Согласно федеральным государственным стандартам высшего образования последнего поколения выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6) [1, с.5; 2, с.5]. Указанные компетенции успешно реализуются в рамках творческих мероприятий. В качестве одной из форм самостоятельной работы в ГАУ Северного Зауралья проводится ежегодный «Конкурс художественного слова», ставший уже традиционным. Студенты вуза под руководством преподавателей кафедры иностранных языков, преподающих дисциплины «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык», ежегодно представляют на суд зрителей около 30 номеров, прошедших строгий предварительный отбор.
Конкурс проводится в 3 номинациях: «Классическая поэзия» (произведения русских авторов), «Зарубежная поэзия» (произведения зарубежных авторов), «Авторская поэзия» (произведения собственного сочинения). В среднем, 40% номеров – произведения русскоязычных авторов (А.Пушкин, Ф.Тютчев, В.Маяковский, А.Ахматова, С.Есенин, Э.Асадов, Р.Рождественский и др.), 40% участников выбирают произведения зарубежных писателей (И.Гёте, Ж.Лафонтен, Г.Гейне, Р.Бёрнс, Г.Лонгфелло, А.Хаусман, Р.М.Рильке и др.), примерно 20% студентов читают произведения собственного сочинения. Среди авторских выступлений можно выделить две группы – стихотворения собственного сочинения и авторские переводы иноязычных произведений. Отметим, что выбор произведений делается студентами самостоятельно, преподаватель же, как опытный помощник, только советует, координирует общую деятельность. Таким образом, активизируется творческая инициатива и растет внутренняя ответственность студентов, приобретается опыт публичного выступления.
В состав жюри входят преподаватели кафедры иностранных языков, кураторы групп, сотрудники администрации вуза, а также студенты. Члены жюри оценивают участников по следующим критериям:
Таблица 1. Оценочные бланки
Классическая поэзия |
||||||||||||||
Участники |
Критерии оценок (1-5) |
|||||||||||||
Техника речи (темп, громкость, интонация, дикция) |
Артистичность |
Контакт с аудиторией |
Актуальность, оригинальность выбора произведения |
И
Т О Г О |
||||||||||
1. | ||||||||||||||
2. | ||||||||||||||
Зарубежная поэзия |
||||||||||||||
Участники |
Критерии оценок (1-5) |
|||||||||||||
Техника речи (темп, громкость, интонация, дикция) |
Артистичность |
Контакт с аудиторией |
Актуальность, оригинальность выбора произведения |
Степень близости языкового оригинала (качество произношения) | И
Т О Г О |
|||||||||
1. | ||||||||||||||
2. | ||||||||||||||
Авторская поэзия |
||||||||||||||
Участники |
Критерии оценок (1-5) |
|||||||||||||
Техника речи (темп, громкость, интонация, дикция) |
Артистичность |
Контакт с аудиторией |
Актуальность, оригинальность выбора произведения |
Соответствие правилам стихосложения (мелодика, рифма) | И
Т О Г О |
|||||||||
1. | ||||||||||||||
2. | ||||||||||||||
Победители конкурса награждаются почетными грамотами, участники получают сертификаты; вручается также приз зрительских симпатий. Следует отметить, что около 35% конкурсантов участвуют в конкурсе чтецов повторно, учитывают свои недочёты и предлагают новые творческие решения. В связи с этим отмечается увеличение количества более сложных форм - коллективных, костюмированных номеров, номеров на двух языках (от 14% – в 2013 г., до 26% – в 2015 г.): диалог Маргариты и Фауста, инсценировка баллады “Erlkönig” и др.
Процесс изучения дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе в большей степени ориентирован на профессиональную деятельность. Дисциплина «Русский язык и культура речи», как правило, направлена на изучение норм современного русского языка. Благодаря же подобным мероприятиям реализуются потребности студентов в коммуникативно-языковой деятельности, раскрывается творческий потенциал, проявляется способность к экспериментированию, растет чувство ответственности, а также воспитывается уважительное отношение к родной и иноязычной культуре, происходит знакомство с мировым литературным наследием, с разнообразием поэтических стилей и жанров.
Библиографический список
- Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 944 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 Биология (уровень бакалавриата). Зарегистрировано в Минюсте России 25 августа 2014 г. N 33812.
- Приказ Минобрнауки России от 06.03.2015 N 160 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 20.03.02 Природообустройство и водопользование (уровень бакалавриата)”. Зарегистрировано в Минюсте России 01.04.2015 N 36682.