УДК 378

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ЗАКАЗА ОБЩЕСТВА НА СПЕЦИАЛИСТА-АРХИТЕКТОРА, НАДЕЛЕННОГО КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Никонова Елена Равильевна1, Никонов Илья Викторович2
1ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», старший преподаватель, кафедра «Градостроительство»
2ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», магистрант 1 –го года обучения по направлению 270100.68 «Архитектура»

Аннотация
Претензии работодателей к современному специалисту становятся ясными. Изменения в социальной сфере, появившаяся возможность решать насущные социальные задачи через архитектурное проектирование социальных объектов заставляет предъявлять новые требования к уровню подготовки специалистов, а именно архитекторов. Архитекторы должны быть наделены компетентностью социального проектирования.

Ключевые слова: архитектор, социальное проектирование


ANALYSIS OF MODERN SOCIETY'S ORDERS ON THE ARCHITECT ENDOWED WITH THE COMPETENCE OF SOCIAL ENGINEERING

Nikonova Elena Ravil’evna1, Nikonov Il’a Viktorovich2
1Penza State University of Architecture and Construction, Senior Lecturer of the Department “City Construction”
2Penza State University of Architecture and Construction, student of the 1st year of study of "Architecture" (270100.68)

Abstract
Claims of employers to modern specialist become clear. Changes in the social sphere, a new opportunity to solve urgent social problems through architectural design of social objects forces us to impose new requirements for the level of training of professionals such as architects. Architects should be vested with the competence of social engineering.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Никонова Е.Р., Никонов И.В. Анализ современного заказа общества на специалиста-архитектора, наделенного компетентностью социального проектирования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/50152 (дата обращения: 02.06.2017).

В качестве основной причины обновления профессионального образования сегодня выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Одним из показателей развития социальной сферы в Российской Федерации являются реализуемые с 2005 года приоритетные национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и «Развитие АПК», направленные на качественное улучшение этих сторон жизни россиян. Эти проекты были созданы в результате социального проектирования специалистами разных профессий и различных уровней подготовки к такому виду деятельности.

Проектный подход к решению проблем в социальной сфере – это новшество последней трети ХХ века. Наша страна уже предпринимала ранее попытки проектного подхода к улучшению экономической и социальной сторон жизни людей – это советские «пятилетки» и даже «семилетки» развития народного хозяйства; многочисленные образовательные реформы и проекты в период становления советского государства; массовое дешевое типовое строительство в послевоенные годы (хрущевки) и т.п.

Идеями проектировать социальные ситуации с целью улучшения качества жизни человека, наконец, наполнилась современная внутренняя политика нашей страны. Эти идеи приобрели зримую форму – они стали приоритетными национальными проектами Российской Федерации (ПНП РФ). Сейчас они продолжают реализовываться и преобразованы в крупномасштабные социальные программы.

Оценка масштабности социальных проектов позволяет дифференцированно делить их на микропроекты, малые проекты и мегапроекты, учитывая следующие показатели:

-      каково число людей (групп, сообществ, обществ и т.п.), которые воспользуются продуктами проекта;

-      потребность проекта в профессиональных кадрах и в количестве времени всех занятых в нем людей, необходимом на его реализацию;

-      каков объем финансирования проекта;

-      сложность исполнения проекта;

-      время исполнения проекта и определение территории, на которой рассчитывается его воплощение в жизнь.

Анализ сложившейся в этой области ситуации выявил, что одной из составляющих успешной реализации этих проектов является эффективная профессиональная деятельность людей, непосредственно участвующих в их разработке и претворении в жизнь. Поэтому профессиональная подготовка специалистов, в частности архитекторов, в ходе освоения социального проектирования в вузе – насущная современная задача высшего профессионального образования.

Педагогическая наука имеет достаточный опыт изучения социального заказа на подготовку современного архитектора, используя достаточный арсенал теоретико-методологических средств.

Однако анализ диссертационных работ за последние пять лет, в которых рассматриваются вопросы профессиональной подготовки архитекторов, показал, что подготовке к социальному проектированию как результату владения соответствующей компетентностью уделено не достаточное внимание.

Например, Ю.И. Кармазин в своем диссертационном исследовании «Формирование мировоззренческих и научно-методических основ творческого метода архитектора в профессиональной подготовке» считает, что образовательный процесс должен осуществляться непосредственно через творческий метод архитектора. В конечном итоге он не должен выглядеть как сумма отдельно взятых методов, способов, подходов, и не должен опираться на отдельно взятые аспекты философии или науки и решаться через отдельно взятые композиционно-художественные средства и приемы [94].

