СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ

Федосеева Любовь Алексеевна
ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
В статье описана современная система образования во Франции, а также её достоинства и недостатки. Рассмотрена характеристика дошкольного, начального, среднего и университетского образования. Приведены отличительные черты высшего образования «короткого» и «длинного» цикла.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Федосеева Л.А. Современная система образования во Франции // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/08/96492 (дата обращения: 18.04.2024).

Французское образование является в целом одним из самых качественных в Европе, наряду с английским и немецким. Государственное образование бесплатное для граждан Франции и других лиц, у которых есть доказательства проживания.

Дошкольные учреждения или детские сады – обеспечивают уход за детьми от двух до шести лет. «Материнские школы» бесплатны и являются отличным способом для маленьких детей родителей-эмигрантов быстро и легко изучать французский язык. Для детей работающих родителей предусмотрены дополнительные, платные часы. Учебная программа дошкольного учреждения направлена на подготовку детей к начальной школе и включает в себя чтение, письмо, счёт и иногда даже иностранный язык [2].

Во Франции ребёнок может легально учится в домашних условиях. Для этого нужно ежегодно делать декларацию в местной мэрии и с согласия школьной инспекции. Изучение будет таким же, как и в школе. Ежегодно инспектор школы будет проверять знания учащегося, а мэрия – через каждые два года. Если они решат, что ребёнок не справляется с обучением, то родителей обязуют отправить его в школу.

Большинство школ являются государственными, но есть также частные школы, например, находящееся под контролем французского правительства. Школы, связанные с определенной религией, также обычно являются частными. Есть частные школы, которые полностью независимы, некоторые из которых являются международными школами. Существуют государственные школы с двуязычными программами, но в большинстве случаев двуязычное образование доступно только в частной школе. Большинство французских школ следуют национальным учебным программам, установленным Министерством образования, но с мая 2015 года некоторые школы могут вносить изменения в учебную программу.

Учебный год начинается в начале сентября. Французские школы имеют длительные каникулы – двухмесячный летний отпуск, две или три недели на Рождество и Пасху, а также перерывы в полугодиях. Даты школьных каникул варьируются в зависимости от территории, где находится учебное заведение. Частные школы устанавливают свои собственные даты.

Дети во Франции посещают начальную школу в возрасте от шести до одиннадцати лет. В какой класс пойдёт ребёнок определяется календарным годом рождения (поэтому все дети, родившиеся с 1 января по 31 декабря того или иного года, будут в одном классе). Школьная неделя составляет около 24 часов (продолжительность учебной недели не должна превышать 28 часов). Есть уроки по грамотности, счёту, географии, истории и обычно иностранному языку, часто английскому. Шкала оценки знаний во Франции и требования к ребенку существенно отличаются от России. Французская начальная школа использует не бальную систему, а буквенную: А, В, С, D (A – высокий уровень знаний, D – начальный этап освоения материала). Оценки указывают на этап в освоении того или иного материала в момент выполнения задания. Если ребенок не усвоил школьную программу, то в конце цикла он направляется на повторное  изучение. Это решение  принимается директором  школы  или учителями, проводящие цикл, хотя родители могут обжаловать их решения. Ежегодно 30 процентам учащихся приходится повторять учебный курс. Повторение года – удвоение – на самом деле довольно распространено во французских школах.

В возрасте от 11 до 15 лет учащиеся во Франции посещают среднюю школу или колледж. Все ученики принимаются без вступительных экзаменов. Программа колледжа направлена на то, чтобы дать учащимся общее образование, для этого она разбита на три цикла: 1) адаптационный, в течение которого закрепляются знания начальной школы и добавляется первый иностранный язык; 2) центральный, когда ученики начинают изучать биологию, химию, физику, латинский язык (по желанию) и ещё один иностранный язык (в мае 2015 года французское правительство сделало обязательным изучение второго иностранного языка для всех учеников с двенадцати лет); 3) цикл профессиональной ориентации, когда осуществляется подготовка к выбору дальнейшего направления образования. Спорт и творческая деятельность поощряются, но в целом организуются общинными или частными ассоциациями, а не школами. В течение года студенты проходят тестирование каждую неделю. В конце года набранные баллы суммируются (минимальный балл – 10, максимальный – 20). В выпускном классе колледжа французские ученики сдают экзамен и вне зависимости от его результатов, они переходят на следующую ступень образования – в лицей [2].

Последние три года среднего образования – от 15 до 18 лет – проводятся в лицее. Учебная программа состоит из восьми или девяти предметов. Учащимися, окончившим колледж, предстоит сделать выбор: продолжить обучение в профессиональном училище или в общеобразовательном лицее. Те, кто выбирает обучение рабочим специальностям, поступают в профессиональные училища, которые называются техническими или специальными лицеями. В профессиональном лицее учащиеся стремятся получить квалификацию, чтобы начать работать по данной специальности или продолжить профессиональное обучение по данному направлению. Популярные направления среди молодёжи: медицина, гостиничный бизнес, оптика, строительные работы и сельское хозяйство. Окончив профессиональное училище, выпускники получают диплом о среднем специальном образовании, которое ценится во Франции так же, как высшее. Обучение в общеобразовательном лицее выбирают те ученики, которые собираются поступать в ВУЗы. Окончив лицей любого типа, выпускник получает диплом бакалавра [2].

Некоторые французские школы также предлагают Международную секцию, предназначенную для интеграции иностранных студентов и облегчения их обучения на знакомом языке и учебном плане. Учебная программа предлагается в дополнение к нормальному курсу и предлагает обучение языку, литературе, географии и истории на более высоких уровнях. Европейские секции также предлагают обучение на более высоком уровне, они предназначены для лучшей интеграции студентов из Франции в многоязычную европейскую среду.

Сдав хорошо экзамены в школе, ученик может получить бюджетное место в одном из французских университетов. Однако многие жалуются на то, что уровень тестирования снизился и является одной из причин, по которым многие студенты не справляются с первым   курсом   обучения   в   университете.   В   последние   годы   некоторые   опасаются «скольжения» во французском образовании, и, согласно последним мировым рейтингам, Франция по образовательным стандартам опустилась на три позиции в рейтинговой таблице. Чтобы поступить в ВУЗ во Франции, абитуриенту необходимо доказать, что его французский язык находится на уровне, который позволит его пройти курс по своему выбору; это может быть сделано с помощью письменного и устного теста.

Высшее образование «короткого» цикла (длится обычно 2 года) доступно только при наличии степени бакалавра. Это обучение пользуется спросом среди абитуриентов, т.к. даёт возможность реального и быстрого трудоустройства. Перевод на второй курс утверждается после совещания преподавательского состава, организованного в комиссию. В случае неудовлетворительных результатов студент может быть отчислен или допущен к повторному обучению. Повторно можно обучаться лишь на одном из курсов. После сдачи выпускных экзаменов ему выдается диплом бакалавра. Дипломы могут выдавать лишь государственные и частные школы, получившие на это разрешение [1].

Высшее образование «длинного» цикла состоит из трёх этапов, по окончании каждого из которых студент получает отдельный диплом. Первый этап длится два года и завершается экзаменом, успешная сдача которого свидетельствует о получении высшего образования либо общего типа, либо научно-технического. Второй этап оканчивается выдачей диплома магистра. Третий этап связан с глубоким изучением специальности с самостоятельными научными исследованиями [2].

Уровень образования в ВУЗах достаточно высок. В настоящее время высшее образование в этой стране находится на подъёме – число студентов, а также число специальностей, которым можно обучиться, неуклонно растёт. При этом каждый 10 студент в стране является иностранцем. Но по всей стране существует нехватка аспирантов и научных работников: студенты предпочитают заканчивать обучение в ВУЗах на первых этапах и поскорее искать прибыльную работу.

Итак, французское образование является бесплатным и обязательным для детей, проживающих во Франции в возрасте от шести до шестнадцати лет. Однако многие дети поступают в дошкольные учреждения в возрасте трех лет, а более 50 процентов 18-21-летних получают высшее образование. Около 64 процентов учащихся заканчивают среднее образование.


Библиографический список
  1. Крайсман Н.В., Фушель Д.Д. Система высшего образования во Франции: слабые стороны, парадоксы и задачи университетов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.
  2. Юмашева С.М. Система образования во Франции // NovaInfo. 2015. № 39-1. С. 312-315.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация