УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Грибанов Алексей Валентинович
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
доцент кафедры экономики и управления кандидат экономических наук

Аннотация
В настоящей статье обобщены результаты современных исследований в области управления конкурентоспособность товаров на рынках конечного потребления.

Ключевые слова: рынок товаров конечного потребления, управление конкурентоспособностью


MANAGEMENT OF COMPETITIVENESS OF CONSUMER PRODUCTS

Gribanov Alexey Valentinovich
Saint - Petersburg Humanitarian University of Trade Unions
Associate Professor of Economics and Management

Abstract
In the present article results of modern researches in the field of management competitiveness of the goods in the markets of final consumption are generalized.

Keywords: a commodity market of final consumption, management of competitiveness


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Грибанов А.В. Управление конкурентоспособностью потребительской продукции // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/04/32842 (дата обращения: 29.03.2024).

Конкурентоспособность как отдельная категория в экономических науках изучена множество исследователей [2,4,6,8]. Каждое из проведенных исследований определяет интегрированный характер показателя конкурентоспособности, объединяя качественные и количественные показатели.

Управление конкурентоспособностью товара есть целенаправленное воздействие субъекта управления (собственника / или менеджера) на объект управления (конкурентоспособность товара). Оценка факторов конкурентоспособности товара служит не только информационной базой для принятия стратегических решений и проверки эффективности их реализации, но и для разработки рекомендаций по применению управленческого воздействия. Выработка действенной конкурентной стратегии строится на результатах управленческого обследования факторов конкурентоспособности товара.

Факторы конкурентоспособности, как отмечают исследователи многообразны, а их влияние накладывается друг на друга [1,3,5]

Факторы конкурентоспособности заключают в себе как существенные внутренние причины, её определяющие, так и источники (силы), воздействующие на конкурентоспособность товара. Можно выделить пять оснований классификации ее факторов (рис. 1).

Рис. 1. Классификация факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность товара

Факторы, оказывающие воздействие на конкурентоспособность товара, можно классифицировать на «жёсткие»/»твёрдые» и «мягкие». Разными авторами выделяются различные критерии разделения этих понятий.

При одном подходе под «твёрдыми» факторами понимается то, что «образно говоря можно потрогать рукой», в то время как «мягкие» не имеют материального выражения В других источниках [4,5,7] указано различие в возможности измерения: «жёсткие» параметры могут быть относительно легко выражены количественно, «мягкие» детерминанты связаны с восприятием заказчика и поэтому они трудно измеримы. Когда рынок заполнен разнообразными товарами со схожими материальными факторами, возрастает значение нематериальных, придающих товарам особую привлекательность.

Рассмотрим группировку факторов в зависимости от степени их влияния на конкурентоспособность товара. Во многих определениях последней обоснованно указывается на то, что указанная способность возникает при соответствии качественных и ценностных свойств товара требованиям данного рынка и потребительским оценкам. Таким образом, качество и цена – две основные характеристики товара, оказывающие влияние на его конкурентоспособность (рис. 2). Важность их выделения обусловлена тем, что товар предназначен для обмена, который может осуществиться при согласовании интересов: потребитель хочет получить средство удовлетворения своих потребностей, а производитель – возместить свои затраты и получить прибыль, что определяется ценой и количеством реализованного товара.[1, с. 9]

 

Рис. 2. Факторы, оказывающие воздействие на конкурентоспособность товара, в зависимости от степени их влияния

На свойства товара и дополнительные маркетинговые условия, оказывающие влияние на конкурентоспособность, воздействуют силы внутренней и внешней среды предприятия.

На внешние факторы предприятие имеет ограниченное воздействие, а на внутренние, для достижения конкурентоспособности своей продукции, предприятие может и должно оказывать влияние. Вместе с тем, факторы макровнешней среды могут оказывать существенное влияние на реализацию конкурентоспособности товара. Способность товара выдерживать конкуренцию может оказаться нереализованной вследствие действия внешних факторов, например, произведенный в определенной стране товар, обладающий привлекательными для потребительского сегмента характеристиками, не будет покупаться из-за экономического бойкота в этой стране, что на практике имело место во времена «холодных» войн. В то же время, товар, обладающий низкими потребительскими характеристиками, будет продаваться в условиях дефицитного, закрытого рынка, при этом уровень его конкурентоспособности можно определить по сопоставлению с аналогами за рубежом и по степени удовлетворения потребности целевой группы покупателей.

Важной группой факторов, во многом определяющих конкурентоспособность, являются параметры внутренней среды фирмы. Изучение возможностей предприятия направлено на раскрытие его потенциала, сильных и слабых сторон деятельности. Весь потенциал предприятия формирует систему его внутренних факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность товара.


Библиографический список
  1. Березин В.В. Развитие конкурентной стратегии предприятия: Автореф. дис.канд. экон наук – М.:,2006 г. с 9.
  2. Грибанов А.В. Место и роль процесса формирования стратегии развития на основе новой торговой марки в текущей деятельности предпринимательских структур // Мир экономики и права. 2011. № 4. С. 14-24.
  3. Марасанов Э.С. Особенности институционального проектирования конкурентных пространств в динамике стратегического регионального планирования/ Федеральный научно-теоретический журнал «Мир экономики и права». – № 10, 2013.С.3-13.
  4. Мотышина М.С. Культурные особенности инновационного развития России в условиях глобализации // Правовое поле современной экономики. 2012. № 9. С. 26-29.
  5. Радушинская А.И., Радушинский Д.А.  Актуальные вопросы теории и практики медиаизмерений  // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2013. № 7 (66). С. 107-114.
  6. Родионов Д.Г. К теоретической оценке государственного и негосударственного регулирования рыночной экономики // Проблемы современной экономики. 2003. № 3-4. С. 55-57.
  7. Шлафман А.И. Организация стратегического взаимодействия малого предприятия с кластером / диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Санкт-Петербург, 2002 – 125 с.
  8. Ющенко А.Л. Направления развития предпринимательских структур «Научно-технические ведомости СПбГПУ», серия «Экон. науки», №6. – 2010


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шлафман Александр Изевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация