ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ ФОРМАЛИЗМА ЗНАНИЙ ПО ФИЗИКЕ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Рахманкулова Галия Алиевна
Волжский политехнический институт

Аннотация
Данная статья посвящается методике определения уровней формализма знаний студентов, а также представлена система оценки знаний по физике, используя предложенную методику.

Ключевые слова: диагностика уровней формализма, уровни формализма знаний, формализм знаний студентов


DIAGNOSIS OF FORMALISM LEVELS OF KNOWLEDGE OF PHYSICS AT THE TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS

Rakhmankulova Galiya Alievna
Volzhsky polytechnical institute

Abstract
This article is dedicated to the method of determining the level of formalism of students' knowledge and evaluation system is a knowledge of physics, studies taking advantage of the proposed method.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рахманкулова Г.А. Диагностика уровней формализма знаний по физике у студентов технического вуза // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/10/28215 (дата обращения: 29.03.2024).

Современная отечественная система высшего образования направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов, которые эффективно используют в своей профессиональной деятельности полученные знания из разных областей наук, а также способны самостоятельно их получать, анализировать и применять в решении конкретной проблемы. В связи с этим возникает необходимость объективной оценки уровня формализма знаний, поскольку ее проявление в разной степени влияет на действенность и мобильность полученных знаний. Непреходящая актуальность проблематики преодоления формализма знаний учащихся подтверждается тем, что ее исследованию посвящены работы видных российских педагогов и психологов как М.Н.Скаткина, Л. И. Божович, И.Б.Горбуновой, А.К.Громцевой, И.Я.Ланиной идр.
Формализм в знаниях – недостаточно сформированный уровень знаний учащихся, носящий инертный характер, являющийся следствием не до конца продуманной организации учебно-воспитательного процесса. [1]
Опираясь на исследования В.П. Беспалько по определению уровней усвоения знаний [2], мы выделяем 5 уровней формализма в знаниях:
1. уровень (очень высокий) знания – знакомства, предполагает узнавание объектов, свойств, процессов при повторном восприятии информации о них или действии с ними.
2.уровень (высокий) знания – копии, предполагает репродуктивное действие путем самостоятельного воспроизведения и применения информации об объекте и действиях с ними.
3.уровень (средний) – эвристический, предполагает продуктивное действие по применению полученной информации в отельных ситуациях; в процессе самостоятельной работы.
4.уровень (низкий) – творческий, предполагает возможность творческого применения полученной информации путем самостоятельного конструирования собственной деятельности на основе знаний.
Система предлагаемых Беспалько уровней усвоения дополним 5 уровнем (очень низкий) исследовательским. Деятельность студента в данном случае направлена на выявление сущности изучаемых явлений или процессов, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.
При диагностике уровня формализма знаний в процессе изучения учебного материала модулей наиболее целесообразно использовать метод тестирования. При составлении тестовых заданий, учитывались основные требования: адекватность (валидность), определенность (общепонятность), простота, однозначность, надежность.
Определение уровня формализма в знаниях студентов по результатам тестирования можно, введением коэффициента формализма знаний: Кф =m/n, где m- число неверно решенных заданий; n- число предложенных заданий. Если 0,9 Под надежностью теста понимается обеспечение устойчивости последовательных результатов при тестировании одного и того же обучающегося. Для проверки этого требования обучающийся тестируется несколько раз с помощью различных тестов данного вида.
Для оценки уровня формализма знаний мы используем задания с возрастающей трудностью, поэтому для подсчета коэффициента надежности данного гомогенного теста используем формулу Кьюдера – Ричардсона:
rн=n/n-1∙(1-∑pjqj/Sx2), где pj – доля правильных заданий на j ое задание; qj — доля неправильных ответов, qj = 1 – рj; S2х — дисперсия по распределению наблюдаемых баллов; n — число заданий теста.

Методика построения тестов состоит в следующем, студент может перейти на новый уровень, при условии, что он полностью прошел предыдущий.

Тесты 1 уровня используются, когда студент, усвоивший знания способен выбрать из нескольких ответов один, правильный. В данном случае выделим следующие группы заданий:

задания «узнавания»- выбор одного ответа из двух предложенных, или выбор ответа, опираясь на учебный материал;

задания «различия» – выбор одного ответа нескольких предложенных;

задания «упорядочение» – расставление по порядку возрастания или  уменьшения какого либо признака;

задания «классификации»- выбор общих и различающих признаков в изучаемых объектах путем соотнесения характеристик, свойств или параметров;

Тесты 3 уровня для оценки уровня формализма знаний студентов технического вуза, содержат известные типовые задания, для решения которых необходимо
самостоятельно перенести известный алгоритм решения в конкретные условия
профессиональной деятельности или в новые условия. В данном случае выделим следующие группы заданий:

задания «дополнения», в которых необходимо студенту дополнить выражение, дополнить ответ, формулу, в новых для обучающихся заданиях
с техническим содержанием;

«не типовые» задания, предполагает, что студент способен использовать основные алгоритмы решения задач при решении задач с техническим содержанием.

Для выявления 4  и 5 уровня формализма знаний обучающихся, необходимо подобрать творческие задания с техническим содержанием: на конструирование, рационализацию, модернизацию и т.д. В данном случае создание таких заданий затруднено тем, что не всегда возможно смоделировать творческую деятельность.

Измерение уровня формализма знаний по физике студентов технического вуза при тестировании оценивается с помощью коэффициента формализма знаний (Кф). Опираясь на результаты исследований, можно утверждать, что при Кф < 0,7 высокий уровень формализма знаний.

С помощью таблицы 1 опишем методику определения уровней формализма знаний студентов технического вуза. Поскольку любая учебная деятельность студентов должна оценивается и в условиях рейтинговой системы обучения, то  при прохождении определенного уровня знаний ставим соответствующий балл или оценку по пятибалльной шкале. Если Кф<0,7 (высокий уровень формализма), то считаем что данный уровень не пройден обучающимся, и необходимо пройти снова, для перехода на новый уровень. Каждый уровень студент может пройти повторно три раза и при этом ограничивается время.

Таблица 1. Методика определения уровня формализма знаний

Уровни формализма знаний

Коэффициент формализма
знаний

Количество заданий в
тесте

Баллы

Пятибалльная оценка

Примечание

1 уровень

(очень
высокий)

0,9<Кф<1

0,8<Кф<0,9

0,7<Кф<0,8

0,6<Кф<0,7

0<Кф<0,6

4

0 – 1

2

3

4

Неудов.

Удовл.

Хорошо

Отлично

При
коэффициенте  Кф> 0,7 студент не готов
к тестированию. Проходит повторно.

2 уровень

(высокий)

0,9<Кф<1

0,8<Кф<0,9

0,7<Кф<0,8

0,6<Кф<0,7

0<Кф<0,6

4

0-2

3

6

8

Неудов.

Удовл.

Хорошо

Отлично

При коэффициенте
Кф> 0,7 студент повторно проходит тест второго уровня

3 уровень

(средний)

0,9<Кф<1

0,8<Кф<0,9

0,7<Кф<0,8

0,6<Кф<0,7

0<Кф<0,6

4

0-2

6

9

12

Неудов.

Удовл.

Хорошо

Отлично

При коэффициенте
Кф> 0,7 студент повторно проходит тест третьего уровня

4 уровень

(низкий)

0,9<Кф<1

0,8<Кф<0,9

0,7<Кф<0,8

0,6<Кф<0,7

0<Кф<0,6

2

0 -1

4

6

8

Неудов.

Удовл.

Хорошо

Отлично

При
коэффициенте  Кф> 0,7 студент повторно
проходит тест четвертого уровня

5 уровень

(очень
низкий)

0,9<Кф<1

0,8<Кф<0,9

0,7<Кф<0,8

0,6<Кф<0,7

0<Кф<0,6

2

0-2

5

7

10

Неудов.

Удовл.

Хорошо

Отлично

При
коэффициенте  Кф> 0,7 студент повторно
проходит тест пятого уровня

Для оценки уровня формализма знаний студентов по физике первокурсников использовались задания из вариантов егэ, а также разработаны задания 4,5 уровней с техническим и профессиональным содержанием по разделу механика. В каждом тесте 15  заданий и максимальный балл 42б.  Оценка «отлично» ставиться при условии, что студент набрал более 90% от всех предложенных баллов- 38б-42б; оценка «хорошо» при условии, что студент набрал от 76% до 90% предложенных баллов- 32б-38б; оценка удовлетворительно при условии, что студент набрал от 60% до 76%
предложенных баллов – 26б-32б; оценка неудовлетворительно при условии, что
студент набрал менее 60% предложенных баллов.


Библиографический список
  1. Преодоление формализма знаний студентов технического вуза через формирование инженерного мышления Известия ВолгГТУ. Серия “Новые образовательные системы и технологии обучения в
    вузе”. Вып. 6 : межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. – Волгоград, 2009. – № 10. – C. 113-116 Мустафина Д. А.,Короткова Н. Н., Рахманкулова Г.А.
  2. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста.-М.1991.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Рахманкулова Галия Алиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация