«Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно» – Р.Киплинг
Дошкольное образование в России прошло долгий путь развития, начиная с первых частных инициатив в XVIII веке и заканчивая современными федеральными государственными стандартами.
Качество дошкольного образования – одна из ключевых проблем в области педагогики и социальной политики, поскольку оно является фундаментом системы образования в целом. Именно дошкольное детство является основой становления личности ребенка. Оно напрямую влияет на когнитивное, эмоциональное и социальное развитие детей, создает основу для успешного обучения в дальнейшем и формирует навыки, необходимые для жизни в обществе. Исследование показывают, что высокое качество дошкольного образования способствует повышению академической успеваемости и социальной адаптации детей.
С течением времени подходы к качеству дошкольного образования претерпели значительные изменения, отражая изменения в обществе, науке и педагогической практике. В данной статье мы рассмотрим основные этапы эволюции качества дошкольного образования и его современные тенденции.
Эволюция дошкольного образования в России прошла длинный путь. В XVIII веке дошкольное образование в России не существовало как институциональная форма. Воспитание детей происходило преимущественно в семье и зависело от социального статуса. В это время под влиянием европейского Просвещения в России начали обсуждаться идеи раннего развития. Появление Воспитательного дома в Москве (1763) стало важным шагом к социальной опеке над детьми, однако целенаправленного образовательного процесса в этих учреждениях ещё не было.
27 сентября 1863 года в Петербурге был открыт первый детский сад. Основателем его стала А.С. Симонович, русский педагог, человек с незаурядным энтузиазмом и фантазией [9].Цель детского сада «физическое, умственное и последовательно нравственное развитие детей. Он дополняет, таким образом, недостаточное (по многим причинам) семейное воспитание и вместе с тем подготовляет ребенка к поступлению в школу» [12].
В это же время на Васильевском острове С.А. Люгебиль открыла первый частный детский сад в России. Именно в это время последователи немецкого педагога Фридриха Фребеля заговорили о том, что с самого раннего возраста детей следует бережно «выращивать», подобно цветам [7].
В 1871 по инициативе Н. К. Задлер и Е. А. Вербер при содействии И. И. Паульсона и К.А. Раухфуса в С.-Петербурге было открыто Фребелевское общество, которое вело как просветительскую, так и благотворительную деятельность. Оно учредило первые «фребелевские курсы» для подготовки работниц детских садов, куда принимались лица, окончившие средние учебные заведения или имеющие звание домашней учительницы.
В конце 18 — начале 19 века акцент делался на формирование базовых навыков и знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Педагоги, такие как Фридрих Фрёбель и Мария Монтессори, начали разрабатывать методы, которые учитывали индивидуальные особенности детей и их потребности в игре и исследовании.
XIX век стал эпохой зарождения системного интереса к раннему детству. В 1912 году была разработана первая программа для детских садов, которая акцентировала внимание на воспитании и развитии ребенка. «Число детских садов в России накануне Революции 1917 года составляло около 150, и посещали их 5 тысяч детей. Предназначение детских садов было различным – часть из них существовала при гимназиях и готовила детей к поступлению в гимназию, другая же часть была нацелена на облегчение положения женщины, высвобождение ее из оков семьи и работы» [6].
После Октябрьской революции дошкольное образование стало частью государственной политики. В 1920-х годах началась массовая организация детских садов, что способствовало доступности образования для всех слоев населения.
В 1936 году была принята Конституция СССР, которая закрепила право на образование, включая дошкольное.
Советская идеология оказывала значительное влияние на содержание дошкольного образования. Программы были направлены на воспитание “нового человека” и включали элементы политической пропаганды. В 1950-х годах были введены новые стандарты, акцентировавшие внимание на физическом и интеллектуальном развитии детей.
С начала 20 века в дошкольном образовании начали активно использовать достижения психологии. Работы таких ученых, как Жан Пиаже и Лев Выготский, помогли понять, как дети воспринимают мир и учатся. Это привело к более гибким и адаптивным методам обучения, где акцент делался на взаимодействии детей друг с другом и с окружающей средой.
С 1980-х годов в разных странах начали разрабатываться стандарты качества дошкольного образования. Эти стандарты включают в себя как содержание образовательных программ, так и условия для обучения, квалификацию педагогов и уровень вовлеченности родителей. Оценка качества дошкольного образования стала важным инструментом для управления и улучшения образовательных учреждений.
С распадом СССР в 1991 году дошкольное образование столкнулось с новыми вызовами. Экономические трудности привели к сокращению финансирования, что негативно сказалось на качестве образования.
Качество образования на этом этапе не стандартизировалось: оно определялось личными педагогическими взглядами. Однако идеи развивающего воспитания, игры как метода обучения и формирования нравственных качеств постепенно утверждались как ценностные ориентиры.
В начале 2000-х годов началась реформа системы образования, целью которой было улучшение качества дошкольного образования. В 2004 году была принята Федеральная целевая программа “Дошкольное образование”, которая направила средства на модернизацию учреждений и подготовку кадров.
С 2010-х гг. в России усилилась государственная политика в области стандартизации дошкольного образования. В 2013 году впервые был принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155.
С вступлением в силу нового закона об образовании, детский сад стал первой обязательной ступенью образовательного процесса. С этого момента гарантируется не только доступность, но и качество образования на этой ступени.
С 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС определяет качество дошкольного образования как комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [2].
Закон о дошкольном образовании в РФ определяет деятельность дошкольных учреждений, включая присмотр и уход за детьми, питание, гигиену и соблюдение распорядка. В связи с этим, оценка качества заключается в проверке реализации образовательной программы, присмотра и ухода за детьми и соответствия со стандартами.
До вступления в силу закона «Об образовании» понятие о качестве дошкольного образовании сильно разнились. О.А. Сафонова считает, что качество образования в детском саду можно оценить по четырем блокам: образовательный процесс, ресурсообеспечение, управление и результаты работы системы [11].
И.А. Рыбалова определяет управление качеством образовательного процесса в детском саду, как целенаправленное, комплексное и согласованное взаимодействие между управляющими и управляемыми подсистемами для достижения оптимального результата. Необходимо привести образовательный процесс и его результаты к требуемым стандартам [10].
К.Ю. Белая рассматривает качество дошкольного образования как управляемый процесс, включающий управление всем педагогическим процессом, личностные аспекты в системе управления и формирование коллектива. [5].
Качество дошкольного образования — это обобщённая мера эффективности учреждения, предоставляющего услуги, удовлетворяющие ожиданиям родителей и законодательным требованиям.
Понятие “качество” в образовании может быть трактовано по-разному каждым участником образовательных отношений.
Согласно ст. 64 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273, «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [2].
Качество образовательной программы, профессионализм педагогов, материально-техническое обеспечение учебного процесса. От этих компонентов зависит успешность обучения детей в дошкольном возрасте.
В разные периоды в России для оценки качества дошкольного образования использовали различные методы и инструменты. В советский период большое значение придавалось развитию дошкольных учреждений на селе. В качестве механизма для оценки качества работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования, для улучшения общественного дошкольного воспитания детей в сельской местности совместно министерствами просвещения и здравоохранения проводились Всесоюзные смотры колхозов и совхозов на лучшую организацию общественного дошкольного воспитания. [9]. На этапе раннего переходного периода в 1995–2002 годах дошкольные учреждения проходили аккредитацию. В ранний переходный период аттестация дошкольных образовательных учреждений проводилась раз в 5 лет и проходила в 2 этапа: самоанализ; работа аттестационной комиссии. Целью и содержанием аттестации являлось установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов [1].
С выходом в 1996 г. приказа «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений» индикаторами качества стали: содержание и методы воспитания и обучения, кадровое обеспечение образовательного процесса, организация деятельности ДОУ, материально-технические и медико-социальные условия, оценка деятельности ДОУ родителями. [3].
В поздний переходный период 2003-2009 годы, впервые законодательно обосновывается необходимость построения системы мониторинга качества работы образовательного учреждения в связи с появлением Национального стандарта РФ.
Начиная с 2011 года в регионах РФ прошла широкую апробацию модель [4]. оценки качества дошкольного образования, разработанная в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования [13].
В 2011 г., в период действия ФГТ ДО, была создана Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг., в которой была особо отмечена необходимость развития мониторинга состояния системы образования, охватывающей федеральный, региональный, муниципальный уровни, уровень образовательного учреждения, а также инструментария ее реализации. Предложенная модель прошла полномасштабную апробацию и начиная с 2012 года использовалась во многих регионах РФ.
В дальнейшее время, до 2024 года, существовали внутренняя оценка качества образования и мониторинг качества дошкольного образования. Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) оценивает процесс, условия и результаты образования, а также соответствие нормативам. Цель ВСОКО – совершенствование системы управления качеством образования в ДОО, а также обеспечения всех участников образовательного процесса и общества в целом объективной информацией о состоянии системы образования на различных уровнях и тенденциях развития. В связи с решением вопроса о снижении бюрократической нагрузки на педагогов дошкольных образовательных организаций с 2024 года мониторинг качества дошкольного образования отменён.
Образовательные организации проводят внутреннюю оценку качества образования, а общественные советы оценивают условия образовательной деятельности организаций.
Главными способами оценки качества образования являются: оценка качества образования с использованием внутреннего мониторинга, самоанализа, комплексных методов, проектного подхода и модульной оценки в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Существует множество подходов к оценке качества образования, так как каждое учреждение разрабатывает свою собственную систему оценки, учитывая свои особенности и цели.
В мае 2023 года была представлена Концепция развития дошкольного образования на период до 2030 года. Документ определяет цели и задачи, направленные на создание единого открытого образовательного пространства, оптимизацию системы управления, обеспечение доступного качественного образования для детей до восьми лет, создание безопасной образовательной среды и внедрение элементов безопасной цифровой образовательной среды.
Анализ источников позволил выявить периоды эволюции развития оценки качества дошкольного образования, выделив цели и показатели оценки качества образования в разные исторические периоды (Таблица 1).
Таблица 1. Периоды эволюции развития оценки качества дошкольного образования
Период |
Цель |
Показатели |
1863 |
Начало систематизации дошкольного образования, создание первых детских садов | Увеличение числа учреждений, начало профессиональной подготовки педагогов |
1871 |
Развитие социальных функций детских садов, акцент на воспитание и обучение детей | Внедрение программ, ориентированных на развитие детей, начало оценивания качества образования |
Конец 18 — начало 19 века |
Установление основ для создания детских садов как образовательных учреждений | Появление первых методик и подходов к обучению, формирование стандартов |
1912 |
Установление государственных стандартов для детских садов, развитие системы | Разработка и внедрение образовательных программ, контроль за качеством обучения |
1917 |
Внедрение идей социализма в систему образования, доступность для всех | Расширение сети детских садов, равный доступ к образованию для всех слоев населения |
1920 |
Обеспечение всестороннего развития детей, интеграция с обществом | Увеличение числа воспитанников, внедрение новых образовательных технологий |
1936 |
Утверждение единой системы дошкольного образования, акцент на патриотизм | Оценка качества через результаты воспитанников, развитие методологии |
20 век |
Совершенствование системы, акцент на индивидуальном подходе к детям | Введение новых стандартов, развитие программ дополнительного образования |
1980 |
Поддержка семей и детей, развитие детских садов как социальных институтов | Оценка качества через участие родителей, развитие программ для детей с особыми потребностями |
1991 |
Переход к рыночной экономике, адаптация системы образования к новым условиям | Внедрение новых методик, оценка качества через независимые экспертизы |
2000 |
Установление новых стандартов, интеграция с международными системами | Разработка и внедрение современных образовательных программ, мониторинг качества |
2013 |
Реализация ФГОС, акцент на личностном развитии детей | Оценка качества через результаты образовательных достижений, внедрение инновационных технологий |
2020 – по настоящее время |
Цифровизация и инновации в образовании | Доступность образовательных ресурсов, использование современных технологий в обучении |
Эволюция качества дошкольного образования – это сложный и многогранный процесс, который отражает изменения в обществе, культуре и науке. Дошкольное образование в России достигло значительных успехов в обеспечении доступности, однако вопросы качества остаются актуальными. Реализация стратегических инициатив, повышение квалификации педагогических кадров и улучшение условий в дошкольных учреждениях являются необходимыми шагами для дальнейшего развития системы дошкольного образования в стране. Необходимо помнить о том, что качественное образование – это инвестиция в будущее, способствующая развитию гармоничной и успешной личности. Сегодня важным направлением остается повышение качества дошкольного образования и доступности для всех детей. Важно продолжать исследования в данной области, для того чтобы обеспечить доступность и высокое качество дошкольного образования для всех детей.
Библиографический список
- Российская Федерация. Законы. Об образовании : Федеральный закон № 3266-1 от 10 июля 1992 года.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 2, п.29
- Приказ от 22 августа 1996 года № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений» / Министерство образования Российской Федерации
- Модель оценки качества ДО разработанная в рамках Государственного контракта на выполнение работ. 2011–2013 гг., № 03.Р20.11.0029.
- Белая, К. Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция – Москва: ТЦ Сфера, 2003. - 96 c.
- Комарова И.И., Пащенко А.К. История программ дошкольного образования в России – Современное дошкольное образование, №4 – 2023. – 35–55 с.
- Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф., История педагогики – Москва: Просвещение, 1982. – 447с.
- Михалева О.И., Колмогорова Т.В. Мониторинг качества дошкольного образования: опыт работы в регионе – Наука и практика в образовании №4 – 2023. -119-124 с.
- Овсепьян Е. Э. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: дис. Педагогика наук: Екатеринбург, 2020. – 103 с.
- Рыбалова И.А. Менеджмент качества в ДОУ – Управление ДОУ, №3 – 2004. -15-23 с.
- Сафонова О.А. «Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении» – Москва: Академия, 2011. - 224 с.
- Симонович, А. С. Связь детского сада со школою – Детский Сад, № 4 – 1866. –– 121-126 с.
- Юдина Е. Г. Оценка качества дошкольного образования: сравнительный анализ российской и международной практики – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации. — Москва, 2015. — 55 с.