ИНФОГРАФИКА И ТИЗЕРНАЯ РЕКЛАМА – АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЗРИТЕЛЬСКОГО ВНИМАНИЯ

Поляков Дмитрий Александрович1, Радушинский Дмитрий Александрович2
1Санкт-Петербургский государственный экономический университет, к.м.н., ст. преподаватель кафедры медиаиндустрии
2Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, к.э.н., доцент кафедры рекламы и связей с общественностью

Аннотация
Сегодня инфографика – актуальный тренд, основанный на особенности зрительского внимания - графически наглядно представленная информация имеет намного больше шансов на восприятие. В статье анализируются характеристики инфографики на современном телевидении, связь принципов вовлечения зрителя с помощью инфографики с принципами тизерной рекламы в интернете.

Ключевые слова: внимание зрителя, восприятие, интернет, инфографика, медиаиндустрия, телевидение, тизерная реклама


INFOGRAPHICS AND TEASER ADVERTISEMENTS - LATEST TECHNOLOGY TO ATTRACT THE VIEWER'S ATTENTION

Polyakov Dmitry Aleksandrovich1, Radushinsky Dmitry Aleksandrovich2
1St. Petersburg State University of Economics, Ph.D., Sen. Lecturer, Department of Media Industry
2St. Petersburg State University of Cinema and Television, Ph.D., assistant professor of advertising and public relations Department

Abstract
Infographics is the current trend, based on a particular audience's attention - the information presented graphically clearly has a much greater chance of perception. The paper analyzes the characteristics of the infographics at modern television, infographic communication principles for involving the viewers are compared with the principles of teaser advertising via Internet.

Keywords: Infographics, Internet, media industry, perception, teaser advertisements, television, the viewer's attention


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Поляков Д.А., Радушинский Д.А. Инфографика и тизерная реклама – актуальные техники привлечения зрительского внимания // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/05/34604 (дата обращения: 29.03.2024).

Без телевидения и кино представить современный мир невозможно. Если на заре кино первых зрителей завораживали уже сами по себе “движущиеся картинки”, то современный зритель очень искушен, а зачастую избалован и пресыщен экранным зрелищем. Следовательно, каждый день профессионалы, занятые в производстве так называемого “контента” – того, что показывают в эфире – вынуждены искать все новые и новые ходы и “фокусы” для привлечения аудитории.

Более того, на современном этапе сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны зритель “требует” все больше и больше снятого кинематографистами “зрелища”, с другой реальное (или так называемое – нативное, т.е. необработанное) изображение уже не интересно, а зачастую и отторгает зрителя [1, 2]. Большинство не воспринимает “настоящего” изображения, зрители привыкли (их приучили) к цветокоррекции, компьютерной обработке, эффектам и т.д. Возник порочный круг: эффектами привлекают зрителя – зритель ждет эффектов – эффектов больше и т.д. Так, в высокобюджетном фильме Джеймса Камерона “Аватар” более половины (по разным данным до 60%) экранного времени занимает полностью синтезированное изображение [3].

Но полностью “синтетическое” изображение достаточно дорого, лишь высокобюджетные проекты могут похвастаться качественно и органично введенной графикой сопоставимой и почти неотличимой от реально снятого изображения. Иной путь – ввести в изображение простое “схематичное” изображение, что гораздо дешевле, проще и не требует больших ресурсов, а визуальный эффект (направленный, прежде всего, на привлечение зрительской аудитории) значителен. На этот запрос отвечает инфографика.

По данным поисковой машины Google в 2009 году только 40 человек отправляли запрос, включающий слово “инфографика”. А вот в следующие три года (по данным международной статистики, которая использует систему основных показателей популярности), за последние три года популярность запроса “infographics” выросла в сотни раз.

Сегодня инфографика – актуальный тренд, хоть и недавно вошедший в современный деловой мир, но уверенно набирающий обороты. Понятие «инфографика» до сих пор не формализовано.
«Инфографика» в современном лексиконе стоит в одном ряду с такими понятиями, как «нанотехнологии» и «инновации» – актуальное, модное направление, под которым каждый понимает немного свое.

Авторам актуальным представляется следующее определение: инфографика – это визуальное отображение данных, содержащее небольшую по объему, но значимую и лаконично оформленную информацию. Российские практики считают инфографикой сочетание графики и текста, созданное с целью наглядно изобразить информацию и донести ее до аудитории [4]. С другой стороны инфографикой возможно назвать значок расположения пожарного щита или, даже стрелку с известным значком, показывающую где туалет.

Современную инфографику можно охарактеризовать как мастерство передачи новостей с использованием приемов информационного дизайна, иллюстраций, картограмм и фотографий [5,6,7,8]. Инфографика, в том числе, хорошо работает там, где нужно показать алгоритм и устройство работы, соотношение фактов и предметов в пространстве и времени, продемонстрировать тенденцию (например, рост курса акций). Информирование является главной целью инфографики. Инфографика – инструмент донесения информации при помощи простых графических образов.

Графически представленная информация имеет намного больше шансов на восприятие. Человек стремится получать информацию в визуальной форме, так как это экономит время, упрощает процесс изучения и увлекает зрителя в игру предложенную создателем ТВ программы.
Если инфографика хорошо сделана, то зритель будет с удовольствием ее изучать, разглядывать, находить взаимозависимости, заложенные в ней. Именно на зрительную информацию в большей степени сориентированы чувственные установки широкой аудитории. Согласно НЛП, ряд людей легче воспринимает информацию “на слух” – это аудиалы, часть являются кинестетиками, то есть легче воспринимают информацию посредством тактильной чувствительности, однако “визуалы” – наиболее обширная ТВ аудитория, что легко объяснимо: именно “визуалы” чаще смотрят телепрограммы, “аудиал” скорее будет слушателем радиопостановки, а “кинестетик” пойдет на урок танцев.

В современных условиях телевидение вынуждено искать новые методы и формы подачи информации под влиянием разнообразных факторов. С одной стороны, отток аудитории в интернет, технологическое устаревание, с другой – новое качество и количество социальных и экономических изменений, формулирующих по-новому задачи современных СМИ. Инфографика и является одним из новых методов. Её популярность обусловлена несколькими причинами: ростом технических возможностей, тенденцией визуализации информации и конкуренцией, в том числе, с Интернетом.

В телевизионных программах используется видео-инфографика.
Видео формат инфографики увеличивает влияние на человека за счет добавления музыки, использования графики в движениях и применения звуковых эффектов. Цель – создание не просто ролика, а мини-фильма. Видео инфографика – это новый метод, и поэтому она не всегда результативно работает в разных медиа, иногда превращаясь в плохо воспринимаемый графический мусор.

Первоначально инфографика в информационных программах представляла собой убогое зрелище, все чаще встречались неудачные примеры переноса на экран инфографики, предназначенной для газет или сайтов. Неудивительно, что она не воспринималась зрителем. Это невозможно, потому что среда определяет инфографические подходы и приемы. Информация воспринимается по-разному при просмотре и при чтении, поэтому и способы графического упрощения информации должны быть разными. В последнее время ситуация изменилась и новостная инфографика стала являться одной из самых высокотехнологичных областей современного телепроизводства.

Инфографика пользуется особым спросом именно в новостных выпусках. Также выпуски экономических новостей абсолютно немыслимы без графики. Исследования установили, что большое количество людей смотрят телевизор боковым зрением, и сингалом к включению внимания для них является постоянное информационное оформление кадра – строка срочного сообщения, ньюсбар, титры. Инфографика, учитывая этот фактор, предоставляет богатый комплект ресурсов, целесообразных и полезных в разных жанрах телевизионной продукции. Она может одинаково хорошо работать в освещении военных конфликтов, «горячих» новостей, быть помощником зрителя в осмыслении сложных наборов данных. С помощью информационной графики передается актуальная информация о том, как происходило событие, кто принимал в нем участие, как оно развивалось во времени, его географическое местоположение. Кроме того, она применяется для воссоздания картины произошедшего.

За последние несколько лет информационная графика на телевидении претерпела грандиозные метаморфозы. Благодаря научному подходу, экспериментальному опыту, и участию дизайнеров-профессионалов инфографика приобрела новые формы. В настоящее время информационный дизайн на телевидении является одним из самых важных и самых внушительных по совокупности финансовых и интеллектуальных вложений. Все мировые информационные телеканалы оснащены дорогостоящими системами графики реального времени, которая прорисовывается во время эфира без предварительных просчетов.

В современном мире видео-инфографика является тем самым актуальным течением, которое может состояться в качестве нового способа передачи информации во всем мире. Но так ли оправдано использование инфографики на телевидении? Она занимает значительную часть кадра и, естественно, привлекает большую часть внимания. Это хороший способ оживить не слишком интересный сюжет или сделать более увлекательным просмотр прогноза погоды. Но обратная сторона медали в том, что инфографика обращает на себя слишком много внимания, а хороший репортаж, кинофильм, искусствоведческое произведение могут быть только испорчены графикой. Зрителя навязчивая информационная графика может отвлекать, раздражать, препятствовать просмотру главного действия.

Рассмотрим примеры (см. фото 1-3). Анализ приведенных изображений показывает, что по занимаемой площади кадра: на фото 1 инфографика занимает 28%, на фото 2 – 34%, а но фото 3 – 49%. Таким образом, в эфире центрального телеканала можно найти промежутки времени, когда почти половину кадра (!) занимает инфографика.

Таким образом, инфографика – это тренд, безусловно, имеющий свои плюсы, главная цель которого – возбуждение интереса. Аналогичным образом действует тизерная реклама в интернете.


Фото 1. Кадр эфира телеканала “Россия 24″ 26.02.14г. 09 час 04 мин.


Фото 2. Кадр эфира телеканала “РБК-Петербург” от 26.02.14г. 12 час 52 м.


Фото 3. Кадр эфира телеканала “1 канал” от 26.02.14г. 08 час 54 мин.

Ти́зер (англ. teaser «дразнилка, завлекалка») — рекламное сообщение, построенное как загадка. Зачастую тизерная реклама считается весьма актуальной на начальном этапе продвижения продукта и служит для создания вокруг него интриги. Подобный маркетинговый ход основан на привлечении клиента ярким баннером, интригующим словом, которое, при этом, не раскрывает суть самого продукта. Тизер содержит часть информации о продукте, но при этом сам товар не демонстрируется. Все эти факторы, разумеется, способствуют увеличению интереса, в том числе – числа «кликов» (проходов пользователей сети Интернет на электронный адрес, URL) по размещенному в сети объявлению.

В целом, тизерная реклама чаще всего представлена в виде рекламного блока, который содержит в себе дополнение к основному тексту в виде графического изображения или картинки. Если говорить об интернете, то зачастую данный тип рекламы должен соответствовать тематике ресурса, на котором она размещена. Именно поэтому многие сайты можно считать отдельными «площадками для тизеров».

Сегодняшний успех тизерной рекламы обусловлен, прежде всего, поведенческими факторами посетителей интернет-страниц [9, c. 78]. Искусство дизайнера тизера состоит в том, чтоб создать картинку и подпись к ней с настолько интригующим смыслом, чтоб пользователь просто таки не мог не поинтересоваться, и не перейти по ссылке [10].

 

Рисунок 1. Идеальные «тизеры» – изображения на досках для «экстремального» спорта, а также плакаты кинофильмов, видеопродукции.

Подобный приём используется и для дизайна рекламных сообщений на билл-бордах, в смешанных коммуникационных сообщениях, использующих QR-коды, интерактивных урбанистических играх – таких как «Dozor» – совмещающих особенности «Зарницы», «Форт Байярд» и «Что?Где?Когда?». Выбирая ряд товаров для «экстремального» спорта – таких как сноуборды, роллерборды (скейтборды) или доски для серфинга – амбициозный покупатель также обращает внимание на картинку, изображённую на одной из сторон предмета покупки.

Тизеры могут иметь разную форму. Когда анонсируется фильм, анонс часто облекается в форму трейлера — небольшого ролика, состоящего из кратких и наиболее зрелищных фрагментов фильма. При этом комбинируется видеоряд из несвязанных фрагментов, по принципу калейдоскопа. Стандартный кинематографический тизер длится 15—30 секунд. Очень часто кинематографические тизеры или тизеры книг появляются, когда работа над произведением ещё не закончена.

В интернете особенно эффективна тизерная реклама в случаях, когда большая часть аудитории – женщины. Как показывают исследования, около 80% «свободно плавающих» в интернете женщин просто таки не могут игнорировать пестрые и интригующие картинки, и чаще всего переходят по таким рекламным объявлениям.

 

Рисунок 2. Интернет – тизеры для женщин.

Возвращаясь к инфографике на ТВ, хотелось бы отметить, что по мнению авторов, качественный видеопродукт с интересным контентом не нуждается в допингах для «прельщения зрителей». Снимая блеклые, однотипные передачи, но при этом щедро приправляя их инфографикой, можно в один момент обнаружить, что единственной целью, с которой человек включает телевизор, является бегущая строка новостей или термометр с температурой. Так может выглядеть вымирание телевидения, одной из главных социальных функций которого первоначально считалось не только информировать, но воспитывать и просвещать своих зрителей.

Логотипы, схемы, графики, температура воздуха, время и многое, многое другое – все это появилось в кадре недавно, и вначале было лишь небольшим, “вспомогательным” инструментом, но сегодня, пожалуй, это уже целое направление со своими законами и правилами. Инфографика «борется» за каждый квадратный сантиметр кадра и секунду экранного времени, а кто победит в этой войне покажет время, а точнее ответит зритель…


Библиографический список
  1. Радушинская А.И., Радушинский Д.А. Актуальные вопросы теории и практики медиаизмерений // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2013. № 7 (66). С. 107-114.
  2. Радушинская А.И.  Медиаиндустрия: трансформационные процессы и «точки роста» // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2012. № 5. С. 34-39.
  3. Дэн Роэм. Практика визуального мышления. СПб: 2013.
  4. Борейко Павел. Принципы создания инфографики на ТВ. URL: http://mediaprofi.org,2013 (дата обращения 08.04.2014).
  5. Errea J. On Why Infographics Will Save Media //15 International Infographics Awards, 2007.
  6. Мартин Тоузленд, Саймо Тоузленд. Инфографика: мир каким вы никогда его не видели его прежде. СПб: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
  7. Джеймс Болл, Валентина Д’Эфилиппо. История мира в инфографике. М:Альпина Паблишер, 2014.
  8. Марк Смикиклас. Инфографика. Коммуникация и влияние при помощи изображений. СПб: Питер, 2013.
  9. Шлафман А. И. Управление конкурентоспососбностью предпринимательских структур на основе развития торговой марки / В. М. Чибинев, А. И. Шлафман. Санкт-Петербург, 2008. Сер. Экономика.
  10. Шеметев А.А. Формирование инвестиционной привлекательности территорий евразийского экономического сообщества // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 12 (20). С. 17.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Радушинский Дмитрий Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация