О РАЗРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ

Баженов Руслан Иванович1, Баженова Наталья Геннадьевна2, Белов Илья Владимирович3, Кардаш Анна Сергеевна4
1Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники
2Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры высшей математики и методики обучения математики
3Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, студент
4Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, студент

Аннотация
В статье описывается работа в разработанной информационной системе, реализующей балльно-рейтинговую систему вуза. В представленном продукте имеется возможности: внесение баллов за оцениваемую учебную деятельность преподавателем; просмотр баллов студентом по дисциплине, в целом в группе; запись на курсы по выбору.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, информационная система, курс по выбору


ON THE DEVELOPMENT OF INFORMATION SYSTEMS EVALUATION FOR EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS OF STUDENTS

Bazhenov Ruslan Ivanovich1, Bazhenova Natalia Gennadievna2, Belov Ilya Vladimirovich3, Kardash Anna Sergeevna4
1Sholom-Aleichem Priamursky State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of Computer Science
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Associate Professor of the Department of Mathematics and methods of teaching mathematics
3Sholom-Aleichem Priamursky State University, student
4Sholom-Aleichem Priamursky State University, student

Abstract
This article describes how to develop information systems, implementing score-rating system of the university. In the present product has features: Adding points for estimated teacher training activities; view points on student discipline as a whole in the group; Registration for elective course.

Keywords: elective course, information system, score-rating system


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Баженов Р.И., Баженова Н.Г., Белов И.В., Кардаш А.С. О разработке информационной системы оценки учебных достижений студентов // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/12/41514 (дата обращения: 18.04.2024).

Реализация федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС) и его модернизации (ФГОС 3+) требует наличия в вузе системы оценки качества подготовки студентов, одной из форм которой является балльно-рейтинговая система (БРС). Такой подход позволяет достаточно объективно проследить учебные достижения студентов в процессе изучения различных дисциплин.

Использование балльно-рейтинговой системы вызывает различные дискуссионные мнения в педагогической среде. Однако, не признать, что это позволяет преподавателю стимулировать учебную деятельность студента, оценивать различные виды работ в течение всего времени, отведенного на дисциплину, на основе накопленных баллов выставлять объективные оценки. БРС задает «правила игры», которые выполняет преподаватель и студент. Студент понимает, за что он может получить удовлетворяющего оценки, как в процессе изучения дисциплины, так как и на различных аттестациях, соответственно он может планировать свое свободное время и ставить перед собой достижимые цели.

Проблема балльно-рейтинговой оценки изучалась различными российскими и зарубежными педагогами. М.В.Афонина, А.А.Смолкина показали опыт применения БРС при решении педагогических задач [1]. БРС в контексте модульно-компететностного подхода исследовала М.И.Бекоева [2]. С.Н.Белова [3] представила балльно-рейтинговую систему оценки качества подготовки студентов как элемент системы менеджмента качества образовательного процесса в вузе. Н.В.Богдан [4] изучала БРС как метод оценки качества образования в вузе. Использование квалиметрического подхода для расчёта рейтинга студента применила Е.Г.Булатова [5]. Н.А.Зайцева определила особенности применения БРС [6]. И.В.Ильина представила компетентностно ориентированную технологию организации самостоятельной работы студентов [7]. Внедрение кредитно-модульной и балльно-рейтинговой систем в образовательный процесс университета провели В.М. Каточков и М.А.Сафронова [8]. С.В.Козлов выделил основы применения педагогической технологии индивидуального тестирования для формирования оптимальной траектории обучения [9]. Роль контроля в учебной деятельности студентов показала И.Н.Мовчан [10]. Р.И.Остапенко рассмотрел cтруктурные связи ценностных ориентаций и поведенческого стиля [11]. А.А.Рыбанов [12] провел автоматизированный парето-анализ качества процесса обучения на основе результатов тестирования знаний. На примере дисциплин математического цикла применил балльно-рейтинговую систему А.О.Сыромясов [13]. Ю.А.Шихов, О.Ф.Шихова разрабатывали модель мониторинга качества образования в условиях компетентностного подхода [14, 15]. Зарубежные педагоги также применяют рейтинговую систему [16, 17]. 

Методологические основы использования балльно-рейтинговой системы в Приамурском государственном университете им.Шолом-Алейхема заложили Н.Г.Баженова. Б.Е.Фишман [18]. Предложенная система внедряется в течение нескольких лет. Преподаватели активно применяют БРС. Р.И.Баженов разрабатывал БРС для оценки курсового проекта, научно-исследовательской работы, различных видов деятельности в дисциплине [19-21]. В.А.Каштанюк показала опыт применения балльно-рейтинговой системы контроля достижения студентов в ходе изучения дисциплины «история» для не исторических специальностей [22]. Д.В.Лучанинов применил БРС для оценивания учебных достижений студентов в ходе изучения дисциплины «Мультимедиатехнологии в образовании» и при работе по развитию творческой инициативы [23, 24]. Н.С.Николаева представила опыт реализации балльно-рейтинговой системы по дисциплине «Виды и тенденции развития туризма» [25]. Рассмотрела связь балльно-рейтинговой системы и системы менеджмента качества вуза Л.Н.Хильченко [26]. БРС для оценивания результатов педагогической практики разработала Ю.П.Штепа [27].

Обработка огромного количества поступающего от преподавателей в учебно-методическое управление вуза, деканаты требовала времени и представляла рутинную работу. Поэтому было принято решение об автоматизации этой задачи.

Идея не нова, опыт разработки подобных систем имеется в вузах. Так, Н.В.Герова описала автоматизированную систему рейтингового контроля знаний студентов вуза [28]. Систему автоматизации контроля знаний студентов в рамках модульно-рейтингового подхода представила С.В.Крапивка [29]. Д.Ю.Куприянов разработал информационную систему учета и контроля успеваемости студентов вуза [30]. О.А.Орчаков [31] описал особенности автоматизация учета результатов рейтинговой системы оценки успеваемости. Систему автоматизации учета рейтинга успеваемости студентов показал Е.Л.Романов [32]. 

После изучения предметной области, написания и корректировки технического задания была разработана на языке программирования PHP информационная система «Балльно-рейтинговая система. Учет учебных достижений», размещенная на сайте edu.pgusa.ru. Представленная система полностью функциональна, протестирована и работает в штатном режиме. 

Покажем возможности функционирования разработанной информационной системы.

Рассмотрим возможности пользователя в роли преподавателя. 

После авторизации преподавателю открывается окно (рис.1), в котором отображается список дисциплин, закрепленных за ним в текущем учебном году, и распределенных на осенний и весенний семестры.


Рисунок 1 – Список дисциплин для преподавателя

Более детальную информацию о закрепленных дисциплинах, направлении, курсе и другой информации можно получить через выбор «Выписка из учебного плана» (рис.2).


Рисунок 2 –Выписка дисциплин преподавателя

Для дальнейшей работы требуется выбрать дисциплину, например «Интеллектуальные системы и технологии». 


Рисунок 3 – Начальное окно для преподавателя по работе в дисциплине

В появившемся окне (рис. 3) «Выписка из учебного плана:: Модели дисциплины» преподаватель может работать следующей последовательности:

1. Добавить модуль в дисциплину, например «Лабораторные работы», через  (рис. 4, рис. 5).


Рисунок 4 – Начало добавления модуля 
Рисунок 5 – Добавленный модуль

2. В существующий модуль добавить оцениваемые работы, например лабораторную работу «Знания и их представление», кодированную как «ЛР.№1 “Знания и их представление”», через (рис. 5, рис. 6, рис. 7)


Рисунок 6 – Добавление вида оцениваемой деятельности в модуль ч.1

Рисунок 7 – Добавление вида оцениваемой деятельности в модуль ч.2

Рисунок 8 – Добавление вида оцениваемой деятельности в модуль ч.3

3. Оценить деятельность студента по заявленным работам в модулях, через  (рис.9)


Рисунок 9 – Форма для внесения баллов

В результате произведенных операций можно видеть, что студенты в соответствии с набранными баллами распределены по рейтингу в группе.

Преподаватели могут вносить различные виды оцениваемых работ, в зависимости от разработанной собственной системы оценивания по дисциплине (рис.10).

Рисунок 10 – Форма по дисциплине с оцениваемыми видами деятельности

Рассмотрим функционирование системы со стороны студента.

После авторизации в роли студента отображается соответствующая форма (рис. 11).


Рисунок 11 – Главная форма в роли студента

На главной форме (рис. 11) балльно-рейтинговой системы контроля достижений студентов (БРСКД) можно получить рейтинг на момент проведения промежуточнго контроль в семестре на 15.11.14, текущий рейтинг на день просмотра, изменения места в группе и баллов.

Также студент может посмотреть свой рейтинг учебных достижений по всем дисциплинам текущего семестра (РУДС) (рис. 12). В форме отображается информация о баллах за конкретные виды работ по дисциплине.


Рисунок 12 – Форма студента по рейтингу в дисциплинах

Дополнительно для студента предусмотрена возможность просмотра выписки из учебного плана (рис. 13), где из нее можно отобразить информацию о оцениваемых работах в баллах по дисциплине (рис.14).


Рисунок 13 – Выписка учебного плана для студента

Рисунок 14 – Оцениваемые виды работ

Для реализации возможности построения индивидуальной образовательной траектории в информационной системе предусмотрена технологии записи на курс по выбору (рис. 15). Так как форма отображает состояние в осеннем семестре, то можно записаться на курс в весеннем семестр. Аннотации дисциплин по выбору выставляются в информационно-образовательной среде университета на moodle.pgusa.ru в соответствующем ее разделе (рис.16). 

Таким образом, для студента Белова сейчас доступна запись на дисциплину по гуманитарному, социальному и экономическому циклу.


Рисунок 15 – Форма записи на курс по выбору

Рисунок 16 – Аннотация курсов по выбору в информационно-образовательной среде университета (moodle.pgusa.ru)

В роли администратора отображается форма, в которой выводится различная статистическая информация по соответствующим дисциплинам (рис. 17) и список студентов записавшихся на курс (рис.18), который экспортируется из системы.


Рисунок 17 – Статистическая информация о записи студентов на курсы по выбору
Рисунок 18 – Список студентов, записавшихся на дисциплины по выбору

Разработанная информационная система в настоящий момент внедрена в Приамурском государственном университете им.Шолом-Алейхема, доступна на сайте edu.pgusa.ru, на нее получено свидетельство Роспатента. Проведенная апробация показала, что система пользуется популярностью у студентов, которые могут посмотреть свои баллы по дисциплинам и простроить свою индивидуальную образовательную траекторию.


Библиографический список
  1. Афонина М.В., Смолкина А.А. Балльно-рейтинговая система в решении педагогических задач // Педагогическое образование на Алтае. 2013. № 1. С. 217-219.
  2. Бекоева М.И. Модульно-компетентностный подход к подготовке специалистов в Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова //  Школа будущего. 2013.  № 3 . С. 98-103
  3. Белова С.Н. Балльно-рейтинговая система оценки качества подготовки студентов как элемент системы менеджмента качества образовательного процесса в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 2. С. 70-81.
  4. Богдан Н.В. Балльно-рейтинговая система как метод оценки качества образования в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2010. № 3 (179). С. 42-45.
  5. Булатова Е.Г. Использование квалиметрического подхода для расчёта рейтинга студента // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №4-2. С.76-78.
  6. Зайцева Н.А. Балльно-рейтинговая система: особенности и практика применения // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 4. С. 98-105.
  7. Ильина  И.В. Компетентностно ориентированная технология организации самостоятельной работы студентов в деятельности профессорско-преподавательского состава //Психолого-педагогический поиск. 2010. № 3. С. 56-62.
  8. Каточков В.М., Сафронова М.А. Внедрение кредитно-модульной и балльно-рейтинговой систем в образовательный процесс университета // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. № 24 (157). С. 37-42.
  9. Козлов С.В. Основы применения педагогической технологии индивидуального тестирования для формирования оптимальной траектории обучения // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4 (36). С. 75.
  10. Мовчан И.Н. О роли контроля в учебной деятельности студентов // Сборник научных трудов Sworld. 2007. Т. 15. № 4. С. 3-4.
  11. Остапенко Р.И. Структурные связи ценностных ориентаций и поведенческого стиля в конфликтной ситуации работников организации // Перспективы науки и образования. 2013. № 1. С. 23-35.
  12. Рыбанов А.А. Автоматизированный парето-анализ качества процесса обучения на основе результатов тестирования знаний // Научное обозрение. 2009. № 4. С. 55-59.
  13. Сыромясов А.О. Применение балльно-рейтинговой системы в вузе (на примере дисциплин математического цикла) // Интеграция образования. 2013. № 2. С. 15-21.
  14. Шихов Ю.А. Теоретические основы квалиметрического мониторинга качества подготовки в системе “профильная школа-втуз”: монография: Екатеринбург-Ижевск, 2007. – 141 с.
  15. Шихов Ю.А., Шихова О.Ф. Модель мониторинга качества образования в условиях компетентностного подхода//Международное научное издание. Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2013. №4(11). С.35-39.
  16. Swinton O.H. The effect of effort grading on learning // Economics of Education Review. 2010. V.29. I.6. P. 1176–1182.
  17. CS2316- Syllabus. URL: http://www.cc.gatech.edu/classes/AY2015/cs2316_fall/syllabus.html
  18. Баженова Н., Фишман Б. Балльно-рейтинговая система в ДВГСГА // Высшее образование в России. 2007. № 7. С. 122-127.
  19. Баженов Р.И. О применении балльно-рейтинговой системы для оценивания курсовых работ по дисциплине «Интеллектуальные системы и технологии» // Приволжский научный вестник. 2014. № 5 (33). С. 135-138.
  20. Баженов Р.И. Организация научно-исследовательской работы студентов по дисциплине «Теория автоматов» // Современная педагогика. 2014. № 5 (18). С. 20.
  21. Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Интеллектуальные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-2 (37). С. 48.
  22. Каштанюк В.А. Применение балльно – рейтинговой системы контроля достижения студентов в ходе изучения дисциплины «история» в ВУЗе (для не исторических специальностей) // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/10/3769 (дата обращения: 07.11.2014).
  23. Лучанинов Д.В. О применении балльно-рейтинговой системы образовательной организации высшего образования для оценивания учебных достижений студентов в ходе изучения дисциплины «Мультимедиатехнологии в образовании» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/38881 (дата обращения: 27.11.2014).
  24. Bazhenov R.I., Luchaninov D.V. Use of blended learning elements for formation of a humanitarian student’s creative initiative at learning modern information technologies // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11s. С. 371-374.
  25. Николаева Н.С. О реализации балльно-рейтинговой системы по дисциплине «Виды и тенденции развития туризма» // Современная педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/10/2788 (дата обращения: 27.11.2014).
  26. Хильченко Л.Н. Внутренняя система оценки качества образования в университете: веяние времени или острая необходимость? // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/41115 (дата обращения: 27.11.2014).
  27. Штепа Ю.П. Применение балльно-рейтинговой системы контроля достижений студентов для оценивания результатов педагогической практики // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/39370 (дата обращения: 27.11.2014).
  28. Герова Н.В. Автоматизированная система рейтингового контроля знаний студентов вуза // Программные продукты и системы. 2009. № 4.
  29. Крапивка С.В. Система автоматизации контроля знаний студентов в рамках модульно-рейтингового подхода // Социосфера. 2014. № 1. С. 235-236.
  30. Куприянов Д.Ю. Информационная система учета и контроля успеваемости студентов вуза / Информационно-коммуникационные технологии в образовании. URL: http://ict.informika.ru/ft/003256/msiu2_3.pdf
  31. Орчаков О.А. Рейтинговая система оценки успеваемости: особенности реализации и автоматизация учета результатов // Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 1. С. 67-73.
  32. Романов Е.Л. Автоматизация учета рейтинга успеваемости студентов // Открытое и дистанционное образование. 2014. №2 (54). С. 55-62.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Баженов Руслан Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация