Развитие современного общества происходит в эпоху информатизации, характеризующейся применением средств информационных и коммуникационных технологий во многих областях деятельности человека, в том числе в сфере образования.
Особенность современного этапа информатизации высшего образования заключается в том, что на первый план выходят содержательные аспекты подготовки специалиста в вузе. От успешного решения данной проблемы во многом будет зависеть качество высшего образования. Выпускнику вуза предстоит жить в информационном обществе и ему не только необходимо овладеть методами получения и обработки информации, но, в первую очередь, он должен научиться рационально использовать информацию и информационные технологии для поддержания и развития своего интеллектуального и творческого потенциала.
В качестве одного из возможных путей решения задачи модернизации образования на основе информатизации многие исследователи (С.А.Бешенков, С.Г.Григорьев, В.П.Демкин, А.А.Кузнецов, М.П.Лапчик, С.В.Панюкова, И.В.Роберт, K.Evelin, B.Oliver, J.Higgins, S.Papert, T.Russel и др.) видят в рациональном сочетании традиционных образовательных технологий с современными информационными и коммуникационными технологиями.
Одним из перспективных направлений использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере образования в настоящее время является смешанное обучение.
Смешанное обучение – это комбинирование «живого» обучения с обучением при помощи Интернет-ресурсов, в первую очередь второго поколения, позволяющих осуществлять совместную деятельность участников образовательного процесса. Смешанным признается обучение, если от 30 до 79% учебного времени проводится он-лайн [1, р.5].
Таким образом, смешанное обучение можно считать разновидностью дистанционного или его продолжением, основное отличие заключается в обязательности «живого» общения обучающихся между собой и с преподавателем. В смешанном обучении в определенной пропорции присутствуют и очные, и дистанционные технологии, что позволяет одновременно использовать преимущества обоих форм обучения, устранив практически все их недостатки. Все большее количество людей стремится получить образование с минимальными временными потерями, поскольку стремительный темп жизни оставляет все меньше времени для обучения в аудиторных классах.
На сегодняшний день смешанное обучение является быстро и динамично развивающейся формой обучения. Многие крупные компании уже ощутили на себе его положительный эффект: получение сотрудниками качественного образования без отрыва от производства. Таким образом, можно предположить, что в будущем смешанное обучение займет ведущее место среди традиционных форм образования и станет одним из главных конкурентных преимуществ высших учебных заведений, предоставляющих образовательные услуги с применением Интернет-ресурсов в сочетании с «живым» общением.
Для эффективной реализации изучения дисциплины в системе смешанного обучения необходимо, в первую очередь, разработать методическое обеспечение программы обучения. Под методическим обеспечением программы обучения мы вслед за Э.Г.Скибицким понимаем учебно-методический комплекс, предназначенный для изучения конкретной учебной дисциплины, который включает в себя совокупность взаимосвязанных по целям и задачам образования и воспитания разнообразных видов педагогически полезной, содержательной учебной информации на различных носителях [2]. При смешанном обучении методическое обеспечение состоит из:
- учебно-методических материалов;
- компьютерной поддержки, созданной на основе современных информационных и коммуникационных технологий.
Информационное обеспечение учебного процесса студентов-экономистов мы рассматриваем как два взаимосвязанных компонента. Первый компонент – это содержание учебного предмета, соответствующее целям и задачам образования, направленное на усвоение обучающимися определенного объема научных знаний, формирование мировоззрения, познавательной активности, нового экономического мышления, изобретательности, предприимчивости, развитие потребности постоянно пополнять знания, формирование интереса к профессиональной деятельности, развитие технических, экономических и других способностей.
Второй компонент – программное обеспечение учебного процесса: системные и прикладные программы и программные комплексы, используемые в том или ином виде, включая инструментальные среды для создания обучающих программ и программных комплексов. В программном обеспечении выделяют подраздел «техническое обеспечение», под которым подразумевается используемое в информационно-образовательной среде вычислительное, телекоммуникационное, спутниковое, телевизионное, периферийное, множительное, офисное и другое оборудование, а также каналы передачи данных[3] .
Программное информационное обеспечение учебной деятельности вузов в области смешанного обучения в значительной мере зависит от типа университета, системы организации учебного процесса, уровня информатизации вуза и используемых информационно-коммуникационных технологий обучения.
Методическое обеспечение подразделяется на два раздела: учебное и организационное обеспечение. Учебное обеспечение – база учебных материалов, система управления этой базой, методики обучения, тесты, рекомендации по технологии смешанного обучения с учетом дидактических и психологических аспектов. Организационное обеспечение – соответствующие местному и федеральному законодательству формы организации учебного процесса, а также рекомендации по использованию применяемых ИКТ. Таким образом, методическое обеспечение – это система методов, средств, способов, позволяющих целенаправленно, последовательно добиваться качественного результата в системе обучения.
На основе вышеизложенного мы считаем целесообразным представить информационно-методическое обеспечение в качестве системы, состоящей их трех подсистем:
- содержательной;
- программной;
- методической.
Для успешного функционирования системы обучения необходима эффективная работа каждой подсистемы информационно-методического обеспечения (ИМО) в отдельности и их совместная работа.
В технологии создания ИМО выделяют следующие стадии:
- подготовка учебного материала;
- разработка программной структуры;
- компьютерная подготовка содержательной части и компоновка программного средства;
- апробация программы и ее доработка;
- разработка методических рекомендаций для обучающихся и преподавателей [3].
На основе результатов проведенного теоретического исследования дидактических возможностей и психолого-педагогических особенностей применения средств ИКТ в учебном процессе и разработанного информационно-методического обеспечения нами были сформулированы задачи и гипотеза эксперимента.
Задачи экспериментальной части нашего исследования:
- Выявить уровень информационной компетентности студентов экономического профиля.
- Провести анализ психологической готовности студентов к работе со средствами ИКТ.
- Проверить эффективность информационно-методического обеспечения смешанного обучения иностранному языку студентов-экономистов.
- Провести обработку и анализ полученных экспериментальных данных.
Гипотеза эксперимента: применение информационно-методического обеспечения, основанного на принципах многоуровневости, модульности, гуманистической и профессиональной направленности содержания, способствует оптимизации учебно-познавательной деятельности студентов, формированию языковой компетенции, развитию самостоятельности и творчества, повышению информационной компетентности будущих специалистов.
Констатирующий эксперимент был начат с многостороннего изучения контингента обучающихся. Был выявлен объем знаний и умений, приобретенных за время изучения иностранного языка в школе, проведено изучение мотивационной сферы личности каждого студента (основные мотивы учебной деятельности, заинтересованность в получении будущей профессии, самооценка, способы межличностного общения и т.д.) и его психологической готовности к применению ИКТ в изучении иностранного языка.
В процессе наблюдений и бесед выявлялись мотивы студентов к изучению иностранного языка, их тематические предпочтения, а также их мнение о необходимости владения иностранным языком для специалиста экономико-управленческого профиля. В результате наблюдений и бесед выяснено, что большинство студентов связывают знание иностранного языка с будущей профессиональной деятельностью (75%) и ощущают необходимость владения деловым иностранным языком (64%).
Изучение готовности студентов-экономистов к применению средств смешанного обучения иностранному языку проходило в двух направлениях: первое – выявление уровня информационной компетентности студентов; второе – определение их психологической и мотивационной готовности к использованию инновационных средств обучения.
Сформированность информационной компетентности студентов проверялась при помощи метода анкетирования.
В анкетировании приняли участие 128 студентов-будущих экономистов. В ходе проведения эксперимента мы исходили из того, что возможность работать на компьютере есть у 100% студентов, поскольку в университете есть Wi-Fi и оборудованы несколько компьютерных классов с доступом в Интернет для организации самостоятельной работы студентов.
Во избежание нежелательного влияния недостаточной сформированности компьютерных навыков у студентов экспериментальной группы на результаты их работы со средствами ИКТ нами были составлены подробные инструкции по использованию каждого вида применяемых ресурсов. Кроме того, было отведено время на ознакомление с основными элементами пользовательского интерфейса программ.
Таким образом, были предприняты действия, направленные на снятие негативных эмоций и психологического барьера, часто возникающих при работе с компьютером, которые могли бы отрицательно сказаться на результатах эксперимента.
Уровень психологической готовности студентов к инновационной работе со средствами информационных технологий проверялся при помощи метода анкетирования и беседы со студентами. Причем анкетирование проводилось дважды: до и после эксперимента. При повторном анкетировании после проведенного эксперимента мнение опрошенных изменилось в пользу предпочтения применения интернет-ресурсов в качестве основного средства обучения, а аудио-, видеозаписей и компьютерных программ в качестве дополнительных средств обучения (таб. 1).
