ИНТЕГРАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО И АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПАТРОНАТНЫХ СЕМЬЯХ

Шалгимбекова Кенжегуль Сапышевна
Костанайский филиал ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»
кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой филологии

Аннотация
В данной статье раскрывается сущность и интеграция комплексного и аксиологического подходов к проблеме проектирования социально-педагогической поддержки детей-сирот в патронатных семьях. Социальное становление детей-сирот в патронатной семье оценивается как приобщение личности к совокупности социокультурных ценностей, места этих ценностей в реальности.

Ключевые слова: аксиологический подход, комплексный подход, патронатная семья., социально-педагогическая поддержка детей-сирот, социокультурные ценности


INTEGRATION OF INTEGRATED AND AXIOLOGICAL APPROACHES AS A BASE FOR RESEARCH OF A DESIGN PROBLEM OF SOCIAL AND EDUCATIONAL SUPPORT OF ORPHANS IN FOSTER FAMILIES

Shalgimbekova Kenzhegul Sapyshevna
Kostanai branch of Chelyabinsk State University
Сandidate of Education, Head of the Philology Department

Abstract
This article reveals the essence and integration of integrated and axiological approaches to the design problem of social and educational support of orphans in foster families. Social formation of orphans in foster families is estimated as the familiarization of the individual with the totality of social and cultural values, its place in reality.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шалгимбекова К.С. Интеграция комплексного и аксиологического подходов как основание для исследования проблемы проектирования социально-педагогической поддержки детей-сирот в патронатных семьях // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/11/29053 (дата обращения: 19.04.2024).

Комплексный подход реализуется на различных уровнях: социально-педагогическом    (взаимодействие    учреждения, где воспитываются дети-сироты   с    семьей, учебно-производственными центрами  и т.д.); педагогическом (взаимодействие педагога, родителей, психологов в воспитательном процессе); психолого-педагогическом (взаимодействие и единство интеллек­туальной, эмоциональной, волевой, действенно-практической сфе­ры личности детей-сирот).

В научной литературе существуют различные  трактовки комплексного подхода. Так, З.И. Моносзон понимает под ним: а) наличие всех компонентов  педагогического   процесса   (цели,   содержание,   методы, средства, организационные формы); б) взаимосвязанное взаимодейст­вие и воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и действенно-практическую сферу личности; в) единство обучения, воспитания и раз­вития [1, с. 14].

С позиции це­лостности педагогического процесса, единства и взаимодействия эле­ментов образовательной системы рассматривает комплексный подход Л.И. Новикова [2, с. 19].

Сущность комплексного подхода к проблеме проектирования социально-педагогической поддержки детей-сирот в приемных семьях состоит, на наш взгляд, в целостности исследуемого педагогического процесса, в комплексном развитии личности ребенка, а особенностями данного подхода являются:

·  развитость всех его компонентов;

·  совместная продуктивная деятельность педагога, ребенка и родителей;

·  наличие   необходимых   условий,   обеспечивающих   эффективное функционирование и развитие социально-педагогической поддержки;

·  интеграция основных направлений воспитательного процесса.

При этом комплексный подход может быть реализован только на основе единства целей задач, содержания, форм, методов, технологий организации рассматриваемого процесса.

Необходимость комплексного подхода обусловлена следующим:

а) в педагогический процесс включается множество субъектов:
дети и педагоги, родители, представители общественности и др.,
различные источники информации. Естественно, что между ними
необходима координация действий, т.е. управление взаимодействием
субъектов педагогического процесса;

б)  в педагогический процесс включается несколько систем и
подсистем, функционирующих на педагогическом, социально-педагогическом, психолого-педагогическом и психологическом уровне;

в) педагогический процесс включает в себя различные виды
деятельности как детей, так и родителей, педагогов: обучающая, игровая,
познавательная, предметно-практическая, трудовая, исследовательская и др.

Аксиологический подход предполагает социальное становление детей-сирот в патронатной семье как приобщения личности к совокупности социокультурных ценностей, т.к. в жизни ребенок постоянно находятся в ситуации нравственной, эстетической, мировоззренческой оценки происходящих событий, постановки задач, поиска и принятия решений по их реализации. Содержание их жизнедеятельности определяется направленностью личности на осмысление, познание, актуализацию и передачу обще­человеческих ценностей. По мнению А.И. Арнольдова,              Ю.И. Ефимова, И.И. Громова, А.В. Кирьяковой, В.П. Тугаринова,  Н.З. Чавчавадзе и др. сущность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, определяют роль деятельности человека, а значит, и обеспечивают его социальный статус.

Выбор целей и действий по их достижению ребенок осуществляет, ориентируясь не столько на сам предмет деятельности как таковой, сколько на ту роль, которую он может играть в жизни, в удовлетворении ее потребностей и интересов. Следовательно, значимость для ребенка социокультурных ценностей выступает мерой нравственной, эстетической, мировоззренческой, интеллектуальной, эмоциональной готовности изменять свой внутренний мир в соответствии с этими ценностями.

Философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира – аксиология (от греч. axia – ценность, logos – учение) – возникло сравнительно недавно, во второй половине XIX века, а в научный оборот понятие «аксиология» было введено в 1902 году французским философом П. Лапи [3, с.12]. Однако в истории философии не трудно обнаружить довольно сильную аксиологическую традицию, которая уходит своими корнями в ранние философские системы. Как справедливо замечает М.С. Каган, обобщающего представления  о ценности как таковой и соответственно о закономерности ее проявления в различных конкретных формах, в философии не было до середины XIX века [4, с. 9].

Позднее представления о ценностях и ценностных ориентациях складываются в мифологии мировых религий и связанных с ними культур. Так, в Ветхом Завете среди десяти заповедей четко сформированы запреты убийства, чревоугодия, воровства, лжесвидетельства и требования уважения к родителям [5, с.64].

Эти заповеди практически являются общечеловеческими ценностями. Нагорная проповедь, в свою очередь, содержит основные морально-этические нормы христианства. В античной и средневековой философии ценностные характеристики включались в само понятие реальности, истинного бытия. От Платона до Гегеля прослеживается нерасчлененность онтологии и аксиологии, бытия и сознания.

Социальные ценности выступают как культурные ценности, поэтому их понимают как социально-культурные (социокультурные) ценности. А.И. Кравченко характеризует эти ценности как фундаментальные нормы, обеспечивающие целостность общества, регулирующие отношения людей. О человеке мы судим по тому, на какие ценности он ориентируется. К этим ценностям он относит, прежде всего, этические ценности: патриотизм, справедливость, альтруизм, ненасилие. Они занимают верхнюю часть шкалы общественных ценностей [6, с. 71].

Достаточно обоснованную целостную систему ценностей социального характера выделяет Б.И. Додонов:

-        ценности цели и средства достижения цели социальной деятельности;

-        ценности положительных эмоциональных состояний личности в процессе деятельности;

-        исторические ценности, в форме национальной культуры, традиций, обычаев, на основе которых осуществляется взаимодействие людей [7, с. 113].

Есть и другие подходы, так Б.С. Ерасов выделяет три группы ценностей:

-        доминирующие ценности, обеспечивающие регулирование межгрупповые, социальные и межгосударственные отношения;

-        ценности, отражающие характерные особенности профессиональной деятельности специалистов социальной сферы;

-        ценности, характеризующие ценностные отношения на уровне межличностных отношений.

Исходя из приведенного Б.С. Ерасов выделяет систему социальных культурных ценностей:

-        витальные ценности, связанные с физическим развитием человека;

-        социальные ценности, включая положение личности в социуме, ее статус, трудолюбие, труд, профессию, патриотизм, семью, дисциплину, терпимость, предприимчивость, равенство социальное, личную независимость, общественную активность, ориентированность на общественные ценности;

-        политические ценности, включая свободу слова, гражданские свободы, государство, законность, порядок, конституцию, гражданский мир;

-        нравственные ценности, к которым относятся добро, благо, дружба, любовь, честь, честность, долг, верность, порядочность, справедливость, взаимопомощь, уважение старших, любовь к детям; 

-        эстетические ценности:  красота, идеал, стиль, гармония, традиции культурные, культурная самобытность;

-        религиозные ценности: Бог, вера, спасение, божественные законы, благодать, ритуал, церковь, Священное писание, Библия [8, с.23].

                  В процессе социально-педагогической поддержки детей-сирот в патронатных семьях необходимо ориентировать ребенка на указанные  социокультурные ценности.

Комплексно-аксиологический подход к социально-педагогической поддержке детей-сирот в патронатных семьях предполагает взаимодействие родителей, педагогов и детей в процессе ориентации на социокультурные ценности как основы решения основных проблем детей – сирот в патронатной семье.


Библиографический список
  1. Моносзон Э.И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников / Э.И. Моносзон // М., 1978.- С. 14-21 .
  2. Новикова, Л. И. Система воспитания молодежи / Л. И. Новикова // Педа­гогика. – 1993. -№8. -С. 19-21.
  3. Лапи П. История буржуазной социологии первой половины XX в. /П. Лапи // М., 1979. –
  4. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган // М., 1988. –
  5. Антология педагогической мысли христианского средневековья. В 2 т. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 325 с.
  6. Кравченко А. И. Культурология: словарь / А. И. Кравченко// – М. : Академический проект, 2000. -  306 с.
  7. Додонов Б. И.  Эмоция как ценность  /Б.И. Додонов // М., Политиздат, 1978. 272 с.
  8. Ерасов Б. С. Российская культурология в контексте закрытия / Б. С. Ерасов//  - Филос. науки. – 2000. – № 3.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «shalgimbekova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация