ВВЕДЕНИЕ
Последовательность действий по реализации функций государственного регулирования, обеспечивающая повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти, работы их структурных подразделений и должностных лиц закрепляется административными регламентами.
СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА, АКТУАЛЬНОСТЬ
Значительное количество обращений граждан требует организации эффективной работы с ними. В большинстве организаций исполнительной власти используются традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя на практике методы. Использование традиционных методов и технологий в работе с обращениями граждан не способствует эффективной организации управления. Для сбора и консолидации информации необходимо осуществлять автоматизированную обработку документов различных типов с использованием информационных технологий. На сегодняшний день широко распространено использование программных продуктов, таких как системы электронного документооборота (СЭД), системы управления содержимым (ECM), корпоративные порталы и системы управления взаимодействием, от различных вендоров, позволяющих выполнять автоматизированную обработку, регистрацию, исполнение и контроль исполнения обращений граждан на всех уровнях управления.
Использование таких программных продуктов может являться результатом повышения эффективности взаимодействия структурных подразделений за счет получения своевременной, достоверной и оперативной информации о ходе исполнения документов.
Внедрение и разработка систем электронного документооборота в органах государственной власти являются направлением современных стратегических компьютерных технологий, имеющих инновационный характер. Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р, в подпрограмме «Электронное государство и эффективность государственного управления» относит развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства с использованием информационных технологий, перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид к числу приоритетных государственных задач до 2015 года.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью данной статьи является выявление достоинств и недостатков в организации работы с обращениями граждан на основании анализа административного регламента c использованием моделей онтологий предметной области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, таких как:
- Рассмотрение понятия онтологий и онтологические модели
- Разработка методологии построения онтологической модели с использованием нотации BPMN
- Анализ организации обращения граждан в административном регламенте Министерства Финансов Нижегородской области;
- Разработка рекомендаций по совершенствованию работы с обращениями граждан в Министерстве Финансов Нижегородской области.
ПОНЯТИЕ ОНТОЛОГИЙ И ОНТОЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
Под формальной моделью онтологии О часто понимают упорядоченную тройку вида O= <T, R, F >, где
T – термины прикладной области, которые определяют онтологию O;
R – конечное множество отношений между терминами заданной предметной области;
F - конечное множество функций интерпретации, заданных на терминах и/или отношениях онтологии O [1].
Комплекс моделей предметной области может быть представлен в виде семантической сети онтологий и предназначен для установления горизонтальных и вертикальных связей между терминами предметной области. Вершинами сети являются различные модели предметной области, а ребрами – отношения детализации и декомпозиции моделей.
Рисунок 1 – Комплекс моделей предметной области в виде семантической сети
Применение онтологического подхода к моделированию бизнес-процессов предприятия при определении основных понятий предметной области обладает следующими преимуществами:
- Такая модель универсальна и способна описать различные аспекты предприятия – от системы стратегий и целей до организационной структуры и системы бизнес-процессов;
- Модель применима на различных уровнях детализации – от верхнего уровня описания базовых понятий менеджмента, до уровня проектирования аналитических приложений;
- Отдельные аспекты бизнес-процессов предприятия могут быть описаны на других языках моделирования, с использованием понятий, введенных в онтологической модели;
- Комплекс онтологических моделей позволяют выстраивать взаимосвязи различных бизнес-процессов на разных уровнях детализации;
- Модель интегрирует и систематизирует понятия различных аспектов взаимосвязанных бизнес-процессов.
Таким образом, конечная цель создания и использования онтологий – обеспечить поддержку деятельности по накоплению, разделению и повторному использованию знаний предприятия.
МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ В НОТАЦИИ BPMN
Методология построения онтологической модели базируется на определении:
- конечного множества понятий предметной области;
- конечного множества отношений между понятиями;
- конечного множества функций (ролей) интерпретации.
На этапе определения конечного множества понятий должны быть описаны следующие составляющие процесса предоставления государственных (муниципальных) услуг:
- перечень участников процесса;
- перечень административных процессов;
- перечень входящих и исходящих документов, а также информационных сообщений.
При определении конечного множества отношений между понятиями должны быть описаны административные действия процесса предоставления государственных (муниципальных) услуг.
В рамках определения конечного множества функций (ролей) интерпретации должны быть описаны все варианты состояния процесса предоставления государственных (муниципальных) услуг.
ОБСУЖДЕНИЕ И ПРИЛОЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Рассмотрим предлагаемую методику на примере анализа административного регламента Министерства Финансов Нижегородской области. Результатами анализа будут являться разработанные модели работы с обращениями граждан, поступивших в бумажном, электронном виде, а также в ходе личного приема уполномоченного лица:
- модели “как есть”, описывающей бизнес-процесс работы с обращениями граждан на момент исследования, позволяющая выявить маршруты движения документов с позиции системного анализа, на основе верификации выявить ряд ошибок и узких мест и сформулировать ряд предложений по улучшению бизнес-процесса;
- модели “как должно быть”, интегрирующей перспективные предложения руководства и сотрудников предприятия, экспертов и системных аналитиков и позволяющей сформировать видение новых рациональных технологий работы предприятия [2].
Переход от модели “как есть” к модели “как должно быть” может быть осуществлен с помощью автоматизации бизнес-процесса путем внедрения системы электронного документооборота.
На рисунке 2 представлена модель “как есть” бизнес-процесса исполнение обращения, выполненная в нотации BPMN.
Рисунок 2 – Модель бизнес-процесса обработки обращения “как есть” в нотации BPMN
В ходе анализа модели “как есть” были выявлены следующие недостатки административного регламента по организации работы с обращениями граждан:
- использование бумажных носителей информации;
- большое количество рутинных операций;
- большие затраты времени на подготовку и согласование документов, как следствие – малая скорость обработки и информации, а значит, медленная реакция на новые воздействия;
- дублирование функций в различных подразделениях;
- длительная процедура принятия решений;
- использование СЭД в качестве средства автоматизации одной функции – регистрации документов.
Основной рекомендацией по работе с обращениями граждан является использование СЭД на всех стадиях жизненного цикла обращения граждан.
ВЫВОДЫ
В целом, решение проблем, направленных на совершенствование работы с обращениями граждан, требует комплексного подхода.
Организация эффективной работы с обращениями граждан – один из путей совершенствования управления государственного и общественного устройства. Эта работа требует применения системного подхода и при выборе процессов, подлежащих автоматизации, и при выборе средств моделирования процессов обработки документов, и при выборе системы электронного документооборота.
Библиографический список
- Соловьев В.Д., Добров Б.В., Иванов В.В., Лукашевич Н.В. Онтологии и тезаурусы: Учебное пособие. – Казань, Москва: Казанский государственный университет, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006.
- Калянов Г. Н. CASE-технологии. Консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. – 3-е изд. – М.: Горячая линия-Телеком,2002. -320 с.: ил.
- Административный регламент министерства финансов Нижегородской области по предоставлению государственной услуги «Организация приема и рассмотрения обращений граждан».