Изменение сложившейся ситуации в российской экономике должно быть непосредственно связано как с повышением качества продукции и услуг, так и уровня культуры труда и управления, их соотнесением с лучшей мировой практикой, нашедшей отражение в международных стандартах, в том числе серии ИСО 9000, базирующихся на принципах всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). В теории и практике менеджмента качества известен ряд механизмов, направленных на решение перечисленных выше задач российской экономики, среди них принципы Э.Деминга, ступени улучшения качества Ф.Кросби, методы Г.Тагути, подходы А.Фейгенбаума и Д.Джурана. Кроме того, существуют концепции TQM и TPM (Total Productive Maintenance [1]), системы 5S [2-4], PPORF (The Practical Programme of Revolution in Factories and Other Organizations, известная как система 20 ключей) и BPM (Business Performance Management), концепции стандартов ИСО серии 9000 и 14000, стандартов QS 9000 и TL 9000, концепция Премии Правительства в области качества, модель EFQM и др.
Обзор научных источников позволяет утверждать, что ряд авторов, например, Версан В.Г., Рахлин К.М., Крюков И.Э., Шадрин А.Д. [5-6] полагают, что современный менеджмент качества должен объединиться с общим менеджментом предприятия и стать его неотъемлемой частью.
По мнению ряда исследователей (Версан В.Г. [7], Ивченко П.В. [8], Лапунов А.Н. [9], Мхитарян Ю.И., Мхитарян А.Ю., Тверская И.В. и др.), стратегия развития предприятия на основе внедрения международных стандартов ИСО 9001:2000 позитивно сказывается на конкурентоспособности предприятия; позволяет экономить затраты компании; улучшает качество продукции и обслуживания клиентов; совершенствует кооперацию с поставщиками; способствует эволюционному или радикальному пересмотру организации бизнеса; приводит к реинжинирингу и стабильности процессов производства; улучшает входной и выходной контроль; позволяет более эффективно контролировать производственные процессы, эффективно отслеживать риски потерь качества; снижать непроизводственные потери; исключить дублирующие процессы; усовершенствовать структуры управления и повысить ее эффективность; значительно повышает статус предприятия; демонстрирует стабильность качества выполняемых работ и оказываемых услуг, что значительно увеличивает шансы на получение кредитов, льгот, инвестиций, первенство в тендерной борьбе; способствует раскрытию потенциала предприятия, так как помогает гибко реагировать на требования потребителей и выпускать конкурентоспособную продукцию.
Версан В.Г. (его точку зрения разделяет Шадрин А.Д. [10]) указывает: «Внедрение стандартов ИСО следует использовать как средство повышения эффективности деятельности предприятия, а затем, при необходимости, сертифицировать систему качества… При этом в поле зрения разработчиков следует включать не только проверяемые при сертификации процедурные вопросы, но и методы – статистические, моделирования процессов, учет затрат…» [11].
Внедрение на предприятиях СМК по стандартам ИСО 9000 стимулирует конкурентоспособность и инновационный потенциал предприятия, включающий научный, рыночный потенциал предприятия и его инновационную восприимчивость на основе процессов повышения (рис. 1):
1) клиентоориентированности продукции и предприятия в целом;
2) конкурентоспособности и инновационности продукции, услуг, процессов и технологий предприятия;
3) роли персонала в управлении качеством и инновационной деятельностью предприятия;
4) лидерства, компетентности и ответственности руководства в управлении качеством и инновационной деятельностью предприятия;
5) эффективности взаимодействия предприятия с его поставщиками;
6) эффективности производственной системы предприятия.
Рисунок 1 – Стимулирование СМК уровня конкурентоспособности и инновационного потенциала предприятия
Следует отметить, что широко известные тезисы Э. Деминга направлены именно на предупреждение руководства предприятий о необходимости вовлечения в реализацию стратегии качества, составляющей основу перспективного развития СМК, всего персонала компании, вне зависимости от уровня управления и функциональной принадлежности.
Пункт 14 «Ответственность руководства» тезисов Э. Деминга следующим образом нацеливает руководителей: «Ясно определите непоколебимую приверженность высшего руководства к постоянному улучшению качества и производительности». По Демингу, руководству необходимо сделать так, чтобы каждый сотрудник участвовал в реализации стратегии качества, поскольку: «Преобразования – дело каждого». «Выживание – дело добровольное» [12].
Таким образом, разработка, внедрение, развитие и совершенствование СМК на предприятии предполагает целенаправленное и сознательное изменение руководством компании философии организационного развития в сторону качества, и создает проблему интегрированности сложившейся организационной структуры, системы координации и коммуникаций, ответственности и мотивации с вновь создаваемой системой качества.
Библиографический список
- Искандарян Р.А. TPM на российском предприятии // Методы менеджмента качества. – 2003 – № 7-9.
- Дерябин П.М. Почему нужно внедрять систему “Упорядочение” // Методы менеджмента качества. – 2004. – 2. – С. 14.
- Растимешин В.Е., Куприянова Т.М. Система “Упорядочение”: рациональное размещение предметов // Методы менеджмента качества. – 2003. – 6. – С. 9-14;
- Растимешин В.Е., Куприянова Т.М. Как приступить к внедрению системы “Упорядочение” // Методы менеджмента качества. – 2003. – 8. – С. 17-22.
- Рахлин К.М. Тенденции развития систем менеджмента качества // Все о качестве. Отечественные разработки. 2003, №3, С.54-71.;
- Крюков И.Э., Шадрин А.Д. Интеграция менеджмента качества в менеджмент предприятия // Век качества, 2004, №2, С.40.
- Версан В.Г. Малое предпринимательство – неиспользованные резервы. Особое мнение // Стандарты и качество. – 2009. – №9. – С.40-43.
- Ивченко П.В. Антикризисная ISO-терапия // Век качества, 2009, №1, С.23.
- Лапунов А.Н. Совершенствование систем управления компаниями // Век качества, 2004, №5, С.56-57.
- Шадрин А.Д. Причины низкой эффективности применения стандартов ИСО серии 9000 // Стандарты и качество. – 2009. – №2. – С.48-52.
- Версан В.Г. Стандарты ИСО 9000 версии 2000 года: стратегия внедрения // Сертификация. – 2001. – №4. – С.11.
- Круглов М.Г., Шишков Г.М Менеджмент качества как он есть. М.: Эксмо, 2006. 544с.
Количество просмотров публикации: Please wait