического развития Российской Федерации» – Ст. 24. п.1 [1]);
- прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период («Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период разрабатывается … с учетом прогноза научно-технологического развития Российской Федерации» – Ст. 33. п.1 [1]).
Таблица 7 – Требования к прогнозу научно-технологического развития Российской Федерации в соответствии с № 172-ФЗ.
Документ | Статья 22. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации |
Разрабатывается
(период) |
каждые шесть лет на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период |
Разрабатывается на основе (с учетом) |
|
Содержит (требования к структуре документа) |
|
Является основой для следующих документов |
|
Стратегический прогноз Российской Федерации
«Стратегический прогноз Российской Федерации – документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о стратегических рисках социально-экономического развития и об угрозах национальной безопасности Российской Федерации» (Ст.3, п. 21 [1]).
Разрабатывается:
«…по поручению Президента Российской Федерации на двенадцать и более лет Правительством Российской Федерации…» (ст.23, п.1 [1]) и корректируется «каждые шесть лет» (ст.23, п.1 [1]).
Разрабатывается с учетом:
«…данных, представляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Российской академией наук» (Ст.23, п.1 [1]).
Содержит (требования к структуре документа):
«Стратегический прогноз Российской Федерации содержит:
1) оценку рисков социально-экономического развития и угроз национальной безопасности Российской Федерации;
2) поэтапные прогнозные оценки вероятного состояния социально-экономического потенциала и национальной безопасности Российской Федерации;
3) оптимальный сценарий преодоления рисков и угроз с учетом решения задач национальной безопасности Российской Федерации;
4) оценку конкурентных позиций Российской Федерации в мировом сообществе;
5) иные положения по решению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации» (Ст.23, п.2 [1]).
«Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию и методическое обеспечение разработки и корректировки стратегического прогноза Российской Федерации» (Ст.23, п.3 [1]).
«Стратегический прогноз Российской Федерации рассматривается Советом Безопасности Российской Федерации» (Ст.23, п.4 [1]).
«Порядок разработки, корректировки и утверждения (одобрения) стратегического прогноза Российской Федерации определяется Президентом Российской Федерации» (Ст.23, п.5 [1]).
Учитывается при разработке:
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации («Стратегия национальной безопасности Российской Федерации…, который разрабатывается с учетом стратегического прогноза Российской Федерации на долгосрочный период, не превышающий периода, на который разработан стратегический прогноз Российской Федерации…» – Ст. 18, п1 [1].
Таблица 8 – Требования к стратегическому прогнозу Российской Федерации в соответствии с № 172-ФЗ.
Документ | Статья 23. Стратегический прогноз Российской Федерации |
Разрабатывается
(период) |
на двенадцать и более лет и корректируется каждые шесть лет |
Разрабатывается на основе (с учетом) |
|
Содержит (требования к структуре документа) |
|
Является основой для следующих документов |
|
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период
«Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации – документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о внешних и внутренних условиях, направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период» (Ст.3, п. 23 [1]).
Разрабатывается:
«…каждые шесть лет на двенадцать и более лет…» (Ст.24, п.1 [1]), а «…корректировка … осуществляется в соответствии с решением Правительства Российской Федерации с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период» (Ст.24, п.1 [1]),
«…на вариативной основе» (Ст.24, п.3 [1]).
Разрабатывается с учетом:
«…прогноза научно-технологического развития Российской Федерации и стратегического прогноза Российской Федерации на основе данных, представляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими участниками стратегического планирования» (Ст.24, п.1 [1]).
Содержит (требования к структуре документа):
«Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период содержит:
1) оценку достигнутого уровня социально-экономического развития Российской Федерации;
2) определение вариантов внутренних условий и характеристик социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей среды и природных ресурсов;
3) определение вариантов внешних условий социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, основные показатели развития мировой экономики, включая прогноз мировых цен на отдельные сырьевые ресурсы;
4) оценку макроэкономического эффекта от реализации государственных программ Российской Федерации, отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации и планируемых институциональных преобразований;
5) показатели вариантов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период и других вариантов, учитывающих изменение внешних и внутренних условий развития;
6) направления и основные показатели социально-экономического развития, балансы по основным видам экономической деятельности и институциональным секторам экономики, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктур на долгосрочный период с учетом проведения мероприятий, содержащихся в государственных программах Российской Федерации;
7) основные показатели регионального развития на долгосрочный период;
8) иные положения, определенные Правительством Российской Федерации» (Ст.24, п.2) [1]).
Учитывается при разработке:
- стратегии социально-экономического развития Российской Федерации («Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается каждые шесть лет на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития Российской Федерации» – Ст. 16, п.1 [1]; «Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается и корректируется …с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период…» – Ст. 16, п.3 [1]);
- стратегии национальной безопасности Российской Федерации («Стратегия национальной безопасности Российской Федерации … разрабатывается… с учетом стратегического прогноза Российской Федерации на долгосрочный период, не превышающий периода, на который разработан стратегический прогноз Российской Федерации» – Ст. 18. П.1 [1]);
- отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации («Отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации разрабатываются на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период,…с учётом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период» Ст. 19, п. 1 [1]).
Является основой для
- стратегии социально-экономического развития макрорегионов («Стратегии социально-экономического развития макрорегионов разрабатываются и корректируются… на основе данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период» Ст. 21, п. 2 [1]).
- прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период («Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период разрабатывается … на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период» – Ст. 33, п. 1 [1]).
Таблица 9 – Требования к прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период в соответствии с № 172-ФЗ.
Документ | Статья 24. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период |
Разрабатывается
(период) |
разрабатывается каждые шесть лет на двенадцать и более лет,
корректировка осуществляется в соответствии с решением Правительства Российской Федерации с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период |
Разрабатывается на основе (с учетом) |
|
Содержит (требования к структуре документа) |
|
Является основой для следующих документов |
|
Бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период
«Бюджетный прогноз Российской Федерации – документ стратегического планирования, содержащий прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации» (Ст.165, [2]).
Разрабатывается:
«Министерством финансов Российской Федерации» (Ст.165 [2]).
Разрабатывается на основе:
«…получаемых от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов (должностных лиц) местных администраций муниципальных образований материалов, необходимые для составления … прогноза основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации» (Ст.165 [2]);
- «…прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период» (Ст. 192, п. 4» [2]).
- «Доходы бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития, а также законодательства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (Ст. 174.1 [2]).
Содержит (требования к структуре документа):
«Бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период разрабатывается в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации» (Ст. 25 [2]).
Является основой для следующих документов:
- государственных программ Российской Федерации («Положения стратегии социально-экономического развития Российской Федерации в части целей, задач и приоритетов развития отраслей экономики и сфер государственного управления детализируются в отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, на основе которых формируются мероприятия государственных программ Российской Федерации с необходимым ресурсным обеспечением, в том числе определенным в соответствии с бюджетным прогнозом Российской Федерации на долгосрочный период» – Ст. 43.[1];. «…Положения стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации детализируются в государственных программах субъекта Российской Федерации с учетом необходимости ресурсного обеспечения, в том числе определенного в соответствии с бюджетным прогнозом Российской Федерации на долгосрочный период…» – Ст. 44, п.16 [1]).
Учитывается при разработке документа:
- cтратегии социально-экономического развития Российской Федерации ( «Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается … с учетом … бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период.» – Ст.16, п.3 [1]).
Таблица 10 - Требования к бюджетному прогнозу Российской Федерации на долгосрочный период в соответствии с № 172-ФЗ.
Документ | Статья 25. Бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период |
Разрабатывается
(период) |
в соответствии со ст.165 Бюджетного Кодекса Российской Федерации |
Разрабатывается на основе (с учетом) |
|
Содержит (требования к структуре документа) |
|
Является основой для следующих документов |
|
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период
«Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации – документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о внешних и внутренних условиях, направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный …период» (Ст.3, п. 23 [1]).
«Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период разрабатывается в целом по Российской Федерации, по видам экономической деятельности, а также по субъектам Российской Федерации» (Ст. 26, п.4 [1]).
Разрабатывается:
«…ежегодно…» (Ст.26, п.1 [1]) …на вариативной основе (Ст. 26, п. 3 [1]).
Разрабатывается на основе (с учетом):
«…на основе анализа внешних и внутренних условий социально-экономического развития Российской Федерации с учетом основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, а также на основе данных, представляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими участниками стратегического планирования, анализа внешних и внутренних условий социально-экономического развития Российской Федерации» (Ст.26, п.1 [1]).
Содержит (требования к структуре документа):
«Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период содержит:
1) оценку достигнутого уровня социально-экономического развития Российской Федерации;
2) характеристику условий социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей среды и природных ресурсов;
3) основные показатели развития мировой экономики на среднесрочный период, включая прогноз мировых цен на отдельные сырьевые ресурсы;
4) оценку факторов и ограничений социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;
5) показатели одного или нескольких вариантов социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;
6) направления и основные показатели социально-экономического развития, балансы по основным видам экономической деятельности и институциональным секторам экономики, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктур на среднесрочный период с учетом проведения мероприятий, содержащихся в государственных программах Российской Федерации;
7) основные направления регионального развития на среднесрочный период;
8) иные показатели, определенные Правительством Российской Федерации» (Ст.26, п.2 [1]).
Учитывается при разработке:
- прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период («…Корректировка прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период осуществляется … с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период» – Ст.24, п. 1 [1]; «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период одобряется Правительством Российской Федерации и учитывается при корректировке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период».- Ст.26, п.6 [1]);
- подготовка и разработка основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации («Подготовка и разработка основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации « осуществляются …с учетом …прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный…» Ст. 27, п. 4 [1]).
Является основой для:
- прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период («Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный разрабатывается на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период» Ст. 35, п. 1 [1]).
Таблица 11 – Требования к прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период в соответствии с № 172-ФЗ.
Документ | Статья 26. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период |
Разрабатывается
(период) |
разрабатывается ежегодно, разрабатывается на вариативной основе |
Разрабатывается на основе (с учетом) |
|
Содержит (требования к структуре документа) |
|
Является основой для следующих документов |
|
Государственные программы Российской Федерации
«Государственная программа Российской Федерации – документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации» (Ст.3, п. 31 [1]).
Разрабатывается:
«…на период, определяемый Правительством Российской Федерации» (Ст.28, п.2 [1].
Разрабатывается на основе (с учетом):
- стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации («Государственные программы Российской Федерации разрабатываются федеральными органами исполнительной власти для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации» – Ст. 28, п. 1 [1]).
Само формирование перечня государственных программ Российской Федерации осуществляется исходя из стратегии социально-экономического развития Российской Федерации («Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации является основой для формирования и корректировки перечня государственных программ Российской Федерации… и с учетом основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации» – Ст. 28, п. 4 [1]).
Содержат (требования к структуре документа):
- Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации Утверждены Приказом от 20 ноября 2013 г. № 690 Министерства экономического развития российской федерации.
«Включают в себя подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти Российской Федерации» (Ст. 28, п.3 [1]).
«Перечень государственных программ Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации. Формирование перечня государственных программ Российской Федерации осуществляется исходя из стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации и с учетом основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации» (Ст. 28, п. 4 [1])
Учитываются:
«…при разработке бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период (Реализация документов стратегического планирования на федеральном уровне «Положения стратегии социально-экономического развития Российской Федерации в части целей, задач и приоритетов развития отраслей экономики и сфер государственного управления детализируются в отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, на основе которых формируются мероприятия государственных программ Российской Федерации с необходимым ресурсным обеспечением, в том числе определенным в соответствии с бюджетным прогнозом Российской Федерации на долгосрочный период» – Ст. 43 [1]).
Таблица 12 - Требования к государственным программам Российской Федерации в соответствии с № 172-ФЗ.
Документ | Статья 28. Государственные программы Российской Федерации |
Разрабатывается
(период) |
разрабатываются на период, определяемый Правительством Российской Федерации |
Разрабатывается на основе (с учетом) |
|
Содержит (требования к структуре документа) |
|
Является основой для следующих документов |
|
Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации
«Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации – документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления на уровне субъекта Российской Федерации на долгосрочный период» (Ст.3, п. 29 [1]).
Разрабатывается:
«…на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период» (Ст.32, п.1 [1]).
Разрабатывается на основе (с учетом):
- «…законов субъекта Российской Федерации, актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом других документов стратегического планирования субъекта Российской Федерации» (Ст.32, п.2 [1]);
- «…в соответствии с бюджетным прогнозом Российской Федерации на долгосрочный период и бюджетным прогнозом субъекта Российской Федерации на долгосрочный период» (Ст. 44, п. 1 [1]);
- стратегии пространственного развития Российской Федерации («Стратегии пространственного развития Российской Федерации …учитывается при разработке и корректировке … стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации,… Ст. 20, п. 3 [1])
Содержит (требования к структуре документа):
«Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации содержит:
1) оценку достигнутых целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
2) приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики субъекта Российской Федерации;
3) показатели достижения целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, сроки и этапы реализации стратегии;
4) ожидаемые результаты реализации стратегии;
5) оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии;
6) информацию о государственных программах субъекта Российской Федерации, утверждаемых в целях реализации стратегии;
7) иные положения, определяемые законами субъекта Российской Федерации» (Ст.32, п.3 [1]).
