РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Холостякова Елена Александровна
ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному федеральному округу» - Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приморскому краю
заместитель директора филиала

Аннотация
Статья посвящена изучению вопросов реализации принципов эффективности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в бюджетном процессе Приморского края. В современных условиях особое внимание уделяется целевому и эффективному использованию бюджетных средств. В связи с тем, что именно через региональные бюджеты осуществляется финансовая поддержка большого количества социальных и экономических программ, данный вопрос имеет особую актуальность для региональных финансов.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Холостякова Е.А. Реализация основных принципов использования бюджетных средств в бюджетном процессе Приморского края // Современные научные исследования и инновации. 2025. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2025/08/103599 (дата обращения: 13.08.2025).

Бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и иных участников. Этот процесс – важный экономический инструмент, он осуществляется по определенным правилам [1].

Бюджетный процесс является сложным, всеобъемлющем и многофакторным процессом, который отражает взаимодействие различных видов государственной власти при работе над бюджетом. В настоящее время, в экономиках стран активно происходят качественные преобразования, которые обуславливают возникновение изменений в финансовом законодательстве, а также в рамках бюджетного процесса.

Согласно статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетный процесс – деятельность государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению, исполнению бюджетов и контролю за их исполнением.

Задачи бюджетного процесса:

1. Выявление материальных и финансовых резервов страны, региона или муниципального образования.

2. Расчет доходов и расходов бюджета.

3. Обеспечение сбалансированности бюджета.

4. Согласование бюджета с федеральными, региональными или местными социально-экономическими программами.

5. Бюджетное регулирование для перераспределения источников доходов между бюджетами разных уровней или хозяйственными отраслями.

На данный момент в России существуют следующие стадии бюджетного процесса:

-  составление проектов бюджета;

- рассмотрение и утверждение бюджета;

- исполнение бюджета;

- формирование и утверждение отчетности об исполнении бюджета;

- мониторинг и контроль на всех тапах.

- составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.

Бюджетное планирование, исполнение бюджета и контроль за его исполнением должны базироваться на совокупности условий и правил, единых для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Такой подход является логичным для федеративного государства, когда органы исполнительной власти регионов и муниципальных образований самостоятельно отвечают за формирование и исполнение своих бюджетов, но в рамках имеющихся полномочий и действующего бюджетного законодательства. Тем самым обеспечивается сопоставимость бюджетных данных, и унифицируются процедуры планирования, формирования и использования бюджетных средств, а так же составления бюджетной отчетности.

Для обеспечения единого подхода к осуществлению всех этапов бюджетного процесса, Бюджетным кодексом РФ [3] предусмотрен ряд принципов бюджетной системы РФ. Постоянное исследование и трансформация принципов бюджетной системы РФ с учетом существующих реалий необходимы, т.к. «изучение природы бюджетного принципа и механизма его возникновения неизбежно приводит исследователя к бюджетной практике, которая является той основой и средой, из которой принципы возникают, из которой абстрагируются, получают законодательное оформление и уже в качестве норм бюджетного права на нее же воздействуют».

С учетом последних изменений законодательства РФ в области государственных финансов и неблагоприятной внешней конъюнктуры, особую актуальность в качестве основы бюджетного процесса, представляют принцип эффективности использования бюджетных средств и принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии со статьей 34 БК РФ, «Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности)» [3].

В соответствии со статьей 38 БК РФ, «Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования» [3].

Рассмотрим реализацию вышеуказанных принципов в бюджетном процессе Приморского края, используя информацию об исполнении бюджета региона по расходам.

В соответствии с законом Приморского края [4], «ведомственная структура расходов краевого бюджета является распределением бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств краевого бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Приморского края и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов, утверждается законом Приморского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период».

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств реализуется за счет того, что «целевые статьи расходов краевого бюджета формируются в соответствии с»:

- «государственными программами Приморского края»;

- «не включенными в государственные программы Приморского края направлениями деятельности органов государственной власти Приморского края, наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ведомственной структуре расходов краевого бюджета» (непрограммных направлений деятельности);

- «расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств краевого бюджета» [4].

Каждому публичному нормативному обязательству Приморского края, межбюджетному трансферту, обособленному направлению деятельности органов государственной власти Приморского края присваиваются уникальные коды целевых статей расходов краевого бюджета.

Перечень и коды целевых статей в отношении расходов краевого18 бюджета, а так же «расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставляемых из краевого бюджета» [4] определяются в порядке, установленном Министерством финансов Приморского края.