В тоже время В.А. Киселевой, защитившей диссертацию на стыке двух специальностей 13.00.02 и 13.00.08 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» на тему «Методические основы профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства», удалось объединить многие аспекты профессиональной учебно-творческой деятельности будущих архитекторов: художественно-пластические, научные, психолого-педагогические, которые влияют на развитие профессионального творческого мышления. Целью ее исследования являлось соединение всех этих факторов через изобразительную деятельность, создание педагогических условий для повышения уровня профессионально-творческого мышления будущих архитекторов [1].

К.В. Кияненко в докторской диссертации «Архитектура и социальное моделирование жилища» рассуждает о специфике социального знания и его функции в архитектуре, в область его научных интересов попадает социальный компонент архитектурной картины мира, он исследует истоки и факторы формирования социального знания жилища. Но он занимается созданием типологии социальных моделей в теории архитектуры жилища. Это систематизация узкой области социального знания в архитектуре жилища и обозначение творческих концепций архитектурной деятельности [2].

Н.М. Качуровская доказывает, что профессиональная культура архитектора сегодня считается абсолютно новым явлением. Анализируя исследования, осуществляемые в области архитектурного образования (Г.Н. Веслополовой, Г.Н. Синициной), Н.М. Качуровская полагает, что именно проектная деятельность выступает основанием профессиональной компетентности архитектора, поскольку труд его направлен на создание комфортной социальной системы, отражающей потребности общества в организации красивой и удобной пространственной среды жизнедеятельности человека. В своем диссертационном исследовании она приводит доказательную базу того, что актуализация рефлексивного и творческого компонентов профессиональной деятельности влияет на формирование профессиональной культуры будущих архитекторов. Для ее эффективного формирования Н.М. Качуровской была введена и апробирована технология сквозного курсового и дипломного проектирования и обучения, которая, несомненно, способствовала росту уровня развития компетентностных характеристик профессиональной культуры студентов-архитекторов. Это позволило объединить творческо-преобразующую и познавательную активность студента и сформировать необходимые ориентации [3].

Научное исследование С.Ю.Ражевой: «Методика развития творческого потенциала в профессиональной подготовке студентов архитектурно-художественных специальностей» доказывает, что заявленная автором методика будет эффективной, если: творческий потенциал позволяет реализовать инженерно-технические, эстетические, социальные и психологические аспекты профессии непосредственно через комплекс личностных качеств; психолого-педагогические знания станут неотъемлимой частью архитектурно-художественного образования; будут определены границы творческого потенциала, главные направления его развития, критерии оценки; основополагающими в ней станут принципы регулирования и применения системного подхода как одной из ее эффективных форм.

С.Ю. Ражева небезосновательно считает, что у студентов архитектурно-творческих специальностей важно развивать творческий потенциал, который должен поддерживаться развитием комплекса личностных качеств (целеполагание, внимательность, свобода, осознанная смелость, действенность), позволяющим будущим архитекторам наиболее полно реализовать все профессиональные аспекты [4].

М.В. Никольский в диссертационной работе «Методика организации профессионально-художественной подготовки архитектора средствами информационных технологий» рассматривает теоретические основы разработки методики организации профессионально-художественной подготовки будущего архитектора средствами информационных технологий в условиях вуза. Подготовка ведется на основе спецкурса «Современные информационные технологии в изобразительной деятельности», ориентированного на формирование готовности архитектора к деятельности в условиях информатизации профессиональной среды [5].

Как мы видим, авторы данных работ обогащают объект нашего исследования, но предметная область в них затронута частично.

Мы считаем, что в основе любого педагогического исследования в области профессионального образования должна находиться объективная профессиональная деятельность будущего специалиста. Для этого необходимо максимально учитывать квалификационные запросы потенциального работодателя путем организации социального партнерства.

В рамках нашего исследования мы провели мониторинг около 30 руководителей и специалистов архитектурно-проектных мастерских Пензы и Пензенской области ( ООО «Горархитектура» – начальник управления Полишко Д.В., ООО «Дизайн-центр» – генеральный директор Рузняев А.Е., ООО «Гражданпроект» – генеральный директор Шляхин Ю.Е., ЗАО Архитектурная мастерская «Автор» – генеральный директор Баляба Е.В., ООО «НТК ПроектМастер» – ген. директор Гнусарев С.С., творческая архитектурная мастерская ДАБОР – главный архитектор Д.А. Борунов, ООО «Персональная творческая архитектурная мастерская Л.М. Ходоса», ООО «Персональная творческая мастерская под руководством А.А. Бреусова, ООО ПТМ «А-989» – генеральный директор Кутырева Н.А. и т.д.), некоторых проектно-строительных мастерских, архитектурно-дизайнерских бюро с целью выявления социального заказа. Были выбраны предприятия, где работают выпускники архитектурного факультета Пензенского государственного университета архитектуры и строительства. Во время обучения на старших курсах студенты-архитекторы проходят практики (производственную и преддипломную) также на этих предприятиях.  Практическое ознакомление с работой проектных мастерских помогает понять будущим зодчим  суть архитектурных разработок, ознакомиться с правильным оформлением рабочих чертежей, приучает к работе в коллективе, дает возможность почувствовать творческую атмосферу, а работодателям представляет способ выявить какими качествами, кроме профессиональных, наделен будущий специалист, соответствует ли набор этих качеств современному социальному заказу.

В результате обобщенные квалификационные требования к архитектору со стороны потенциального работодателя  (как показало анкетирование) оказались следующими:

–       обладание общей культурой, пониманием значения и места архитектуры в системе знаний о развитии общества, гражданской позицией в реализации профессиональных идей;

–       знакомство с основными знаниями в области гуманитарных и социально-экономических наук и их методами, этическими и правовыми нормами, необходимыми для анализа и решения социальных, экономических и других общественно значимых задач профессиональными средствами;

–       сложившееся целостное представление о процессах и явлениях происходящих в социуме, знакомство с методами решения социальных проблем в профессиональной деятельности;

–       владение знаниями производственных отношений с учетом технических, финансовых и человеческих факторов, разумной организации работы исполнителей;

–       знание правовых норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умение учитывать их при разработке социальных проектов и проектов по охране окружающей среды;

–       владение компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации для его профессиональной деятельности; умение на научной основе организовать свой труд;

–       психологическая готовность к самостоятельному анализу социальных проблем;

–       способность заниматься социально-проектной деятельностью с применением знаний в области архитектуры;

–       готовность к постоянному саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию;

–       сформированная социальной направленность профессиональной деятельности (в т.ч. научной и творческой);

–       способность поставить цель, сформулировать задачи (на основе системного подхода) в профессиональной деятельности, осуществлять их реализацию, умение строить модели для описания и прогнозирования различных явлений, их качественной и количественной оценки, способность работать над смежными проектами;

–       осуществление руководства разработкой архитектурной части проектов, обеспечение их соответствия нормативным и законодательным актам, задачам повышения экономической эффективности проектирования и строительства, удовлетворения эстетических требований;

–       владение умениями и навыками профессионального самосовершенствования в области архитектурного проектирования.

Кроме этого были проанализированы оценочные суждения работодателей о качестве профессиональной подготовке выпускников-архитекторов, которые показали, что у архитекторов сформированность ряда профессиональных компетенций практически не вызывает претензий. Но требования с учетом рыночной экономики, социального строя, реализуемой правительством РФ социально-проектной политики, а значит, развитие стремительных преобразовательных процессов в социальной жизни нашего государства диктуют новые более эффективные и продуктивные функции, позволяющие осуществлять профессиональную деятельность архитектора в процессе социального проектирования [6].

То есть, работодатели сегодня стремятся получить специалистов-архитекторов с ярко выраженной сформированной позитивной социальной составляющей.

Поэтому был сделан вывод, что необходимо наделять студентов-архитекторов важной социальной составляющей – «компетентностью социального проектирования».

Сущность и содержание социального проектирования у студентов-архитекторов как фактора их качественной профессиональной подготовки показывает, что это целостный педагогический процесс, направленный на выполнение высшей школой социального заказа общества и государства на обучение высококвалифицированных кадров для реализации национальных проектов. Социальное проектирование как компетентность будущего специалиста-архитектора выступает результатом владения студентом вуза теоретической и практической деятельностью по созданию проектов позитивного изменения социальных систем на основе предвидения, планирования, прогнозирования изменения свойств социальных объектов. Учебное социальное проектирование является методической категорией социального проектирования, характеризуемой комплексом знаний, умений и владений в создании студентами учебных архитектурных и градостроительных объектов различного уровня сложности с учетом их функциональных, конструктивных и визуальных характеристик с целью развития нестандартного творческого подхода, позволяющего будущим архитекторам в процессе обучения и в дальнейшей профессиональной работе реализовать проектные замыслы принципиально по-новому[7,8].

Другое не менее важное для нас понятие – «социальное проектирование в области архитектуры» – рядом авторов определено как творческое освоение социальной действительности, вид профессиональной деятельности архитекторов, направленный на положительные изменения в жизни общества с внесением гармоничных преобразований в окружающую архитектурную среду и осмысление культурной миссии возрождения этой среды новым поколением архитекторов[9,10].

Следовательно, конструировать гармоничное социальное будущее смогут архитекторы, которые научатся: понимать существование наряду с вероятной тенденцией развития социальной ситуации и решения социальной проблемы менее вероятные, но реально возможные в ракурсе выбранной профессии «архитектор»; анализировать и развивать имеющиеся в социальном объекте запасы социальных ресурсов с целью мобилизации для решения данной социальной задачи; представлять, что общественные структуры постоянно изменяются, и эти изменения могут быть грамотно использованы проектировщиком для реализации созданного социального проекта; выбирать из многочисленных вариантов решения социальной проблемы один наиболее экономичный, гармоничный, человечный[11].

Важно здесь заключить, что социальное проектирование для архитекторов – есть деятельность по разработке социальных проектов, связанная напрямую с их профессиональными знаниями, умениями и навыками. Это сформированная готовность улучшать жизнь социума, привнося в нее гармоничные преобразования среды. Это способность соотносить решение социальных проблем с проектированием адекватной социальной архитектуры, дизайна, рекламы и т.п.

Поэтому наделение студентов-архитекторов компетентностью социального проектирования – современная насущная педагогическая задача высшей архитектурно-строительной школы.


Библиографический список
  1. Киселева В.А. Экономическая активность женщин (Региональный аспект) : Дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 [Текст]/ В.А. Киселева// – Майкоп, 2005 189 c. РГБ ОД, 61:05-8/1951 .
  2. Кияненко К.В. Архитектура и социальное моделирование жилища : Дис. … д-ра архитектуры : 18.00.02 [Текст]/ К.В. Кияненко// - Вологда, 2005 370 с. РГБ ОД, 71:06-18/3.
  3. Качуровская Н.М. Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-архитекторов в образовательном процессе вуза : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.08. [Текст]/ Н.М. Качуровская// – Курск, 2005. – 183 с. : ил.
  4. Ражева С.Ю. Методика развития творческого потенциала в профессиональной подготовке студентов архитектурно-художественных специальностей : диссертация… кандидата педагогических наук : 13.00.08 [Текст] /С.Ю. Ражева// – Екатеринбург, 2007 190 с. РГБ ОД, 61:07-13/1980.
  5. Никольский М. В. Методика организации профессионально-художественной подготовки архитектора средствами информационных технологий : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.08, 13.00.02 [Текст]/ М.В. Никольский// -Тамбов, 2002 252 с. РГБ ОД, 61:03-13/1283-2.
  6. База психологических знаний PSYERA.RU Психология личности. Социальная деятельность человека [Электронный ресурс]. Режим доступа http://psyera.ru/socialnaya-deyatelnost-cheloveka-1738.htm.Обращение01.11.11.
  7. Никонова, Е.Р. Методы социального проектирования для архитекторов [Текст]/ Е.Р. Никонова// Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации», №12(32), Декабрь 2013.
  8. Никонова, Е.Р. Системный подход в моделировании процесса подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе освоения социального проектирования в вузе [Текст]/ Е.Р. Никонова// Перспективы науки и образования. – 2014. – №1. С 169-174. [Электронный ресурс]. URL: http//pnojournal.wordpress.com/archive/(Дата обращения20.02.2014).
  9. Никонова, Е.Р., Никонов И.В. Системные свойства процесса профессиональной подготовки архитекторов в ходе освоения социального проектирования в вузе [Текст]/ Е.Р. Никонова, И.В. Никонов// Перспективы науки и образования. – 2014. – №2 С 80-81. [Электронный ресурс]. URL: http//pnojournal.wordpress.com/archive/(Дата обращения20.04.2014).
  10. Никонова, Е.Р. Формирование компетенций социализации и коммуникации у будущих архитекторов средствами индивидуального социального проектирования [Текст]/ Е.Р. Никонова// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, научно-методический журнал Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика», №2 том 18, 2012– С. 119-121.
  11. Никонова, Е.Р., Никонов И.В. Реализация системы принципов в подготовке архитекторов к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе [Текст]/ Е.Р. Никонова, И.В. Никонов// Проблемы и перспективы развития строительной отрасли. Сборник научных трудов международной научной конференции (23-25 ноября 2013 г.).


Все статьи автора «Никонова Елена Равильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: