Актуальность исследования обусловлена ростом числа детей дошкольного возраста с различными видами речевых нарушений, среди которых наиболее распространенным является дизартрия. Сам термин «дизартрия» в понятийно-терминологический словаре под редакцией В. И. Селиверстова определяют, как нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [3].
Дизартрия у детей старшего дошкольного возраста может привести к проблемам в общении, а соответственно в обучении. Поэтому необходимо обеспечить своевременную и эффективную коррекционно-развивающую работу.
Ведущим звеном в структуре речевого дефекта при дизартрии являются нарушения произносительной стороны речи. В своем исследование мы опираемся на определение, данное Ф. М. Фомичевой. Она определяет основные компоненты звуковой культуры речи, как: интонацию (ритмико-мелодическая сторона) и систему фонем (звуки речи) [4].
Целью исследования является выявление нарушений в произносительной стороне речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Исследование проводилось на базе: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Колосок», р. п. Краснообск. В исследовании участвовало 12 детей с старшего дошкольного возраста с дизартрией. Данные о логопедическом заключении подтверждаются заключением психолого-медико-педагогической комиссией. А также 12 детей, для сравнительного анализа без речевых нарушений.
Объект: произносительная сторона речи.
Предмет: произносительная сторона речи у детей с дизартрией.
Гипотеза: у детей старшего дошкольного возраста имеются нарушения в произносительной стороне речи, а именно в звукопроизношении и интонационной организации речи.
Для исследования мы систематизировали задания из методик таких авторов, как В. М. Акименко [2], Е. Ф. Архиопова [1]. Методика предлагает четырехбалльную систему оценки и позволяет определить уровень произносительной стороны речи. Рассмотрим диаграмму (Рисунок 1).
Рисунок 1. Уровни произносительной стороны речи.
У детей с дизартрией выражен средний уровень (2,1) у них нарушены 2-3 групп звуков, чаще всего у детей выявлялись нарушения свистящих, шипящих, сонорных, отмечается обилие искажений по сравнению с малым числом замен. При выполнении специальных заданий на воспроизведение различных ритмических и интонационных компонентов наблюдаются трудности. Детям с дизартрией легче определить тип интонации, ритм, логическое ударение, тембр, темп, нежели воспроизводить. Дети выполняют задания без модуляций голоса по высоте, но при сопряженном выполнении задания высота голоса изменяется. Умеренные нарушения тембра, тембр ребенка может быть грубым или назализованным. Правильное выполнение заданий с передачей тембра голоса, но только после нескольких проб, после неоднократного демонстрирования образца. Некоторые изменения окраски голоса есть, но недостаточно выразительные и не совсем правильные.
У детей без речевых нарушений высокий уровень (3,9) – задания выполняются самостоятельно с первого предъявления, сформированы все компоненты произносительной стороны речи: звукопроизношение, интонационная организация речи: ребенок использует все средства интонационной выразительности речи. Голос по силе и высоте соответствует возрасту, отклонений от нормального тембра не отмечается. Точное соответствие всех характеристик тембра голоса данного персонажа, с первой попытки и очень выразительно.
Следовательно, у детей с дизартрией имеются нарушения звукопроизношения, интонационной организации речи. Полученные результаты исследования помогут выделить приоритетные направления и содержание коррекционно-развеивающей работы по формированию произносительной стороны речи у детей.
Библиографический список
- Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е.Ф. Архипова.М.: АСТ: Астрель, 2006. – 319 с. – (высшая школа).
- Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. — Ростов н/Д : Феникс, 2015. 45 с. – (Библиотека логопеда).
- Селиверстова В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 400 с.
- Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». –– М.: Просвещение, 1989, – 239 с.