Является основой для:
- государственных программ субъекта Российской Федерации («Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации является основой для разработки государственных программ субъекта Российской Федерации» – Ст. 32, п. 4:[1]; «Государственные программы субъекта Российской Федерации разрабатываются в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, определенными стратегией социально-экономического развития субъекта Российской Федерации…» – Ст. 37, п. 1 [1].
- схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации («Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации является основой для разработки … схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации…» – Ст. 32, п. 4 [1]);
- плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации («Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации является основой для разработки …плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации» – Ст. 32, п. 4 [1];
- стратегии социально-экономического развития макрорегионов («Стратегии социально-экономического развития макрорегионов разрабатываются и корректируются в целях обеспечения согласованности проведения в территориальном и временном отношении мероприятий, предусмотренных … стратегиями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации» – Ст. 21, п. 2 [1];
- прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период («Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период разрабатывается на основе…, стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации» Ст. 35, п. 1 [1]).
Таблица 13 – Требования к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в соответствии с № 172-ФЗ.
Документ | Статья 32. Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации |
Разрабатывается
(период) |
разрабатывается на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период |
Разрабатывается на основе (с учетом) |
|
Содержит (требования к структуре документа) |
|
Является основой для следующих документов |
|
Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период
«Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации – документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный или долгосрочный период» (Ст. 3, п.30 [1]).
Разрабатывается:
«…каждые шесть лет на двенадцать и более лет…» (Ст.33, п. 1 [1]).
Разрабатывается на основе (с учетом):
- прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период с учетом прогноза научно-технологического развития Российской Федерации и данных, представляемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления» (Ст.33 п.1 [1]);
- разрабатывается на вариативной основе (Ст.33 п.1 [1]).
Содержит (требования к структуре документа):
«Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период содержит:
1) оценку достигнутого уровня социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
2) определение вариантов внутренних условий и характеристик социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей среды и природных ресурсов;
3) оценку факторов и ограничений экономического роста субъекта Российской Федерации на долгосрочный период;
4) направления социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и целевые показатели одного или нескольких вариантов прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития;
5) основные параметры государственных программ субъекта Российской Федерации;
6) основные показатели развития по отдельным видам экономической деятельности, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктур на долгосрочный период с учетом проведения мероприятий, предусмотренных государственными программами субъекта Российской Федерации;
7) иные положения, определенные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации» (Ст. 33, п.4 [1]).
Учитывается для следующих документов:
- прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период («Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период… учитывается при корректировке прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период» – Ст. 35, п. 5 [1]).
Таблица 14 - Требования к прогнозу социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период в соответствии с № 172-ФЗ.
Документ | Статья 33. Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период |
Разрабатывается
(период) |
разрабатывается каждые шесть лет на двенадцать и более лет, на вариативной основе |
Разрабатывается на основе (с учетом) |
|
Содержит (требования к структуре документа) |
|
Является основой для следующих документов |
|
Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период
«Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации – документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный… период» (Ст.3, п. 30 [1]).
Разрабатывается:
«…ежегодно…» (Ст. 35, п. 1 [1]), «на вариативной основе» (Ст. 35, п.2 [1]).
Разрабатывается на основе (с учетом):
«…прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики субъекта Российской Федерации» (Ст. 35, п. 1 [1]).
Содержит (требования к структуре документа):
«Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период содержит:
1) оценку достигнутого уровня социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
2) оценку факторов и ограничений экономического роста субъекта Российской Федерации на среднесрочный период;
3) направления социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и целевые показатели одного или нескольких вариантов прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития;
4) основные параметры государственных программ субъекта Российской Федерации;
5) иные положения, определенные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации» (Ст.35, п.3) [1].
Учитывается:
- при корректировке прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период («Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период … учитывается при корректировке прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период» – Ст. 35, п. 5 [1].
Таблица 15 – Требования к прогнозу социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период в соответствии с № 172-ФЗ.
Документ | Статья 35. Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период |
Разрабатывается
(период) |
разрабатывается ежегодно, на вариативной основе |
Разрабатывается на основе (с учетом) |
|
Содержит (требования к структуре документа) |
|
Является основой для следующих документов |
|
Государственные программы субъекта Российской Федерации
«Государственные программы субъекта Российской Федерации – документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации» (Ст.3, п. 32 [1]).
«Перечень государственных программ субъекта Российской Федерации …утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации» (С.37, п.2 [1]).
Разрабатывается:
«…на период, определяемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации» (Ст.37, п.1 [1]).
Разрабатывается на основе (с учетом):
«…в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, определенными стратегией социально-экономического развития субъекта Российской Федерации с учетом отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации и стратегий социально-экономического развития макрорегионов…» (Ст. 37, п. 1 [1]).
«В случае, если на федеральном уровне утверждена и реализуется государственная программа Российской Федерации, направленная на достижение целей, относящихся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, может быть разработана аналогичная государственная программа субъекта Российской Федерации» (Ст. 37, п.3 [1]).
Содержит (требования к структуре документа):
- Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации Утверждены Приказом от 20 ноября 2013 г. № 690 Министерства экономического развития российской федерации.
Учитываются при разработке:
- прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период («Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период содержит … основные параметры государственных программ субъекта Российской Федерации» – Ст.33, п. 4, 5) [1]);
- прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период («Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период содержит … основные параметры государственных программ субъекта Российской Федерации» – Ст.33, п. 4, 5 [1]);
- планов мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации («План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации содержит комплексы мероприятий и перечень государственных программ субъекта Российской Федерации» – Ст. 36, п.3, 4 [1]).
Таблица 16 – Требования к государственным программам субъекта РФ в соответствии с № 172-ФЗ.
Документ | Статья 37. Государственные программы субъекта Российской Федерации |
Разрабатывается
(период) |
на период, определяемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации |
Разрабатывается на основе (с учетом) |
|
Содержит (требования к структуре документа) |
|
Является основой для следующих документов |
|
Координация и взаимосвязь документов стратегического планирования
ФЗ от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» предъявляет комплексные требования к взаимосвязи и координации документов стратегического планирования. Представим некоторые из них:
- статья 18, п. 5 «Концептуальные положения в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации основываются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости стратегии национальной безопасности Российской Федерации и стратегии социально-экономического развития Российской Федерации»;
- статья 19, п. 1. «Отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации разрабатываются в целях обеспечения реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии национальной безопасности Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации с учетом прогноза научно-технологического развития Российской Федерации, стратегического прогноза Российской Федерации»;
- статья 28, п. 1. «Государственные программы Российской Федерации разрабатываются для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации»;
- статья 32, п. 1. «Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации разрабатывается … в целях определения приоритетов, целей и задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации»;
- статья 43 «Положения стратегии социально-экономического развития Российской Федерации в части целей, задач и приоритетов развития отраслей экономики и сфер государственного управления детализируются в отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, на основе которых формируются мероприятия государственных программ Российской Федерации с необходимым ресурсным обеспечением, в том числе определенным в соответствии с бюджетным прогнозом Российской Федерации на долгосрочный период»«.
На основании представленного выше анализа требований к документам стратегического планирования, основываясь «на принципах единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности системы стратегического планирования, результативности и эффективности стратегического планирования, ответственности участников стратегического планирования, прозрачности (открытости) стратегического планирования, реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемости целей, соответствия показателей целям» (ФЗ № 178-ФЗ, ст.7, п.1 [1]) разработана Таблица взаимосвязей документов, определенных государственным заданием (Приложение 1), которая определяет порядок их разработки в соответствии с требованиями федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1].
В таблице представляется последовательность разработки документов стратегического планирования. На основе разработанной таблицы (как иллюстративном представлении последовательности) представляется следующая последовательность действий и разработки документов. Порядок разработки документов стратегического планирования разбивается на этапы. В приведенной таблице таких этапов 8 (восемь). Этапность разработки документов исходит из требований федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Вышестоящие документы задают ориентиры и необходимые вводные для разработки документов следующего уровня. Таким образом, разработка документов вне указанной последовательности приведет к нарушению многих принципов реализации федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Разработка документов вне указанной последовательности приведет к нарушению принципов реализации закона № 172-ФЗ. Разработка нижестоящих документов без вводных от вышестоящих документов в части требований национальной безопасности, прогнозов, ориентиров пространственного развития, и проч., сохранит практику разработки документов стратегического планирования до принятия № 172-ФЗ, которые не стыковались между собой, отличались непоследовательностью, хаотичностью мер, целей, показателей, и пр.
Основной вывод
В статье представлена последовательность разработки базовых документов стратегического планирования и прогнозирования для уровня Российской Федерации, макрорегионов (федеральных округов), субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Предложенная последовательность разработки документов может служить основой для реализации закона 172-ФЗ в части последовательности разработки как методических рекомендаций, так и самих документов, преемственность документов, а также реализация целей и задач социально – экономического развития страны и регионов начиная от целеполагания на федеральном уровне до реализации поставленных целей в регионах.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Перечень и последовательность разработки документов стратегического планирования в соответствии с законом 172-ФЗ
Библиографический список
- Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
- Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.