Принцип эффективности использования бюджетных средств находит свое отражение в положениях законодательства Приморского края [4] о межбюджетных трансфертах, об оценке результативности госпрограмм, реализуемых на территории Приморского края.

Одним из направлений повышения эффективности использования бюджетных средств является программно-целевой подход к планированию и исполнению расходных обязательств.

Социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации зависит прежде всего от качества управления имеющимися финансовыми ресурсами, от активного и широкого внедрения в практику управления финансами современных методов бюджетного планирования. Здесь основным выступает инновационный метод, который направлен на эффективное использование в бюджетном планировании и прогнозировании программно-целевого метода.

Так же стоит отметить, что наиболее показательно принципы эффективности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств проявляются именно при реализации программно-целевого подхода в бюджетном планировании, что находит выражение в планировании расходов в разрезе госпрограмм Приморского края.

В таблице 1 представлены расходы бюджета Приморского края по государственным программам и непрограммным направлениям деятельности в 2024 году, в млн. рублей.

Направления деятельности

 

Исполнение,

2023 год

Исполнение,

2024 год

Процент исполнения от уточненного плана в 2024 году

Государственные программы:

Патриотическое воспитание граждан

268,27

352,58

99,9

Охрана окружающей среды

2 115,87

2 530,60

92,1

Развитие туризма

998,54

1 093,41

98,3

Лесное хозяйство

1 563,8

2 239,02

98,9

Безопасный край

993,01

1 363,57

99,4

Информационное общество

3 292,30

4 466,64

99,9

Здравоохранение

30 700,81

36 059,01

97,2

Образование

43 427,59

47 079,52

97,4

Социальная поддержка населения

31 205,34

31 768,94

99,2

Транспорт

20 895,18

24 431,90

91,8

Доступное жилье, услуги ЖКХ

24 622,13

29 645,98

92,5

Энергоэффективность

4 290,92

2 682,68

89,6

Экономическое развитие

12 809,90

15 753,41

99,8

Сельское хозяйство

7 025,14

5 592,27

99,4

Рыбное хозяйство

30,6

43,23

98,4

Физическая культура и спорт

5 356,87

6 214,92

94,7

Содействие занятости населения

2 406,70

1 788,67

99,3

Развитие культуры

3 302,39

3 913,48

99,6

Защита от чрезвычайных ситуаций

3 321,73

4 310,71

99,8

Современная городская среда

2 347,07

3 183,05

98,5

Непрограммные направления деятельности

17 695,19

12 481,08

96,4

Из представленных данных следует, что в планировании бюджетных показателей за рассматриваемый период бюджет Приморского края по расходам в 2023 – 2024 годах носит программный характер,

Принцип эффективности использования бюджетных средств будет находить выражение в показателях, характеризующих исполнение госпрограмм Приморского края.

Оценка эффективности реализации государственных программ в 2024 году осуществлялась в соответствии с методикой оценки эффективности.

В соответствии с данной методикой, эффективность реализации госпрограммы признается высокой, если показатель эффективности реализации составляет не менее 90%. Если показатель эффективности реализации составляет от 80% до 89%, то эффективность реализации госпрограммы признается средней.

По итогам 2024 года эффективность всех государственных программ была признана высокой и средней. Учитывая необходимость соблюдения требований Минфина РФ об укреплении устойчивости бюджетных фондов субъектов РФ за счет повышения эффективности бюджетных расходов и их целевого использования, в среднесрочной перспективе использование принципов эффективности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств приобретает особое значение.


Библиографический список
  1. Сайт Российской библиотеки научных журналов и статей Академии (РАН). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://naukarus.com/ (Дата обращения: 27.10.2024 г.).
  2. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. – [Электронный ресурс].-  Режим доступа:http://budget.gov.ru/epbs/faces/page_home?_adf.ctrlstate= vl7et6sqw_131&regionId=45 (Дата обращения: 25.10.2024 г.)
  3. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №31. – Ст. 3823 – Глава 21.
  4. О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае (с изменениями на: 21.07.2016): Закон Приморского края от 02 августа 2005 № 271-КЗ: [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: официал. сайт. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/494218436
  5. Сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ / АВ 2003г. Выпуск №14 Бюджетный процесс в развитых странах. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://duma.gov.ru/ (Дата обращения: 28.10.2024 г.).


Все статьи автора «Холостякова Елена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: