ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РФ

Евдокимова Юлия Викторовна
Московская государственная академия делового адмминистрирования
кандидат философских наук, зав. отделением СПО, доцент кафедры финансов, финансового права, учета и прикладной экономики

Аннотация
В статье рассмотрены основные направления реформирования пенсионной системы РФ. Выявлены достигнутые позитивные результаты и существующие проблемы пенсионной системы. Рассмотрен новый механизм формирования трудовой пенсии, планируемые изменения в накопительной и страховой пенсиях.

Ключевые слова: накопительная пенсия, Пенсионная реформа, страховая пенсия, страховые взносы, тарифы страховых взносов.


THE MAIN DIRECTIONS OF PENSION REFORM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Evdokimovа Julia Viktorovna
Moscow State Academy business Administration
Manager. SPO office, Candidate of philosophical sciences, Associate professor of finance, Financial right, account and applied economy

Abstract
In article the main directions of reforming of pension Russian Federation system are considered. The reached positive results and existing problems of pension system are revealed. The new mechanism of formation of the labor pension, planned changes in accumulative and insurance pensions is considered.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Евдокимова Ю.В. Основные направления пенсионной реформы в РФ // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/10/28154 (дата обращения: 29.03.2024).

Одним из основных направлений социально-экономического развития РФ на долгосрочной основе является повышение уровня и качества жизни граждан. Достойное пенсионное обеспечение граждан свидетельствует не только об уровне социально-экономического развития страны, но и демонстрирует состояние правовой и нравственно-культурной составляющей государства.

За последнее десятилетие РФ достигла ряда позитивных результатов, к которым можно отнести  наличие гарантированного минимального уровня пенсионного обеспечения  не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ; увеличение среднего размера трудовой пенсии, создание ряда предпосылок формирования пенсионных прав в соответствии с мировыми нормами. С 2002 г. по 2012 г. трудовая пенсия по старости была увеличена  6,5 раз в номинальном размере и в 2,8 раза в реальном выражении [1]. Отношение трудовой пенсии по старости к прожиточному минимуму пенсионера 2002 году составляло  108,4%, в 2007 году – 110,4%, в 2012 году выросло до 179,8%.[1].

Несмотря на ряд позитивных изменений, остаются нерешенными проблемы существующей в большом объеме теневой занятости, высокий уровень смертности трудоспособного населения, ухудшение демографической ситуации [1].

К основным целям совершенствования системы пенсионного страхования граждан следует отнести  финансовую устойчивость пенсионной системы на долгосрочной основе и  обеспечение приемлемого уровня пенсионных начислений. Предлагается внедрение трехуровневой модели пенсионной системы  в РФ. Первый  уровень формируется за счет страховых взносов и средств федерального бюджета, данные средства направляются на обеспечение выплат трудовых пенсий  в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования. Второй уровень будет сформирован работодателями  на основании индивидуального трудового либо  коллективного договоров, возможно существование отраслевого тарифного соглашения. Третий уровень формируется самим физическим лицом [1].

Совершенствование  тарифной политики пенсионной системы  направлено на  формирование безусловной обязательности уплаты страховых взносов и установление единых тарифов страховых взносов для  всех категорий работодателей, изменение тарифной политики в отношении самозанятых граждан.

Необходимость реформирования  существующего подхода в рамках досрочных пенсионных выплат продиктована тем, что финансирование данных выплат производится за счет совокупных доходов бюджета Пенсионного фонда РФ. Работодатель не заинтересован в улучшении условий труда, поскольку не осуществляет  выплату дополнительных страховых взносов в связи с вредными и опасными условиями труда на предприятии, и совокупные издержки несут сами пенсионеры. Вследствие этого, необходимо внедрение дополнительных тарифов с их поэтапным увеличением по годам.

Совершенствование накопительной пенсии предполагает ее выделение в самостоятельный вид, так как произойдет изменение в формировании трудовой пенсии по старости с образованием двух  составляющих: страховой пенсии и накопительной пенсии. Накопительная пенсия формируется при следующих условиях: достижении возраста 60 лет для мужчин, 55 лет – для женщин; наличии страхового стажа не менее 15 лет;  наличии пенсионных накоплений на индивидуальном лицевом счета застрахованного субъекта либо  на пенсионном счете накопительной пенсии [2]. Расчет размера накопительной пенсии производится следующим образом: совокупная сумма пенсионных накоплений застрахованного лица равномерно распределяется на количество месяцев ожидаемого периода пенсионных выплат, минимальное значение в 2015 году составляет 162 месяца (13,5 лет), в 2016 г. – 168 месяцев (14 лет). С учетом результатов инвестирования совокупных средств, направляемых на  пенсионные выплаты, размер накопительной пенсии корректируется ежегодно  с 1 августа [2]. Для граждан, обратившихся за назначением пенсий в более поздние сроки в сравнении с общеустановленными, , предусмотрены льготные условия формирования размера накопительной пенсии. Регламентируется порядок выплат пенсионных накоплений умершего застрахованного лица родственникам, а также порядок выплат в случае выезда застрахованного субъекта на постоянное место жительства за пределы РФ.

Изменения  коснулись условий назначения страховых пенсий по старости. При неизменности возрастного порога ( 60 и 55 лет соответственно), необходимо также наличие минимального трудового стажа – 15 лет и достижение минимального индивидуального пенсионного коэффициента – 30 [3]. Предусмотрен переходный период, увеличение пенсионного стажа на  год будет производиться ежегодно, начиная с января 2015 г. Размер  страховой пенсии напрямую связан с  индивидуальными пенсионными коэффициентами. Расчет индивидуальных пенсионных коэффициентов за определенный год страхового стажа основан на соотношении фактически начисленных за год за работника страховых взносов и их норматива, исчисляемого  исходя из максимальной годовой зарплатной базы. Вводится прямая зависимость существующей заработной платы и будущей пенсии. Планируется введение повышающих коэффициентов для граждан, выходящих на пенсию в более поздние сроки . Также  в случае более позднего выхода на пенсию устанавливается фиксированная выплата в размере 3 935 руб. в месяц [3].

В рамках расчета страховой пенсии предполагается постепенное увеличение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. На сегодняшний день данный период составляет  19 лет  или 228 месяцев ,  к  2015 году  этот период увеличивается до 21 года (252 месяца). Изменения связаны с  ростом продолжительности жизни. С 2016 года планируется  установление длительности ожидаемого периода выплат трудовых пенсий, основываясь на статистических показателях, характеризующих продолжительность жизни.

Стратегия развития пенсионной системы РФ  будет реализована в три этапа. Первый этап рассчитан на период 2013 -2015 гг.; второй этап продлится с 2016г. по 2020 г., третий этап будет реализован в период с 2021 г. по 2030 г. [3].

Итогом проводимой пенсионной реформы будет являться достижение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при достижение нормативного страхового стажа и среднего уровня заработной платы, реализация принципа социальной справедливости, создание справедливой и прозрачной  пенсионной системы [1].


Библиографический список
  1. Проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. Официальный сайт Российской газеты [Электронный ресурс]  Режим доступа:  http://www.rg.ru/2012/10/01/pensii-site-dok.html (дата обращения: 20.10.2013)
  2. Проект Федерального закона « О накопительных пенсиях». Официальный сайт Российской газеты [Электронный ресурс]  Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/07/12/nakopit-pens-site-dok.html (дата обращения: 22.10.2013)
  3. Проект Федерального закона « О страховых пенсиях». Официальный сайт Российской газеты [Электронный ресурс]  Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/500731/  (дата обращения: 23.10.2013)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Евдокимова Юлия Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация