ГЕНЕЗИС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ

Зиновьева Юлия Николаевна
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
аспирант кафедры Экономики и управления

Аннотация
В статье произведен ретроспективный анализ этапов развития командообразования и тенденциями развития человечества в XXI веке. Определены цели и задачи будущего развития командообразования.

Ключевые слова: кадры управления, командообразование, корпоративная культура, корпоративный дух, менеджмент, тимбилдинг


THE GENESIS OF ECONOMIC THOUGHT ON THE FORMATION OF TEAM BUILDING

Zinovieva Yulia Nikolaevna
St. Petersburg humanitarian University of trade unions
Postgraduate student of the Department of Economics and management

Abstract
The article presents a retrospective analysis of the development stages of teambuilding and trends of human development in the twenty-first century. Defined goals and objectives for the future development of teambuilding.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Зиновьева Ю.Н. Генезис экономической мысли по вопросам формирования командообразования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/06/54595 (дата обращения: 14.03.2024).

Развитие экономической мысли в области развития кадрового потенциала современных предпринимательских структур имеет множество направлений. Внутриорганизационное поведение является одним из приоритетнейших направлений, в основу которого ложится зарубежный опыт.[1,3,8,9,10]

Попытки прямого копирования западных разработок в отечественную практику зачастую не имеют долгожданного успеха, а теоретические разработки Российских исследователей [2,4,5,6,7] запаздывают за растущими потребностями рынка.

Особенно такого рода проблемы заметны в отношениях руководителя и трудового коллектива. Попытки реального командообразования сводятся в реальном времени к проведению совместных праздников без продуманных концепций. Тогда как командообразование представляет собой важный действующий элемент в экономической жизни, гармоничное развитие которого возможно только в условиях актуальных в современном менеджменте.

Принципиально важное место командообразования в современной развитой экономике обусловлено процессами ускорения изменений среды жизнедеятельности. Эти изменения связаны с техническим и технологическим прогрессом, глобализацией и неотделимыми от нее ужесточением конкуренции, возрастанием мобильности трудовых ресурсов, усилением экологических рисков и тп. В условиях постоянно и быстро меняющейся и усложняющейся внешней среды умение организации поддерживать и обновлять свои уникальные и конкурентные преимущества приобретает особое значение.

С вновь пришедшими изменениями появляется необходимость в адаптации людей, которые должны работать во вновь образованных группах и быстрее погружаться в новые ситуации. Организациям нужны люди, которые качественно могут выполнять работу с самого начала изменений, быстро создают атмосферу сотрудничества и воодушевляют других выполнять работу лучше. В этих условиях команды и члены команд становятся ключевым фактором  смягчения трудностей переходного периода и достижения организационного успеха. Командная работа при этом является критической точкой успеха, так как отличительная черта членов команды-гибкость (способность и желание делать все необходимое для выполнения работы). Практика эффективной командной работы может привести к адаптации организации к изменяющимся условиям как внешним , так и внутренней среды.

Специалисты в области высокоэффективного менеджмента, организационного развития и социальной психологии заговорили относительно недавно, чуть более 30 лет назад. Первые исследования командной деятельности, опубликованные  в начале 1960-х годов, были посвящены поискам способов повышения эффективности и  продуктивности управленческого труда. Вследствие этого значительно возрос интерес к изучению команд и командообразования в бизнесе.

Бизнес-это прежде всего и главным образом люди. Цель любого бизнеса – удовлетворение общественных потребностей. Прибыль возникает как следствие их удовлетворения. Причем чем полнее удовлетворяются потребности , тем выше выше прибыль. Древнеримский поэт Марк Валерий Марциал в VIII книге эпиграмм писал: «Величайшая добродетель государя-знать подвластных ему людей». Иными словами можно без преувеличения сказать : важнейшее деловое качество предпринимателя-знать работающих с ним людей. И это , конечно же относится не только к деловым партнерам , но и к своим сотрудникам. И самое важное как сделать так, чтобы каждый сотрудник , будь то владелец компании или наемный работник любого уровня, должен стремиться к достижению целей организации и следовать определенным принятым в ней правилам поведениям, совокупность которых составляет так называемую корпоративную культуру.

Корпоративная культура=производительность труда=прибыль Президент Европейской школы бизнеса Клаус Эдвард отмечает, что : «будущая конкуренция –это не только соревнование цен и труда. Соперничество будущего проявится в виде состязания организационных, корпоративных культур, достигнутых предприятиями». Ведение бизнеса с истиной корпоративной культурой, на базе сильного корпоративного духа, а ведь это не только передача секретов, рецептов, моделей и методов уникального «бизнес зерна», но и прежде всего те межличностные отношения , благодаря которым происходят связи поколений.

«Умение общаться с людьми –это товар, который можно купить точно так же, как мы покупаем сахар или кофе. И я заплачу за такое умение больше, чем за что –либо другое на свете».-сказал Джон Д.Рокфеллер. Именно поэтому все современные подходы к определению  командообразования являются междисциплинарными, синтезирующими психологические и управленческие концепции. Разнообразность понятий в разных источниках позволяет анализировать их, выделяя все новые характеристики и потенциально существенные признаки команд. Резюмируя, можно констатировать, что «Команда –это социальная система, воспринимаемая ее членами как единство. Она характеризуется качественными коммуникациями, взаимозависимостью, дифференциацией ролей и обязанностей участников» (опр.Xackman).[11]

Таким образом, можно видеть многочисленные предпосылки создания элемента сложнейшей из технологий – технологии управления человеческим капиталом предприятия, актуальность  которой является сильным стимулом междисциплинарного сотрудничества. Реализация эффективных программ командообразования на современных предприятиях может иметь комплексный положительный эффект для всех подразделений, а синергетический эффект ожидаемый от синтеза бизнес – процессов в результате командообразования может быть усилен.


Библиографический список
  1. Баснукаев М.Ш. Финансовый анализ и финансовая устойчивость предприятия//Мир экономики и права. 2013. № 11-12. С. 9-15.
  2. Ковров А.В.Психологические аспекты ведения переговоров-М.:Бератор-Пресс, 2003-200с.
  3. Семенова Е.В. Роль местного самоуправления в развитии малого и среднего предпринимательства//Вестник Самарского муниципального института управления. 2013. № 1. С. 114-120.
  4. Соколов Д.В.Мотышина М.С. и др. Управление организационными изменениями: реструктуризация предприятия: Учебное пособие.-СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.
  5. Фабричнова Т.Г. Алгоритм разработки программы продвижения печатного периодического издания // Мир экономики и права № 3. СПб.: МНИОЦ – 2011 – с. 17-25
  6. Фейгин Г.Ф., Шлафман А.И., Большаков А.С. Стратегический менеджмент в условиях глобализации: монография/Г.Ф. ФейгинА.И. ШлафманА.С. Большаков. -СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2011. -218 с.
  7. Хольнова Е. Г.Новикова Л. Н. Система страхования банковских вкладов в России проблемы и перспективы развития/монография Хольнова Е. Г.Новикова Л. Н./Вологодский науч.-координационный центр ЦЭМИ РАН, Санкт-Петербургский гос. инженерно-экономический ун-т. Вологда, 2006.
  8. Чанько А.Д. Команды в современных организациях. Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2011
  9. Чибинев В.М.Шлафман А.И. Управление конкурентоспособностью предпринимательских структур на основе развития торговой марки/монография В. М. Чибинев, А. И. Шлафман. -Сер. Экономика СПб Лемма 2008 -190 с
  10. Шлафман А.И. Необходимые и достаточные условия для развития инноваций в интеграционных процессах//Журнал правовых и экономических исследований, 2014, 2: 22-26
  11. Xackman, 1983 (цит.по {Клаттербак, 2008, с.38})


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шлафман Александр Изевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация