СПОСОБЫ НАКОПЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Ганзевич Юлия Игоревна
Дальневосточный федеральный университет

Аннотация
В представленной статье я рассмотрела определение человеческого капитала; подходы различных школ к его определению; показатели и теории, характеризующие человеческий капитал; методы его повышения.

Ключевые слова: интеллект, образование, человеческий капитал


METHODS OF HUMAN CAPITAL ACCUMULATION

Ganzevich Julia Igorevna
Far Eastern Federal University

Abstract
In this article, I considered the definition of human capital approaches of different schools to its definition, indicators and theories describing human capital, methods improve it.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ганзевич Ю.И. Способы накопления человеческого капитала // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/04/23411 (дата обращения: 14.03.2024).

Тема о накоплении человеческого капитала очень актуальна в наше время, благодаря техническому прогрессу. Мы часто замечаем, что труд людей постепенно заменяется на труд оборудования, техники. Но этой техникой нужно уметь правильно управлять. А для этого нам необходимы квалифицированные работники, определенные знания, наш “капитал”, для создания и поддержки богатства общества.  Теории «человеческого капитала» мы должны придавать немалое значение, так как она позволяет  изучать с разных сторон явления рыночной экономики, уровень образованных трудовых ресурсов и трудовой деятельности.

Человеческий капитал — совокупность профессиональных навыков, знаний, интеллекта, образования, качественного и производительного труда и качество жизни.

Что касается подходов различных школ к определению «человеческий капитала», то начнем с А.Маршалла – основоположника кембриджской школы. Он считал, что капитал включает: сырье, машины, торговые изделия, фермы, театры, дома и гостиницы, – т.е. всё для торгово-промышленных целей. Но рабочую силу он не включал в это понятие.

А вот К.Маркс, например, который основывался на методологии классической политэкономики, дифференцировал такие понятия как “труд” и “рабочая сила”.

Он считал, что товар – это не труд, а рабочая сила, имеющая потребительскую стоимость. Труд он объяснял, как связь человека и природы, где человек контролирует и регулирует процессы между ними. А рабочая сила  – это духовные и физические способности, которыми мы пользуемся, когда производим какие-либо потребительские стоимости.

Если взять современного теоретика Л. Турой, который считал, что человеческий капитал – это наши способности, знания и умения  производить товары и услуги.

Таблица №1.Теории человеческого капитала.

Автор Содержание определения
Адам Смит Капитал -  навыки, способности и  знания, которые находятся  в собственности работника [1].
Д. Бегг Человеческий капитал – это профессиональный опыт, который накоплен работником. [1].
Эдвин Дж. Долан Капитал – это умственные способности, полученные через образование, опыт или обучение. [1].
М.Блауг Человеческий капитал – это не ценность людей самих по себе, а стоимость прошлых инвестиций в способности людей [2].
Ф. Махлуп Усовершенствование умственной и физической способности составляют человеческий капитал [3].
А.И. Добрынин Человеческий капитал – это запас знаний, здоровья, способностей, навыков, мотиваций, которые влияют на рост доходов (заработков)[4].

 

Рассмотрим показатели, которые характеризуют человеческий капитал. К ним относятся:

  • производительность труда;
  • способности и навыки;
  • уровень интеллекта;
  • доля работающих людей с начальным, средним и высшим образованием;
  • иногда степень вовлечения в школьное образование детей школьного возраста, как показатели темпа и уровня накопления человеческого капитала

Каждая страна, предприятие, организация должны иметь методы повышения человеческого капитала.

Один из основных составляющих этих методов – совмещение целей каждого из отдельных сотрудников с целями владельца предприятия/организации. Для этого обязательно должен быть налажен психологический контакт, который должен быть подкреплен методами мотивации. За ней понимается личная заинтересованность каждого сотрудника в работе, стремление к вознаграждениям любого характера. Для правильности и справедливости такого метода нужна цепочка вознаграждений. Но как правильно оценить вклад отдельного работника в общий вклад?

Есть определенная методика оценки результатов каждого сотрудника по отдельности. Рассмотрим упрощенный вид данного метода: рабочие места классифицируют по уровню важности для предприятия в целом, и ,например, в баллах тарифицируют их, тем самым определяя показатели результативности  каждого работника. По итогам определенного периода, мы сравниваем фактический результат с запланированным, и оценивается по выбранной шкале. Каждое организация выбирает свою систему оценки работы сотрудника, чтобы эта оценка максимально соответствовала нуждам предприятия.

Таким образом, каждый сотрудник по окончании месяца (недели, дня) получает вознаграждение в размере, которое полностью зависит от того, что он действительно сделал для предприятия. Важный момент – сотрудники обязательно знают о системе и механизмах работы такого метода, имеют возможность посчитать свою выгоду от того или иного действия. Возникает та самая внутренняя заинтересованность в постоянном улучшении и продвижении вверх. Возникает лояльность к общей цели предприятия. Экономическая стоимость компании растет. [5]


Библиографический список
  1. Маврина Н.А. Сущность человеческого капитала и особенности инвестиций в него // Вестн. Челябинского гос. ун-та. — 2008. — № 29 (130). — С. 11.
  2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. — М., 1994.
  3. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. — М.: Прогресс, 1966.
  4. Теория человеческого капитала и его применение в оценке финансовых потоков здравоохранения: Материалы дискуссии // Экономический лабиринт. — 2002. — № 2.
  5. http://www.inspp.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=82&Itemid=32


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ганзевич Юлия Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация