Агрессивное поведение является актуальной темой исследований уже на протяжении многих десятилетий. Это объясняется тем, что агрессия рассматривается как негативное социальное явление, поскольку в ее основе лежит деструктивные действия. Агрессивное поведение противопоставляется социально ориентированному поведению, выступает в качестве признака социальной дезадаптации [1, 4]. Тем не менее, ученые и практики не отрицают значения агрессии, но говорят о необходимости обучения социально приемлемым способам ее выражения [2].
Теоретические основы исследования агрессии, подходы к ее пониманию заложены зарубежными психологами А. Бассом, Р. Бэроном, Д. Доллардом, К. Лоренцем, Д. Ричардсоном, З. Фрейдом. В своих трудах они раскрыли природу агрессии, мотивационные факторы ее возникновения, описали виды агрессии [2]. В отечественной психологии агрессии посвящены работы Г. М. Бреслава, Л.С. Колосовой, А. А. Реана, Ю. Б. Можгинского. Они уделяли внимание исследованию агрессии и агрессивности у детей и подростков [1, 3, 4, 5].
В нашем исследовании была поставлена цель экспериментально проверить возможности купирования проявлений агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами психолого-педагогического сопровождения. Было сделано предположение о том, что в результате взаимодействия специалистов ДОУ и семьи, направленного на изменения взаимоотношений с ребенком, у него в поведении исчезнут деструктивные действия.
Исследование проведено на выборке из 24 детей старшего дошкольного возраста на базе МАДОУ №231 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово. Для исследования агрессивного поведения использовался комплекс методик:
1. Проективный тест «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич).
2. Тест «Рука» (Э. Вагнер, модифицирована Н.Я. Семаго).
3. Тест эмоций (тест Баса-Дарки в модификации Г.В. Резапкиной).
4. Детский апперцептивный тест (CAT) (Л. Беллак).
Формирующий эксперимент проводился с октября 2023 года по апрель 2024 года. Программа психолого-педагогического сопровождения включала 4 блока.
1. Диагностический. Выявление выраженности агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Применялись методики указанные выше.
2. Коррекционно-развивающий. Включал проведение занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Их содержание выступили игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, обучение социально приемлемым навыкам выражения агрессии, формированию умений проявлять сопереживание, сочувствие, коммуникативных умений.
3. Просветительско-профилактический блок. Включал работу с родителями и педагогами. С родителями проводились тематические консультации по вопросам агрессивного поведения ребенка. С воспитателями и специалистами проведены тренинги и мастер-классы.
4. Аналитический. Осуществлялась работа по анализу процесса купирования агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, внесению коррективов в процесс психолого-педагогического сопровождения, оценка его результативности.
Рассмотрим результаты формирующего воздействия на основе данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Рисунок 1. Сравнение уровней агрессивности у детей старшего дошкольного возраста по методике «Несуществующее животное» (М. З. Дукаревич)
По данным по методике «Несуществующее животное» (М. З. Дукаревич) было установлено, что выраженность агрессии в экспериментальной группе снизилась. На контрольном этапе эксперимента количество детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем снизился с 30% до 10%. В контрольной группе количество испытуемых с высоким уровнем агрессивности не изменилось.
Рисунок 2. Сравнение уровней агрессивности у детей старшего дошкольного возраста по методике «Рука» (Э. Вагнер, модифицирована Н.Я. Семаго)
По данным методики «Рука» (Э. Вагнер, модифицирована Н.Я. Семаго) отмечается выраженно снижение проявления деструктивных действий у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе. Высокая агрессивность снизилась у 30% испытуемых. В контрольной группе отмечается повышение агрессивности: у 7% уровень выраженности агрессии повысился с низкого до среднего.
Таблица 1. Результаты сравнения видов агрессии у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы по методике «Тест эмоций» (Басс-Дарки, в модификации Г.В. Резапкиной)
Шкалы |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент |
||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Физическая агрессия |
0% |
20% |
80% |
0% |
20% |
80% |
Косвенная агрессия |
20% |
30% |
50% |
10% |
40% |
50% |
Раздражение |
30% |
20% |
50% |
0% |
40% |
60% |
Негативизм |
20% |
30% |
50% |
10% |
30% |
60% |
Обидчивость |
0% |
20% |
80% |
0% |
10% |
90% |
Подозрительность |
0% |
30% |
70% |
0% |
30% |
70% |
Словесная агрессия |
20% |
20% |
60% |
10% |
20% |
70% |
По методике «Тест эмоций» (Басс-Дарки, в модификации Г.В. Резапкиной) было обнаружено, что у детей старшего дошкольного возраста в результате формирующего воздействия произошло снижение раздражения (на 30%), негативизма (на 20%), косвенной агрессии (на 10%), обидчивости (на 10%), словесной агрессии (на 10%).
Таблица 2. Результаты сравнения видов агрессии у детей старшего дошкольного возраста контрольной группы по методике «Тест эмоций» (Басс-Дарки, в модификации Г.В. Резапкиной)
Шкалы |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент |
||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Физическая агрессия |
0% |
0% |
100% |
0% |
7% |
93% |
Косвенная агрессия |
14% |
29% |
57% |
14% |
29% |
57% |
Раздражение |
21% |
14% |
64% |
14% |
29% |
57% |
Негативизм |
29% |
14% |
57% |
29% |
14% |
57% |
Обидчивость |
0% |
0% |
100% |
0% |
7% |
93% |
Подозрительность |
0% |
0% |
100% |
0% |
0% |
100% |
Словесная агрессия |
29% |
29% |
43% |
29% |
29% |
43% |
В контрольной группе отмечено повышение агрессивности по таким ее видам, как физическая агрессия (на 7%), раздражение (на 7%), обидчивость (на 7%). Но снизилось раздражение у 7% детей старшего дошкольного возраста.
Таблица 3. Результаты сравнения видов агрессии у детей старшего дошкольного возраста по методике «Детский апперцептивный тест» (Л. Беллак)
Проявления агрессии |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент | Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент | |
Агрессия, связанная с демонстративным поведением |
10% |
0% |
14% |
14% |
Защитная агрессия |
20% |
10% |
14% |
14% |
Скрытая агрессия |
20% |
0% |
14% |
21% |
Стремление к лидерству |
10% |
10% |
14% |
14% |
Сиблинговая конкуренция |
0% |
0% |
7% |
7% |
По данным методики «Детский апперцептивный тест» (Л. Беллак) в экспериментальной группе уменьшилось количество испытуемых с проявлениями агрессии, связанной с демонстративным поведением (на 10%), защитной агрессии (на 10%), скрытой агрессии (на 20%). В контрольной группе отмечено повышение количества детей старшего дошкольного возраста со скрытой агрессией на 7%.
Таким образом, подводя итоги исследования, мы пришли к выводу, что психолого-педагогическое сопровождение способствует снижению выраженности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. Без сопровождения у детей старшего дошкольного возраста показатели агрессии остаются неизменными или же проявляется тенденция в их возрастании.
Библиографический список
-
Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб.: Речь, 2004. 144с.
-
Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. СПб: Питер, 2014. 368 с.
-
Колосова Л. С. Детская агрессия. СПб: Питер, 2004. 224с.
-
Можгинский Ю. Б. Агрессивность детей и подростков. М.: Когито, 2008. 179с.
- Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности. СПб: Речь, 1996. 327с.