Данный блок теоретической модели включает в себя сочетание оценочного и аналитического процессов, которые базируются на использовании экспериментальных методик диагностического характера, ориентированных на оценку уровня сформированности компетентности социального проектирования, критериев и уровней подготовки, позволяющих определить качество эффективности формирования данной компетентности как фактора профессиональной подготовки архитекторов в вузе.
Критериально-оценочная база исследования обусловлена логикой постановки цели и последующим решением педагогических задач в ходе освоения социального проектирования при изучении дисциплины «Реализация национальных проектов РФ».
Сформулированные задачи позволяют предложить следующие критерии: ценностно-мотивационный; когнитивный; деятельностный, а также уровни показателей сформированности компетентности социального проектирования: низкий, средний, высокий.
Ценностно-мотивационный критерий позволяет оценить уровни сформированности ценностей и мотивационного отношение архитекторов к освоению социального проектирования в вузе. В соответствии с выделенными уровнями этот критерий рассматривается в следующем диапазоне показателей:
- низкий уровень – слабое ценностно-мотивационное отношение;
- средний уровень – недостаточно устойчивое ценностно-мотивационное отношение;
- высокий уровень – жизненно необходимое ценностно-мотивационное отношение.
Когнитивный критерий позволяет получить представления о показателях уровня профессиональных знаниях, о реализуемых в РФ приоритетных национальных проектах, основах социального проектирования и способах реализации этих знаний в социуме. Характеристика его уровней показателей следующая:
- низкий уровень – низкая степень изученности приоритетных национальных проектов РФ и основ социального проектирования;
- средний уровень – средняя степень изученности приоритетных национальных проектов РФ и основ социального проектирования;
- высокий уровень – прочная система знаний приоритетных национальных проектов РФ и основ социального проектирования.
Деятельностный критерий показывает степень самостоятельности в осуществлении профессиональной деятельности, уровень творчества и инновационности в решении социально-проектных задач:
- низкий уровень готовности архитекторов применять полученные в процессе освоения социального проектирования знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности;
- средний уровень готовности архитекторов применять полученные в процессе освоения социального проектирования знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности;
- высокий уровень готовности архитекторов применять полученные в процессе освоения социального проектирования знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности.
Выделенное множество критериев, показателей и их уровней представляет собой следствие целостности и прагматичности предложенной модели формирования компетентности социального проектирования. Все критерии, показатели и уровни взаимосвязаны и взаимообусловлены закономерностями протекания профессиональной подготовки, которые обсуждались выше. Поскольку критериально-оценочная база исследования подчинена основной цели этой подготовки. Кроме своей оценочной функции данная база играет важную роль обратной связи, что позволяет через оценку качества профессиональной подготовки потенциальным работодателем скорректировать педагогический процесс.
Опытно-экспериментальная проверка эффективности реализации теоретической модели формирования компетентности социального проектирования проводилась на базе ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» (ПГУАС) включала следующие основные этапы.
Первый этап – Констатирующий. Заключался в диагностике состояния и возможных путей совершенствования исследуемого процесса формирования компетентности социального проектирования у студентов-архитекторов. Констатирующий этап включал разработку критериев, уровней показателей для оценки эффективности исследования, а также заключался в проверке исходного состояния уровней ценностно- мотивационного, когнитивного и деятельностного критериев сформированности данной компетентности, а так же в подборе для этого существующих и конструировании собственных методик и проведении диагностических процедур, отборе контрольной и экспериментальной групп. Данный этап включал в себя отбор содержания курса «Реализация национальных проектов РФ», создание необходимых организационно-педагогических условий, обеспечивающих в перспективе целостный учебный процесс.
Второй этап – Формирующий. Базовую основу формирующего этапа эксперимента составил целостный педагогический процесс на основе реализации содержательного блока заявленной модели. Данный этап включал осуществление обучения курсу «Реализация национальных проектов РФ», с использованием выявленных в первой главе методов и приемов эффективного формирования компетентности социального проектирования у студентов-архитекторов.
Третий этап – Контрольный. Заключительная проверка эффективности формирования компетентности социального проектирования будущего архитектора посредством изучения дисциплины «Реализация национальных проектов РФ» осуществлялась на контрольном этапе эксперимента, в течение которого производилось измерение уровней сформированности критериальных показателей студентов контрольной и экспериментальной групп, анализ, обобщение результатов эксперимента и определение основных направлений дальнейшей работы по совершенствованию исследуемого процесса.
Мы должны учитывать, что любой эксперимент как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности научного познания, поэтому, если мы в результате проведения научного исследования получим научную новизну, будет доказана теоретическая и практическая значимость результатов исследования. В Табл. 1 представлена примерная программа эксперимента.
Таблица 1. Программа педагогического эксперимента проверки эффективности теоретической модели формирования компетентности социального проектирования будущих архитекторов
Экспериментальная группа (ЭГ 167 чел.) |
Контрольная группа (КГ 221 чел.) |
Отметка о наличии или отсутствии достоверных различий |
|
ЭГ |
КГ |
||
До начала эксперимента |
До начала эксперимента |
Отсутствие достоверных различий |
|
Выполнение работы по новой методике (контрольные работы, тестирование, социальное проектирование) |
Выполнение работы (контрольные работы, тестирование) при отсутствии нового методического воздействия |
Подготовка в ходе освоения социального проектирования |
Группа не обучается социальному проектированию |
После завершения эксперимента
|
После завершения
|
Наличие достоверных различий |
|
Подтверждение эффективности профессиональной подготовки ЭГ в ходе освоения социального проектирования в вузе |
Неэффективная профессиональная подготовка КГ в ходе освоения социального проектирования в вузе |
Главной задачей нашего педагогического эксперимента служит проверка практической гипотезы, которая заявлена нами следующим образом:
Профессиональная подготовка архитекторов в вузе с учетом факторного влияния социального проектирования будет качественной, если:
– реализована теоретическая модель формирования компетентности социального проектирования студентов-архитекторов в вузе;
– разработан и внедрен в процесс обучения учебно-методический комплекс дисциплины «Реализация национальных проектов Российской Федерации» в качестве ресурсной базы формирования компетентности социального проектирования;
– разработана и экспериментально проверена на практике критериально-оценочная база определения факторного влияния сформированности компетентности социального проектирования на качество профессиональной подготовки будущих специалистов-архитекторов.
Для проверки первого положения необходимо уточнить критериально-оценочную базу исследования, описанную в первой главе (Табл. 2).
Таблица 2. Критерии и показатели сформированности компетентности социального проектирования
№ п/п |
Критерии |
Показатели |
Содержание диагностической деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Ценностно-мотивационный |
Сформированность ценностей и мотивационного отношение студентов к освоению социального проектирования как профессии |
Непосредственное наблюдение. Анализ контрольных работ. Анкетный опрос. Беседы. Наблюдение. |
2 |
Когнитивный |
Качество профессиональных знаниях, о реализуемых в РФ приоритетных национальных проектах, основах социального проектирования и способах реализации этих знаний в социуме |
Анкетирование. Тестирование. Наблюдение за студентами в процессе анализа социально значимых тем. Коррекция выбора темы для авторского социального проекта. Индивидуальные беседы. Выполнение контрольной работы «Пятый виртуальный социальный проект». Текстовый вариант авторского социального проекта с последующей презентацией в группе. |
3 |
Деятельностный |
Степень самостоятельности в осуществлении профессиональной деятельности, уровень творчества и инновационности в решении социально-проектных задач |
Индивидуальное задание на социальное проектирование. Наблюдение за подготовкой авторского социального проекта со своевременной коррекцией ошибок в ходе его выполнения. Просмотры и защиты готовых презентаций авторских социальных проектов в мультимедийных аудиториях с целью группового обсуждения. Самооценка авторских студенческих социальных проектов. |
При проведении констатирующего этапа эксперимента мы подобрали и разработали следующие методы экспериментального исследования:
Научное наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей исследования. Требования, которые предъявляются к этому методу: длительность, систематичность, разносторонность, массовость.
Для его реализации было необходимо:
1) определить задачи, выделить объекты, разработать схему наблюдения;
2) зафиксировать результаты;
3) обработать полученные данные.
Педагогическое тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации. Нами были разработаны специальные тесты, позволяющие оценить уровень сформированности компетентности социального проектирования.
Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных анкет. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Однако, как показывают последние исследования эффективности данного метода, эти ожидания оправдываются примерно на половину, что резко сужает диапазон применения анкетирования. Повышение эффективности анкетирования можно осуществить благодаря составлению вопросов, адекватных теме и объекту исследования. Такая анкета была составлена ведущим педагогом, автором статьи, заполнена будущими архитекторами, проанализирована.
Анализ контрольных работ.
В качестве средства повышения качества профессиональной подготовки архитекторов было выбрано социальное проектирование, осваиваемое будущими архитекторами в ходе изучения учебной дисциплины «Реализация национальных проектов РФ». Был разработан ряд контрольных работ, которые предлагались для выполнения студентам в аудиторное время, причем материал контрольных заданий каждый раз усложнялся. Все контрольные работы были проведены, оценены, результаты проанализированы.
На констатирующем этапе эксперимента нами была разработана и шкала уровней сформированности критериальных показателей студента (Табл. 3).
Таблица 3. Шкала оценок сформированности критериальных показателей студента-архитектора
Показатели |
Уровни |
||
Низкий (до 60 баллов) |
Средний (до 80 баллов) |
Высокий (до 100 баллов) |
|
Ценностно- мотивационные |
Слабое ценностно-мотивационное отношение к освоению социального проектирования. |
Недостаточно устойчивое ценностно-мотивационное отношение к освоению социального проектирования в вузе. |
Сформировано жизненно-необходимое ценностно-мотивационное отношение к позитивным социальным преобразованиям жизни общества.
|
Когнитивные |
Знания о реализации основных приоритетных проектов РФ и основах социального проектирования носят поверхностный характер. |
Владеют частично систематизированными, неполными и не всегда осознанными знаниями о приоритетных национальных проектах РФ и основ социального проектирования. |
Владеют прочными знаниями приоритетных национальных проектов РФ. Система знаний, умений и навыков по основам социального проектирования успешно сформирована. |
Деятельностные |
Практически отсутствует готовность к гармонизирующим социальным преобразованиям. |
Недостаточно развита (нестабильна) готовность к гармонизирующим преобразованиям социума. |
Осознанно готовы к разработке и внедрению авторских социальных проектов, к гармоничным преобразованиям жизни социума своей профессией. |
При обозначении уровней нами были выделены три – низкий, средний и высокий.
Результаты оценки упорядочились в 100-балльную шкалу 3-х уровней: низкий – 0-60 баллов, средний – 61-80 баллов, высокий – 81-100 баллов.
Нами были сформулированы следующие показатели уровней сформированности компетентности социального проектирования как интегрированных (средний процент по каждому уровню по трем критериям) из трех дифференциальных предложенных критериев.
Низкий уровень сформированности компетентности социального проектирования – студентов этой категории характеризуются слабым ценностно-мотивационным отношением к освоению социального проектирования. Его знания о реализации основных приоритетных проектов РФ и основах социального проектирования носят поверхностный характер. Как следствие этого, у таких архитекторов практически отсутствует готовность к гармонизирующим социальным преобразованиям профессиональными средствами.
Средний уровень сформированности компетентности социального проектирования – у студентов данного уровня готовности сформировано недостаточно устойчивое ценностно-мотивационное отношение к освоению социального проектирования в вузе. Они владеют частично систематизированными, неполными и не всегда осознанными знаниями о приоритетных национальных проектах РФ и основ социального проектирования. У них недостаточно развита (нестабильна) готовность к гармонизирующим преобразованиям социума профессиональными средствами.
Высокий уровень сформированности компетентности социального проектирования – у таких будущих архитекторов сформировано жизненно-необходимое ценностно-мотивационное отношение к позитивным социальным преобразованиям жизни общества. Они владеют прочными знаниями приоритетных национальных проектов РФ. Система знаний, умений и навыков по основам социального проектирования успешно сформирована. Они осознанно готовы к разработке и внедрению авторских социальных проектов, к гармоничным преобразованиям жизни социума своей профессией.
Распределение студентов, участвующих в эксперименте по годам представлено в Табл. 4.
Таблица 4
2008-2009 |
2009-2010 |
2010-2011 |
2011-2012 |
||||
АРХ 31 | 25 | АРХ 31 | 19 | АРХ 31 | 19 | АРХ 31 | 20 |
АРХ 32 | 23 | АРХ 32 | 19 | АРХ 32 | 23 | АРХ 32 | 19 |
|
48 | 38 | 42 | 39 | |||
Итого: архитекторов (экспериментальная группа) 167 | |||||||
ИИ 31 | 20 | ИИ 31 | 30 | ИИ 31 | 21 | ИИ 31 | 26 |
ИИ 32 | 18 | ДК 31 | 10 | ДК 31 | 9 | ДК 31 | 10 |
ДС 31 | 13 | ДС 31 | 27 | ДС 31 | 27 | ||
|
38 | 53 | 67 | 63 | |||
Итого: контрольная группа (остальные) 221 | |||||||
Всего за 4 года в эксперименте участвовало: 388 чел. |
Мы не ставили задачи осветить полностью экспериментальную часть научно-исследовательской работы, но можем с уверенностью отметить, что сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента показал, что в ЭГ (экспериментальной группе) присутствует динамика роста показателей сформированности компетентности социального проектирования, которые существенно превышают результат в КГ (контрольной группе), что свидетельствует об эффективности разработанной модели и адекватности реализуемого комплекса педагогических условий.
Библиографический список
- Никонова, Е.Р. Анализ современного заказа общества на специалиста-архитектора, наделенного компетентностью социального проектирования [Текст]/ Е.Р. Никонова, И.В. Никонов// Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/50152 (дата обращения: 29.03.2015
- Никонова, Е.Р. Социально-проектное мышление и социально-личностные компетенции как неотъемлемые качества архитектора нового поколения [Текст]/ Е.Р. Никонова, В.С. Горбунова// Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/50150 (дата обращения: 29.03.2015).
- Научно-педагогическое определение компетентности социального проектирования студентов-архитекторов [Текст]/ Е.Р. Никонова, И.В. Никонов// Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/50150 (дата обращения: 29.03.2015).