Актуальность рынка пластиковых карт состоит в том, что он переживает новый весьма важный момент своего развития. От элитных, доступных лишь высокооплачиваемым категориям населения, пластиковые карты превращаются в достаточно демократичное средство расчетов [1]. Выпуск пластиковых карточек позволяет интегрироваться в мировую систему банковских услуг, поднять деловой имидж банка, завоевать рынок и привлечь клиентуру, дает возможность овладеть новейшими банковскими технологиями, увеличить скорость расчетов, исключить ошибки и злоупотребления со стороны банковских служащих.
Пластиковая карта — это обобщающий термин, который обозначает все виды карт, различающихся по назначению, набору оказываемых с их помощью услуг, своим техническим возможностям и организациям, их выпускающим. [2, С. 34] Представляет собой пластину стандартных размеров 85,6мм на 53,9мм на 0,76мм, изготовленную из устойчивой к механическим воздействиям пластмассы. Обладает разнообразными функциями и возможностями.
Следует отметить, что деньги воспринимаются и в наличной форме. В связи с этим коммерческие банки привлекают внимание клиентов к тому факту, что банковская пластиковая карта может использоваться как средство оплаты товаров и услуг и банки предлагают бонусные программы, скидки при оплате покупок, бонусы а также кобрендовые карты. ВТБ24 в Приморье выпустил более 100 кобрендовых карт по программам «Трансаэро» и «Мобильный бонус».
Коммерческие банки сегодня предлагают широкий выбор карточных продуктов, ориентированных на потребителей с разным уровнем доходов и социальным положением. Массовое распространение пластиковых карт банком – это зарплатный проект. И для организации и для сотрудника данный способ выплаты заработной платы удобен [3]. Рекордсменами по росту средних затрат (учитывается плата за открытие карты, обслуживание на протяжении года, комиссия за обналичивание средств в банкоматах банка-эмитента и других банков) в банках на Дальнем Востоке для частных лиц стали самые дешевые платежные карты – Maestro и Visa Electron, выпущенные к рублевому счету. Владелец такой карты может выбрать персональный дизайн. Лидером по выпуску карт на Дальнем Востоке стал Сбербанк. Число его карт в 7-8 раз выше, чем других банков. Второе место у ВТБ, третье – у Альфа-банка.
В таблице 1 представлена динамика расходов по открытию и обслуживанию массовых пластиковых карт в банках на рынке услуг для частных лиц в рублях на 13.08.2014 г.
Таблица 1- Динамика расходов по открытию и обслуживанию массовых пластиковых карт в банках на рынке услуг для частных лиц в рублях на 13.08.2014 г.
Тип карты |
Расходы на 11.08.2014 г., руб. |
Расходы на 15.01.2014 г., руб. |
Изменение с начала года, руб. |
Рост с начала года |
Visa Electron | 351,29 | 281,04 | 70,25 | 25% |
Maestro | 386 | 288,65 | 97,35 | 33,7% |
По таблице 1 можно отметить, что за 6 месяцев расходы в среднем возросли на 25% по открытию и обслуживанию VisaElectron и на 33,7% по Maestro. Не так существенно, но выросли и средние комиссии по картам Maestro и Visa Electron и в долларах США – на 8% и 4% соответственно.
Карты от системы MasterCard остались более дорогими для клиента. Карты MasterCard оформляют в первую очередь при совершении поездок в страны ЕС, поскольку они дают возможность расчета в евро без конвертации (при открытии счета в евро) или с прямой конвертацией рублей в евро (при открытии рублевого счета) [4].
Не на последнем месте в списке предпочтений региональных банков и российская платежная система «Золотая корона». В Примсоцбанке «Золотая корона» составляет 82%, в Камчатпрофитбанке эмиссия карт «Золотая корона» составляет 99% . Далькомбанк занимается эмиссией и эквайрингом карт китайской платежной системы China Union Pay.
По Дальнему Востоку Сбербанк очень хорошо внедряет систему интернет-банкинга «Сбербанк ОнЛ@йн», эта система позволяет держателю пластиковой карты производить различные операции через интернет. Так же подключает услугу «Мобильный банк, эта услуга дает возможность оперативного доступа к информации по карте.
Таким образом, в сфере денежного обращения банковские пластиковые карты являются одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов. Они представляют собой особый инструмент платежа, обладающий дебетовыми и кредитными возможностями.
Библиографический список
- Ворожбит О.Ю., Зубова Н.В., Корень А.В. структура предпринимательской среды: определяющие факторы // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2010. № 4. С. 121-128.
- Ивлева Г. И. Актуальность рынка пластиковых карт в современной банковской системе [Текст] / Г. И. Ивлева // Молодой ученый. 2013. №10. С. 311-314
- Белоглазова, Г.Н., Банковское дело: розничный бизнес: учебное пособие / Г. Н. Белоглазова, Л. П. Кроливецкая. М.: КНОРУС, 2011. 416 с.
- Корень А.В., Корнева Е.В. Проблема низкого уровня финансовой грамотности населения и пути её решения // В мире научных открытий. 2010. № 4-9. С. 39-42.
- Пасько А.В., Корень А.В. Текущий банковский надзор: международные тенденции развития и пути совершенствования в России // Экономика и социум. 2013. № 4-2 (9). С. 403-409.
- http://www.credcard.ru/ – Сайт банковских карт, пластиковых карт, кредитных карт.
- http://www.bankru.info/ – Сайт про банки, ипотеки, кредиты и вклады.
- http://bankir.ru/ – Информационное агентство.
- http://arb.ru/ – Ассоциация Российских банков.