ВНЕУРОЧНАЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

Макаренко Вера Константиновна1, Белоусова Ирина Борисовна2
1Пензенский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теоретические основы физической культуры и спорта»
2Пензенский государственный университет, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Теоретические основы физической культуры и спорта»

Аннотация
Данная статья посвящена анализу проведенного исследования по выявлению отношения учащихся к своему здоровью. Результаты собственных исследований позволяют рекомендовать внеурочную форму занятий с учащимися ‒ клуб « Я выбираю здоровье». Внеурочные занятия должны проводиться систематически. Учитель физической культуры играет важную роль в процессе формирования культуры здоровья учащихся.

Ключевые слова: внеурочной форма деятельности, здоровый образ жизни, культура здоровья, учащиеся


EXTRACURRICULAR FORM OF ACTIVITY OF TEACHER ON THE FORMATION OF HEALTH CULTURE

Makarenko Vera Konstantinovna1, Belousova Irina Borisovna2
1Penza State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor the Chair of Theory of Physical culture and sport
2Penza State University, candidate of medical sciences, associate professor the Chair of Theory of Physical culture and sport

Abstract
This article is devoted to the analysis of the study to identify students' attitudes towards their health. The results of own research allow to recommend the extracurricular forms of employment with students ‒ the club "I choose health." Extracurricular classes must be conducted systematic. The teacher of physical culture plays an important role in the process of creating a culture of health of students.

Keywords: culture of health, extracurricular activities form, healthy lifestyle, students


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Макаренко В.К., Белоусова И.Б. Внеурочная форма деятельности учителя по формированию культуры здоровья // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/01/45440 (дата обращения: 29.03.2024).

Актуальность. Культура здоровья ‒ важнейшая составляющая общей системы культуры. Она приобретает ведущее значение среди глобальных проблем современности, определяющих будущее человечества. Это обусловлено тем, что эволюция возможна лишь только в здоровом обществе и, как утверждают ученые, осуществляется в настоящее время, и будет проходить в рамках теории культурного освоения мира[1; 2, С. 24-25; 3; 4]. Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного развития обуславливает актуальность теоретической и практической разработки данного исследования. Проведенный нами теоретический анализ позволяет констатировать, что одним из  критериев эффективности деятельности педагогов и  успешности учащихся должен стать уровень их культуры здоровья. Мы понимаем, что понятие культуры здоровья объемно и многофакторно, поэтому выделяем лишь некоторые позиции. По мнению многих ученых к названным позициям относятся: 1) сформированность представлений о здоровье и здоровом образе жизни; 2) наличие знаний о способах укрепления здоровья; 3) осознание базовых ресурсов своего организма; 4) понятие всей полноты ответственности за состояние своего организма; 5) развитие навыков психофизической регуляции и самоконтроля; 6) отсутствие вредных привычек [5].

Роль учителя в формировании культуры здоровья учащихся несомненно велика. Любой педагог, и в том числе учитель физической культуры, призван решать широкий круг задач по гармоническому развитию личности учащихся. Работа учителя физической культуры в данном направлении будет эффективной, если систематически и целенаправленно вырабатывать у детей и подростков стойкую мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни [2, 5]. Своевременное формирование культуры здоровья поможет сохранить его и выработать стойкую мотивацию к занятиям физической культурой и спортом и здоровому образу жизни.

Материал и методы исследования. Нами было проведено исследование мнения учащихся по вопросам культуры здоровья. В анкетировании принимали участие студенты 1, 2, 3 и 4 курсов (96 человек) Пензенского колледжа управления и промышленных технологий имени Е.Д. Басулина. Исследование носило сравнительный характер и проводилось с целью выявления субъективного отношения учащихся к состоянию своего здоровья и отношению к занятиям физической культурой и спортом. Кроме анкетирования в своем исследовании мы попытались разработать содержание деятельности учителя по формированию культуры здоровья. Многолетние наблюдения за учащимися и личный опыт работы по физическому воспитанию и лечебной физической культуре показали необходимость проведения внеурочной работы по формированию специальных знаний в области культуры здоровья [6, С. 3-4; 7, С. 111‒117].