Таблица 1
Желание работать со средствами ИКТ
Средства обучения |
До эксперимента |
После эксперимента |
Аудиозаписи |
25% |
58% |
Видеозаписи |
18% |
68% |
Компьютерные программы |
30% |
78% |
Интернет-ресурсы |
65% |
99% |
Отношение студентов к новым информационным и телекоммуникационным средствам обучения изменилось благодаря приобретению навыков работы с ними, так как до поступления в вуз большинство опрошенных не имело опыта обучения при помощи средств информационных и телекоммуникационных технологий, о чем свидетельствуют полученные в ходе анкетирования данные (таб. 2):
Таблица 2
Используемые студентами средства обучения иностранному языку до поступления в вуз
Вариант ответа | Кол-во студентов | % от общего числа |
Радио-, телепередачи |
18 |
14,06% |
Аудиозаписи |
67 |
52,34% |
Видеозаписи |
43 |
33,59% |
Компьютерные программы |
34 |
26,56% |
Ресурсы Интернета |
128 |
100,00% |
Самоучитель |
23 |
17,96% |
Занятия с репетитором |
82 |
64,06% |
Таким образом, средства информационных и коммуникационных технологий недостаточно распространены среди бывших школьников, большинство из которых занимались иностранным языком при помощи традиционных средств обучения. Ресурсы сети Интернета используются, в основном, для написания рефератов, приготовления докладов и сообщений, перевода текстов при помощи электронных переводчиков. Полученные данные также свидетельствуют о невысоком уровне мотивации среди опрошенных, так как при всем многообразии и доступности средств обучения, лишь 18% занимались иностранным языком дополнительно.
Следующий вопрос, который мы задавали студентам, был: «Как бы Вам хотелось изучать иностранный язык?» В ходе опроса были получены следующие ответы (таб. 3):
Таблица 3
Предпочтительные формы изучения иностранного языка
Вариант ответа |
Кол-во студентов |
% от общего числа |
В обычной учебной группе |
18 |
14 |
В группе студентов с равным уровнем языковой подготовки |
30 |
23,5 |
Индивидуально под руководством преподавателя |
73 |
57 |
Индивидуально и самостоятельно |
7 |
5,5 |
В предлагавшихся вариантах ответа намеренно была заложена постепенно возрастающая степень самостоятельности и учета индивидуальных и личностных особенностей студента. Полученные данные свидетельствуют, что предпочтение отдается такой организации обучения, при которой в той или иной форме учитываются уровень подготовки и индивидуальные качества конкретного студента. При этом без преподавателя не могут обойтись 94,5% студентов, но в большинстве случаев от него ждут индивидуального подхода и создания комфортной эмоциональной обстановки обучения.
Таким образом, на первом этапе экспериментальной части исследования были решены следующие задачи:
- определен уровень информационной компетентности студентов будущих экономистов;
- выявлена степень психологической готовности студентов к инновационным средствам обучения иностранным языкам;
- определен уровень языковой компетенции студентов;
- выявлены предпочтительные формы организации обучения иностранным языкам;
- определен уровень мотивации студентов.
Наблюдение за учебной деятельностью студентов-экономистов в процессе их работы с программными средствами, проведённые беседы, а также количественные данные результатов эксперимента свидетельствуют о том, что в интерактивном режиме «человек – машина» создаются условия, устраняющие психологический дискомфорт, способствующие раскрытию потенциальных возможностей обучаемых. У студентов появляется уверенность в себе, значительно оживляются учебные действия, возникает стимул к дальнейшей работе. В режиме активного взаимодействия с программой развивается их интеллектуальная сфера: мобилизуется внимание, улучшаются восприятие и память. Студенты становятся активными инициаторами и контролёрами своей самостоятельной учебной деятельности, в результате чего повышается их самосознание и самооценка. При этом преподаватель выступает в роли координатора и консультанта. Он получает доступ к тестовым процедурам и возможность вести контроль процесса усвоения. Такая учебная деятельность способствует развитию потребности совершенствования профессиональных иноязычных знаний, учебной мотивации, эмоциональной и творческой сфер личности студента.
Кроме того, учебная информация, представленная в данных программах, может быть заменена преподавателем (без участия программиста), что обеспечивает осуществление авторского подхода к изложению учебного материала и адаптацию его к конкретному контингенту обучающихся.
Анкетирование, проведенное с целью выявления готовности студентов к применению средств ИКТ, показало достаточно высокие уровни интереса и оценки полезности использования новых технологий в учебном процессе. Результаты анкетирования представлены на рис. 1, 2.
Рис. 1 Оценка студентами важности применения ИКТ(до эксперимента)
Примечание: на шкале важности 1 – соответствует минимальному значению «не важно», 5 – максимальному значению «крайне важно».
Рис. 2 Оценка интереса студентов к применению ИКТ (до эксперимента)
Примечание: на шкале интереса 1 – соответствует минимальному значению «не интересно», 5 – максимальному значению «крайне интересно».
Как видно из рисунков 1 и 2 студенты понимают значимость и важность применения ИКТ при обучении английскому языку и проявляют достаточно высокий интерес (среднее значение оценки важности и интереса соответственно: Мваж. = 4,05 и Минт. = 3,85).
Результаты анкетирования, проведенного после эксперимента показаны на рис. 3 и 4
Рис. 3 Оценка студентами важности применения ИКТ на занятиях по иностранному языку
Примечание: на шкале важности 1 – соответствует минимальному значению «не важно», 5 – максимальному значению «крайне важно».
Рис. 4. Оценка интереса студентов к применению ИКТ (после эксперимента)
Примечание: на шкале интереса 1 – соответствует минимальному значению «не интересно», 5 – максимальному значению «крайне интересно».
Среднее значение оценки важности и интереса после проведения эксперимента соответственно: Мваж. = 4,85 и Минт. = 4,45.
Чтобы проследить динамику процесса формирования умений профессионально-иноязычного общения в ходе опытно-экспериментальной работы, мы использовали показатель абсолютного прироста (G), который отражает разность начального и конечного уровня рассматриваемого показателя и вычисляется по формуле:
G = П(кон) – П(нач),
где П(нач) – начальное значение показателя,
П(кон) – конечное значение показателя.
Рис. 5. Динамика показателя абсолютного прироста уровня сформированности умений профессионально-иноязычного общения
Содержание разработанного нами учебного курса было построено с учетом принципов: интеграции, личностно-ориентированной входной информации, открытости содержания, контекстного обучения и модульности; на основе квалификационных характеристик и профессиограмм соответствующих специальностей, а также Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности и программ конкретных дисциплин.
Таким образом, в ходе экспериментального исследования теоретически обоснована и практически подтверждена эффективность информационно-методического обеспечения смешанного обучения студентов-экономистов. У студентов повысился уровень мотивации обучения, степень самостоятельности, сформировалась информационная готовность к применению новых средств обучения. Следовательно, применение информационно-методического обеспечения с использованием средств смешанных технологий педагогически целесообразно и способствует оптимизации процесса обучения и его информатизации.
При организации учебного процесса в системе смешанного обучения создаются благоприятные условия для целостного развития личности, ее способностей и качеств, в том числе профессионально значимых, за счет:
- особого характера взаимодействия субъектов обучения;
- способности обучающегося самостоятельно работать с информацией;
- создания и поддержания положительного эмоционального фона в процессе учебной деятельности;
- организации направляемой, корректируемой и контролируемой самостоятельной работы обучающегося.
При этом качество обучения можно повысить при соблюдении следующих условий:
- организовать эффективное взаимодействие преподавателя и обучающегося на всех этапах учебного процесса, так как планирование, создание условий, осуществление обучения, контроль, коррекция требуют совместной работы преподавателя и студента;
- уделить особое внимание формированию и поддержанию у студента устойчивой мотивации и освоению им рефлексии, поскольку рефлексивная деятельность позволяет студенту анализировать ход учебной работы и ее результаты, а наличие побудительного мотива является обязательным условием для получения эффективного образования;
- организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность студентов, так как при современных технологиях обучения самостоятельная работа составляет большую часть учебного процесса [4].
В результате проведенного теоретического и практического исследования удалось установить, что применение средств новых информационных технологий способствует гуманизации образовательного процесса, позволяет на практике реализовать идеи личностно-ориентированного обучения. Одним из перспективных направлений использования средств информационных технологий является смешанное обучение. В смешанном обучении применяются как традиционные средства обучения, так и средства новых информационных технологий. Использование средств новых информационных технологий – необходимость, диктуемая, с одной стороны, научно-техническим прогрессом, с другой стороны – потребностью общества. Применение средств смешанного обучения обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, реализует принципы наглядности, адаптивности и удобства работы, гарантирует объективность оценки знаний. Выбор средств обучения должен быть педагогически и экономически оправданным, а также методически обеспеченным, кроме того, для реализации высокого образовательного потенциала электронных ресурсов необходимо их систематическое использование; только при выполнении данных условий можно решить поставленные перед высшей школой задачи.
Библиографический список
-
Watwood B. Building from content to community: Rethinking the transition to online teaching and learning: A CTE White Paper / Britt Watwood, Jeffery Nugent, William “Bud” Deihl. – Virginia Commonwealth University: Center for teaching excellence, 2009. – 22 p.
-
Скибицкий Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса ДО // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2001. – № 1. – С. 54-58.
- Романов А.Н. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования / Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б. – M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 303 с.
- MalininaI.BlendedLearning ofthe English Language:Combining Online and Face-to-Face Teaching //Infonomic Society. – London, 2012. – P. 247—251.