Результаты исследования. Анализ полученных данных показал, что подавляющее большинство опрошенных учащихся всех курсов субъективно оценивали состояние своего здоровья на хорошо (соответственно 70%, 61%, 76% и 72% студентов) и учащиеся 1 и 3 курсов ( соответственно 30% и 36% студентов) на удовлетворительно. На учебные занятия и самоподготовку у большинства учащихся всех курсов уходило 6‒7 часов в сутки (соответственно у 92%, 81%, 80% и 75% студентов). Небольшое количество учащихся 1, 2, 3 курсов занималось 8‒9 часов (соответственно 19%, 20% и 7% студентов) и только 20% учащихся 4 курса ‒ 10 и более часов. Следовательно, на учебные занятия и самоподготовку большинство учащихся тратило крайне мало времени, и бюджет свободного времени у студентов 1‒2 курсов составлял в среднем 7 и более часов (соответственно у 65% и у 52% студентов) и у студентов 3 и 4 курсов ‒ 3‒4 часа в сутки (соответственно 86% и 83% учащихся). Во внеурочное время значительное число учащихся 1 и 4 курсов занималось физической культурой и спортом регулярно (соответственно 60% и 71% студентов); учащиеся 2 и 3 курсов занимались физической культурой и спортом нерегулярно (соответственно 54% и 58% студентов), а 9% учащихся 2 курса и 13% учащихся 3 курса вообще не занимались физической культурой и спортом. Несмотря на это, большинство учащихся 1, 2, 3 и 4 курсов считали, что их двигательный режим достаточен для нормальной жизнедеятельности и сохранения здоровья (соответственно 93%, 62%, 83% и 92% студентов). Таким образом, было очевидно, что у студентов прослеживался недостаток знаний о своем здоровье и способах его укрепления.

Большинство учащихся 1, 3 и 4 курсов (соответственно 57%, 62% и 52% студентов) за последний год обучения пропускали занятия по болезни до трех дней. 40% студентов 2 курса пропускали занятия по болезни от четырех до десяти и более дней, и 31% учащихся 1 курса не пропускали занятия по болезни. Почти 100% учащихся всех курсов считали физическую культуру и спорт необходимым элементом общей культуры личности, однако, фактически, у большинства учащихся 1‒3 курсов затраты свободного времени на занятия физической культурой и спортом в течение недели составляли всего 2‒3 часа (соответственно у 64%, 47% и 61% студентов). Исключение составили учащиеся 4 курса (47%), у которых данный показатель составил 6‒7 часов в неделю.

Очень важным оказался результат последнего вопроса, из которого было очевидно, что все студенты (100%) осознают важность здорового образа жизни и вкладывают в понятие культуры здоровья всю полноту ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Все учащиеся считали, что необходимо постоянно расширять свои знания в данном вопросе.

Для выдвижения проблемы здоровья в число приоритетных задач по воспитанию гармонически развитой личности мы предложили свою форму внеурочных занятий в клубе «Я выбираю здоровье». Нами была разработана «программа‒ориентир», в которую вошли теоретический, практический разделы и ожидаемый результат (таблица №1). Занятия в клубе проходили по общепринятой методике и согласно плану по физическому воспитанию. В теоретический раздел были включены следующие темы: здоровый образ жизни; осознание базовых ресурсов своего организма; понятие о психофизической тренировке и саморегуляции; методика позитивного действия в предупреждении вредных привычек; способы укрепления здоровья. В практический раздел вошли такие оздоровительные упражнения как прогулки на свежем воздухе (оздоровительная ходьба, лыжные и велосипедные прогулки); атлетическая, ритмическая и дыхательная гимнастика; упражнения «стреттчинг»; оздоровительное плавание, закаливание. В графе планируемый результат были сформулированы задачи для каждой темы и конечный результат. Большое место в работе клуба отводилось сотрудничеству семьи и учителя.

Таблица №1. Примерная «программа–ориентир» по формированию культуры здоровья

Наименование тем занятий

Планируемый результат

Теоретический раздел

1

Здоровый образ жизни и его характеристика Сформировать понятие здоровье и здоровом образе жизни людей

2

Осознание базовых ресурсов своего организма Сформировать представление о физическом, биологическом и социальном потенциале

3

Понятие о психофизической тренировке и саморегуляции Ознакомить с методикой психофизической тренировки и саморегуляции

4

Методика позитивного действия в предупреждении вредных привычек Выработать стойкую мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни

5

Способы укрепления здоровья Ознакомить с оздоровительными физическими упражнениями

Практический раздел

1

Прогулки на свежем воздухе (оздоровительная ходьба, лыжные и велосипедные прогулки) Приобщить к самостоятельным занятиям

2

Атлетическая гимнастика Разработать индивидуальный комплекс упражнений

3

Ритмическая гимнастика Разработать индивидуальный комплекс упражнений

4

Дыхательная гимнастика Познакомить с авторскими комплексами дыхательной гимнастики. Разработать индивидуальный комплекс

5

Упражнения “Стреттчинг” Ознакомить с комплексом упражнений “стреттчинг”. Разработать индивидуальный комплекс упражнений

6

Закаливание Сформировать представление о способах закаливания организма

7

Оздоровительное плавание Приобщить к самостоятельным занятиям

Практические занятия проходили по общепринятой методике согласно плану работы по физическому воспитанию. Тексты лекций и бесед по изучаемым вопросам были разработаны в соответствии с требованиями учебной программы по физическому воспитанию.

Выводы. В качестве конкретных показателей культуры здоровья могут быть использованы различные субъективные и объективные показатели уровня здоровья: уровень самочувствия, активности, настроения; степень мотивации и готовности вести здоровый образ жизни и заниматься спортивно-оздоровительными упражнениями. Наиболее важными факторами, обеспечивающими формирования культуры здоровья, являются самосознание, саморазвитие и самореализация; умение справляться со стрессовыми ситуациями; рациональная двигательная активность; оптимальные питание и сон; отсутствие вредных привычек; психо-сексуальная и половая культура; высокая медицинская активность. Проведенное нами исследование показало, что большинство учащихся соотносят понятие культуры здоровья и здорового образа жизни с занятиями физическими упражнениями и вкладывают в понятие культуры здоровья представление о здоровье и знания о способах укрепления здоровья. Разработанная тематика внеурочных занятий по формированию культуры здоровья и способах его укрепления эффективна в случае систематического и целенаправленного ее проведения. Высокий потенциал в процессе формирования культуры здоровья имеет учитель физической культуры.


Библиографический список
  1. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. ‒ М.: «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2002. ‒ 590 с.
  2. Бальсевич Г.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. ‒ №1.
  3. Фурманов А.Г., Юспа М.Б. Оздоровительная физическая культура: учебник. ‒ Минск: Тесей, 2003. ‒ 528 с.
  4. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект: книга для педагога. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. ‒ 624 с.
  5. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник. – М.: Флинта: Наука, 2001.‒ 416 с.
  6. Макаренко В.К., Белоусова И.Б. Основы методики занятий оздоровительным бегом // Современные проблемы и перспективы развития физической культуры, спорта, туризма и социально-культурного сервиса: материалы I Всероссийской науч.-практич. конф. – Набережные Челны: НФ Поволжской ГАФКСиТ, 2013. – Т.2.
  7. Макаренко В.К., Белоусова И.Б., Кочеткова Е.Ф. Двигательные режимы в системе оздоровительной физической культуры // Современные аспекты физкультурной и спортивной работы с учащейся молодежью: материалы V междунар. науч.-практич. конф. ‒: П.: 2012.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Белоусова Ирина Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация