ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ ДЛЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ РИСКОВ ПРОЕКТА

Глущенко Валерий Владимирович
д.т.н., доцент, Россия, Москва

Аннотация
Предметом статьи выступают методы теории вероятностей при оценке рисков и их влияния на финансовый результат инновационной деятельности с учетом внешнего и внутреннего рисков инновационных проектов в машиностроении; объектом статьи является инновационная деятельность организации; целью работы является повышение финансовых результатов инновационных проектов; исследована специфика применения инструментария теории вероятностей для прогнозирования финансового результата в инновационной деятельности при переходе к шестому технологическому укладу, предложена модель инновационного процесса в машиностроении, развивается методика прогнозирования финансовых результатов инновационного проекта с учетом вероятностных оценок риска, формируется методика прогнозирования внешнего и внутреннего рисков инновационного проекта на глобальном рынке; научными методами статьи являются теория вероятностей, моделирование, финансовый менеджмент; научная новизна статьи связана с разработкой модели системы рисков инновационного проекта и их влияния на финансовый результат.

Ключевые слова: , , , , , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Глущенко В.В. Применение теории вероятностей для прогнозирования финансового результата инновационной деятельности с учетом рисков проекта // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/03/91807 (дата обращения: 16.03.2024).

Актуальность настоящей статьи определяется тем, что в 2020 году остро стоит проблема прогнозирования внешнего и внутреннего рисков при выполнении инновационных проектов. Это важно, поскольку риски влияют на финансовые результаты инновационной деятельности в машиностроении. Актуальность этой задачи усугубляется на фоне необходимости интенсификации инновационной деятельности и увеличения финансовых результатов инновационной деятельности.  Дополнительную сложность решению этих задач придает начавшийся еще в 2008 году глобальный кризис, порождающий дополнительную неопределенность условий и финансовых результатов инновационной деятельности [1].

Гипотезой статьи является предположение о том, что разработка модели инновационного процесса и построение статистических моделей элементов инновационного проекта в машиностроении позволит повысить обоснованность принимаемых инновационных решений и увеличить финансовые результаты инновационного проекта.

Целью настоящей статьи является повышение финансовый результатов инновационной деятельности путем развития методики использования инструментария теории вероятностей для прогнозирования финансовых результатов инновационной деятельности организации на глобальном рынке с учетом внешнего и внутреннего рисков проекта.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- исследуется специфика воздействия современной глобальной экономики и рынков, влияющая на внешние риски инновационного проекта;

- исследуется специфика финансов инновационной деятельности;

- формируется методика анализа и прогнозирования внешнего и внутреннего рисков проекта, влияющих на финансовый результат и показатели инновационного проекта организации на глобальном рынке;

- развитие методики прогнозирования финансовых результатов и показателей инновационного проекта организации с учетом внешнего и внутреннего рисков инновационного проекта.

Объект статьи – инновационная деятельность организации.

Предмет статьи – методы  теории вероятностей при оценке рисков и их влияния на финансовый результат инновационной деятельности с учетом внешнего и внутреннего рисков инновационных проектов в машиностроении.

Случайный характер результатов финансово –хозяйственной деятельности приводит к необходимости использования методов и инструментария теории вероятности [2, с. 15].  Прогнозирование с использованием методов теории вероятностей может рассматриваться как один из основных методов обоснования инновационных и инвестиционных решений в  предпринимательстве  и  менеджменте [2, с. 12].

Дополнительная сложность в развитии методов вероятностного прогнозирования финансовых результатов инновационных проектов связана с неразвитостью самой методологии финансов инновационной деятельности. Поэтому была обоснована необходимость развития и сформулированы методологические положения, отражающие методологическую специфику финансов инновационной деятельности [3; 4, с. 212-216].

Наибольший теоретический и практический интерес в рамках финансов инновационной деятельности на уровне инновационно активных организаций представляет прогнозирование финансовых рисков и прогнозное определение финансовых результатов инновационных проектов с учетом вероятностей рисков. Такое прогнозирование финансовых результатов входит как составляющий элемент в технико-экономическое обоснование инновационных проектов, бизнес-планирование проектов организаций машиностроения.

В начале 21 века в мировой экономике предметом совокупного спроса и предложения являются товары и услуги. Товар определяют как предмет: предмет, который удовлетворяет какую-либо определенную потребность, предмет предназначенный для обмена, предмет – ценность которого устанавливается в результате обмена. Стандартизованной промышленной классификацией ООН определено деление товаров и услуг на торгуемые и неторгуемые. На мировом рынке обращаются торгуемые товары и услуги. Неторгуемые товары и услуги обращаются на местных рынках. По своей сути мировой рынок выступает как завершающая форма мировой экономики, представляет собой сферу устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда [5, с. 195-197].

Глобализация мировой экономики порождает кардинальные изменения в производстве. Производство все больше ориентируется не на национальный, а на большой емкости мировой рынок. В современном мире внешняя торговля становится неотъемлемым и все боле важным элементом воспроизводственного процесса. Она (внешняя торговля) отражает не только результат производства, но и его предпосылку [6, с. 15].

Исследования причин глобализации показали, что одной из причин современной глобализации является рост ресурсоемкости инноваций. Это позволило выдвинуть инновационную гипотезу природы современной глобализации [7, с. 61]. Эта гипотеза инновационной природы глобализации подтверждается практикой. Например, из СМИ (телевизионный репортаж в день первого полета) известно, что стоимость проекта создания аэробуса А-380 до его выхода на летные испытания составила $ 10 000 000 000 (десять миллиардов долларов США). Затраты на летные испытания могут составлять такую же сумму. В этом случае весь инновационный проект А-380 может составлять $ 20 000 000 000 (двадцать миллиардов долларов США). Обеспечить окупаемость (а тем более прибыльность) такого проекта можно только на глобальном рынке. Ни один национальный рынок по своей емкости обеспечить окупаемость такого проекта не способен. Это объясняет, почему глобализация затрагивает только 30% стран мира. Остальные страны вынуждены платить более развитым странам «интеллектуальную ренту», заложенную в цене высокотехнологичных товаров и услуг.

В условиях современной постиндустриальной глобализации на первый план в инновационной деятельности вышли финансовые и интеллектуальные ресурсы. Поэтому развитие методов финансов инновационной деятельности крайне важно для практики инновационной деятельности в машиностроении. Прогнозирование финансовых результатов инновационных проектов и инновационной деятельности организации в целом имеет важное значение для стратегического управления инновационной деятельностью организации и при формировании ее инновационной политики [8,9].

В процессе финансового планирования инновационной деятельности крайне важно правильно распределить денежные ресурсы (бюджет инновационного проекта) между этапами этого проекта; уровнями товара; разработчиками подсистем инновационного товара и т.д.

Четырехуровневая модель товара  позволяет на основе количественных  методов  исследования  учитывать  и  группировать  расходы,  оптимизировать  в  процессе  инновационной  деятельности  расход  денежных ресурсов  и  др. В  рамках  этой  модели  на  объем  стратегических  инвестиций (IC)  накладываются  следующие  ограничения:

IC = IC1 + IC2 + IC 3 + IC4;

где: IC1 – инвестиции  в  разработку  первого  уровня  (основное  свойство: удовлетворяемая  потребность, функции)  товара;

IC2 – инвестиции  в  разработку  второго  уровня  (надежность, внешний  вид, упаковка и др.)  товара;

IC 3 – инвестиции  в  разработку  третьего  уровня (товар  с подкреплением: поставка, послепродажное  обслуживание,  кредитование, гарантия  и др.) товара;

IC 4 – инвестиции  в  разработку  четвертого  уровня (безопасность  и экологические  выгоды от  создания, эксплуатации  и утилизации)  товара.

Эти затраты могут детализированы не только по уровням товара, но и по свойствам этих уровней.

При финансовом планировании инновационной деятельности нужно учитывать очередность этапов и специфику структурных элементов инновационного проекта и их объединения в единое целое -товар (систему). При этом очередность этапов, очередность и объемы их финансирования зависят от последовательности раскрытия неопределенности и решения проблем в процессе разработки объекта инновационной деятельности, а также используемых при этом методов (расчетных, экспериментальных, полунатурного или натурного, физического моделирования товара и его элементов).

Структурно-циклическая модель инновационной деятельности организации позволяет установить очередность этапов инновационного проекта, его структуру и, если это потребуется, уточнить ее отличия от типовой структуры инновационного проекта. При финансовом планировании и прогнозировании необходимо учитывать, что для каждого из этапов разработки и воспроизводственного процесса характерно использование целого набора системно связанных и обязательно не противоречащих друг другу технологий разработки, производства, испытаний новых и модифицированных товаров, покупка или создание которых должны финансироваться.

При проектировании механизма финансирования инновационного проекта нужно исследовать достаточность существующей «технологической корзины». Если будут обнаружены недостающие звенья «технологической корзины», то эти технологии должны быть разработаны или приобретены на рынке инновационно-технических услуг с соответствующими финансовыми затратами. Нужно также учитывать, что может проводиться совершенствование «технологической корзины» на основе увеличения доли интенсивных технологий и комплексирования (т.е. повышения избыточности) технологических приемов. Успешные решения в этой сфере могут дать эффект экономии затрат и сокращение времени на выполнение этапа разработки. Это сокращение затрат  можно учитывать в формулах для прогнозирования затрат в виде коэффициента, отражающего совершенство технологий инновационной деятельности (уровень интенсификации и комплексирования технологий, работ и экспериментов) на соответствующем этапе инновационного проекта, QTj. Этот коэффициент назовем коэффициентом степени совершенства технологий реализации инновационного проекта по его элементам. Например,  для этапа опытных образцов это может быть коэффициент комплексирования  проверок (объединения нескольких проверок) при  испытаниях. QTj  –  коэффициент,  отражающий  совершенство  технологий инновационной  деятельности  уровень  интенсификации  и  комплексирования  технологий,  работ  и  экспериментов)  на  соответствующем  этапе  инновационного  проекта  (в  данном  случае  на  этапе  разработки  и  его  подэтапах)   в  j-том  году.  Если  организация  отстает  в  технологическом  развитии  от  среднего  уровня,  то  0 < QTi  < 1  (то  есть  затраты  больше),  в  противном  случае  QTi  > 1  (то  есть  затраты  меньше)  [9, c. 27-30].

При этом финансами инновационной деятельности можно назвать всю деятельность в организации по созданию и расходованию фондов денежных средств, предназначенных для денежного обеспечения инновационной деятельности организации. Финансы инновационной деятельности должны заниматься исследованием и оптимизацией денежных отношений в процессе инновационной деятельности организаций [3, с. 60].

В качестве исходной методической основы комплексной системы прогнозирования объема инвестиций в инновации, финансовых рисков, финансового результата инновационной деятельности, инновационного проекта организации за основу была принята известная в маркетинге трехуровневая интерпретация (модель) облика товара [10, с. 247,248].

При использовании этой иерархической модели товара необходимо учитывать, что перечень событий, определяющих правильность инновационного решения задач первого и других уровней разработки товара, может изменяться в соответствии со спецификой конкретного товара и сегмента рынка. В рамках рассматриваемой модели первый уровень – товар по замыслу. На этом уровне определяют, что в действительности будет приобретать покупатель.

Второй уровень – товар в реальном исполнении. Этот уровень товара включает: свойства, качество, внешнее оформление, упаковка, марочное название. Качество товара – это совокупность ряда его характеристик. Кроме того, известно предложение относить ко второму уровню товара и безопасность товара для пользователей и окружающей среды.

Прогнозирование необходимого объема инвестиций связано с формированием свойств товара на основе правильного определения способа удовлетворения этой потребности. Затем разрабатывают соответствующее принятому способу удовлетворения потребности средство удовлетворения этой потреб­ности – определенный инновационный товар. Далее разрабатывают маркетинговую стратегию продвижения товара на рынке: позиционирование товара, разработку проектов каналов продвижения товара, разработку сценария выведения и продвижения товара на рынке. Затраты на эти элементы инновационного проекта тоже должны прогнозироваться и планироваться.

Третий уровень (товар с подкреплением) включает: условия поставки и кредитования, монтаж, гарантию, послепродажное обслуживание.

Известно предложение выделять и оценивать товар на четвертом уровне, который отражает характеристики экономии экологических затрат, выгод в экологии и длительных социально-экономические последствия применения товара [8, с. 127].

Нашли дальнейшее развитие методы стратегического планирования и программирования национального развития [11].

В настоящее время активно ведется разработка теоретических аспектов управления рисками инновационной деятельности [12, с. 838-844].

Однако, методы прогнозирования финансовых рисков и результатов инновационных проектов на основе теории вероятностей требуют дальнейшего развития. Отсутствие методик прогнозирования с учетом вероятностей проявления рисков может отрицательно влиять на развитие инновационной деятельности. При этом финансовый риск – это потеря денежных средств по причине неудачи, реализации риска неконкурентоспособности даже по одному показателю. Финансовый риск инновационного проекта грозит банкротством организации, реализующей такой инновационный проект.

При анализе и прогнозировании финансовых рисков и результатов инновационных проектов в условиях глобального кризиса нужно учитывать данные зарубежной статистики. Эти данные подтверждают, что в начале 1990-х годов в Японии доля (вероятность) успешных инновационных проектов составляла 60%, а в Великобритании аналогичный показатель был на уровне 54%. В течение последних десятилетий общая доля неудачных в коммерческом отношении инновационных проектов остается устойчивой и высокой, составляя от 40 до 60% [13].

Эксперты Европейского сообщества уделяют большое внимание управлению рисками при осуществлении инновационных проектов. Европейские эксперты  формулируют концепции, которые объединяют теории управления инновациями и теории рисков [14].

Аналогичные концепции, которые объединяют теории управления инновациями и теории рисков развиваются и в нашей стране [7,15].

В 2014 году российские ученные активно занимаются проблемами исследования рисков инновационных проектов и оценки влияния рисков на успех инновационного проекта. Существенной и для российской инновационной сферы оказывается связь методов идентификации рисков с особенностями коммерциализации инноваций. При типологизации рисков отмечают, что выбор таксономических признаков обусловлен особенностями реализуемого проекта. Во многих случаях полезно разделить риски на внутренние и внешние для инновационно активной организации. Отечественными ученными разрабатываются рекомендации по идентификации инновационных рисков для различных групп экономических агентов, вовлеченных в инновационный процесс. Обосновано, что рассмотрение рисков инновационных проектов в стратегическом контексте требует особого отношения к организационным аспектам процессов разработок и внедрения новых продуктов [15].

Финансовым риском инновационной деятельности организации назовем возможность неполучения планируемой прибыли при реализации инновационной деятельности по разработке, производству и реализации нового товара машиностроительной организации (предприятия). Это сложный многокомпонентный риск. Для прогнозирования финансового результата и риска инновационной деятельности может использоваться система их комплексного прогнозирования.

На глобальном рынке риск банкротства предприятия возрастает вследствие того, что, в частности, растет риск определения: требований к перспективным товару (услуге или финансовому инструменту), емкости глобального рынка, длительности спроса для глобального рынка (по сравнению с национальным рынком) возрастает.

Риски инновационной деятельности отрицательно влияют на ее финансовый результат. Поэтому эти риски и их влияние должны изучаться и прогнозироваться при построении бизнес планов инновационных проектов.

Риски инновационного проекта могут быть разделены на внешние и внутренние риски такого проекта.

Прогнозирование внешних рисков инновационного проекта может быть выполнено в таблице №1.

Представленные в таблице №1 рисковые факторы и вероятности проявления риска могут быть определены экспертным путем, например, методом Дельфи [2, с.227].

Таблица №1 Прогнозирование внешних рисковых факторов инновационного проекта

Внешние рисковые факторы инновационного проекта
Источник

рискового

фактора

Наименование рискового

фактора

Содержание

рискового

фактора

Вероятность преодоления рискового

фактора

Вероятность реализации рискового

фактора

(1) (2) (3) (4) (5) (6)
1. глобальный научно-технический прогресс (НТП) недоступность передовых технологий недостаточный уровень используемых в инновационном проекте технологий и технических решений Рнтп, (1-Рнтп)
2. глобальный научно-технический прогресс (НТП) скачкообразное развитие НТП появление новых опережающих проект технологий и решений Рср, (1-Рср)
3. глобальный рынок изменения структуры рынка и классификации товара изменение и трансформация подхода и самого деления на торгуемые и неторгуемые товары Ркт (1-Ркт)
4. глобальный рынок неопределенность состава участников конкурентных отношений

 

трудно заранее определить состав конкурирующих сторон Рор

 

(1 – Рор)
5. глобальный рынок унификация социальных стандартов потребления связанный с глобальным рынком риск неправильного определения потребностей покупателей Рорг (1-Рорг)
6. глобальная конкуренция появление на рынке конкурирующих товаров опережающее появление на рынке аналогичного товара конкурентов Ркт (1-Ркт)
7. глобальная конкуренция появление на рынке товаров – заменителей создание конкурентами товаров – заменителей Ртз (1-Ртз)
глобальная конкуренция
8. глобальная конкуренция участие в глобальной рыночной конкуренции государств недостаточная государственная поддержка инновационной деятельности

 

Ргп (1-Ргп)
9. глобальная конкуренция субъектами конкуренции являются транснациональные корпорации риск недостаточного финансирования со стороны транснациональной корпорации Ртк (1-Ртк)
10. глобальная конкуренция субъектами конкуренции являются транснациональные корпорации риск недостаточной поддержки (менторства) со стороны транснациональной корпорации Рм (1-Рм)
11. международные каналы продвижения товаров рост уровня канала продвижения товара увеличение затрат на продвижение товара Ркп (1 – Ркп);
12. международные каналы продвижения товаров рост уровня канала продвижения товара увеличение риска утраты и порчи товара в процессе его продвижения к потребителям Рут (1 – Рут)
13. международный контроль качества международная сертификация товаров и услуг несовпадение международных и национальных стандартов качества Рск (1-Рск)
14. международные средства массовой информации недостаточная информационная поддержка продвижения товаров риск отсутствия достаточного международного информирования потенциальных покупателей о товаре Рми (1-Рми)
15. международные валютно-кредитные отношения валютный риск риск неблагоприятного изменения курса национальной валюты Рвр (1- Рвр)
16. межгосударственные отношения страновой риск возможность введения эмбарго, Рсэ, (1-Рсэ)
17. межгосударственные отношения страновой риск возможность введения моратория платежа Рмп (1- Pмп)
18. геополитические отношения риск введения товарных международных санкций ограничение на поставки определенных товаров и услуг Рмс (1-Рмс)
19. геополитические отношения риск введения технологических международных санкций ограничение на передачу определенных видов технологий Рмт, (1-Рмт)
20. геополитические отношения риск введения финансовых международных санкций ограничение возможности международного кредитования и финансирования инновационных проектов Рмф, (1-Рмф)
21. национальна кредитно-денежная политика валютный риск риск неблагоприятного для инновационной организации изменения курса национальной  валюты Рнв, (1-Рнв)
22. национальна кредитно-денежная политика риск недоступности кредитов из-за высоких процентных ставок кредиты недоступны инновационно активным организациям с длительным циклом разработки товара Рнк, (1-Рнк)
23 национальна политическая система риск революций, забастовок и т.п. дезорганизация общественной,  социальной, экономической деятельности Ррз, (1-Ррз)
24. мировая геополитическая система риск войн и геополитических потрясений дезорганизация общественной,  социальной, экономической деятельности, падение валюты Ргр, (1-Ргр)

 

Анализ данных таблицы №1 показывает, что внешний риск инновационного проекта является сложным многокомпонентным риском. Вероятность внешнего риска –риска неблагоприятного фона для реализации инновационного проекта Рвф  может быть найденакак произведение вероятностей всех входящих в таблицу №1 рисковых событий.

Риск неблагоприятного фона (внешний риск) практически не управляется со стороны организации, реализующей инновационный проект. Часть событий вошедших в таблицу №1 являются форсмажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы), например, введение эмбарго.

В отличие от внешних рисков, внутренними рисками инновационного проекта организация может управлять [16].

Структуризация и анализ влияния факторов риска на финансовый результат инновационного бизнес –проекта выполнены в таблице 2 [17].

Представленные в таблице №2 внутренние рисковые факторы инновационного проекта то же могут быть определены экспертным путем, например, методом Дельфи [2, с.227].

Таблица 2. Прогнозирование внутренних факторов риска инновационной деятельности (проекта).

 

Внутренние рисковые факторы инновационного проекта
Источник

рискового

фактора

Наименование рискового

фактора

Содержание

рискового

фактора

Вероятность преодоления рискового

фактора

Вероятность реализации рискового

фактора

(1) (2) (3) (4) (5) (6)
1. Товар.

Первый уровень

определение облика потенциального покупателя правильное сегментирование рынка Роп. (1- Роп)
2. Товар.

Первый уровень

определение существа потребности покупателя определение существа и важности этой потребности в иерархии потребностей (физические, в безопасности, социальные, в уважении, в самовыражении) Рпп (1-Рпп)
3. Товар.

Первый уровень

определение емкости сегмента рынка правильное определение количества потенциальных покупателей по годам реализации маркетинговой стратегии Ре, (1-Ре)
4. Товар.

Второй уровень

определение набора функций определенного набора функций для удовлетворения некоторого набора потребностей или реализации нескольких способов удовлетворения одной потребности Рмф

 

(1 – Рмф)
5. Товар.

Второй уровень

индикация состояния товара удобства индикации и технической диагностики состояния товара, своевременного предупреждения о возникновении опасных состояний товара Ртд (1 – Ртд);
6. Товар.

Второй уровень

ремонтопригодность удобства технического обслуживания и ремонта товара Рто (1 – Рто)
7. Товар.

Второй уровень

достоверность заявленных

характеристик

полнотой и достоверностью оценки качества товара в процессе испытаний Рди (1-Рди)
8. Товар.

Второй уровень

оргономические характеристики удобство расположения органов управления, контроля и эксплуатации товара Рорг (1-Рорг)
9. Товар.

Второй уровень

удачный дизайн выигрышный, то есть привлекательный, модный, узнаваемый дизайн Рд (1- Рд)
10. Товар.

Второй уровень

сохранность товара в упаковке защищенность товара в упаковке при транспортировке и хранении в процессе движения по каналу сбыта Рс, (1-Рс)
11. Товар.

Второй уровень

удобство упаковки удобство работы с товаром дилеров и торгового пер­сонала при выбранных способах продвижения товара на рынок Руд (1- P)
12. Товар.

Второй уровень

узнаваемость упаковки узнаваемость товара покупателем Руз (1-Руз)
13. Товар.

Второй уровень

положительное восприятие товара покупателем  у покупателя не должно возникать отрицательных ассоциаций Рвп, (1-Рвп)
14. Товар.

Второй уровень

привлекательное марочное название марочное название ( имя, термин, знак, символ рисунок или их сочетание) должно привлекать покупателей, хорошо запоминаться. Рмн (1-Рмн)
15. Товар.

Третий уровень

Условия поставки и кредитования должны обеспечить доступность товара для возможно большого числа покупателей (максимальную емкость рынка) включая разработку специальных схем поставки и кредитования, например, лизинг Рпк (1-Рпк)
16. Товар.

Третий уровень

правильная схема и реализации монтажа удобство, безопасность, сокращение сроков и затрат на монтаж и пусконаладочные работы Рм (1-Рм)
17. Товар.

Третий уровень

гарантийное обслуживание критерии, условия, доступность  и практическая реализация гарантийного обслуживания и ремонта товара после его покупки Рг (1-Рг)
18. Товар.

Третий уровень

послепродажное обслуживание должно быть достаточным для обеспечения эффективного использования в течение всего периода эксплуатации товара, может включать тренаж и обучение персонала, консультации, проведение регламентных работ и т.п. Рпо (1-Рпо)
19. Товар.

Третий уровень

тренаж и обучение для сложных товаров в целях безопасности и эффективности эксплуатации должна разрабатываться адекватная программа тренажа и обучения пользователей Ртр (1-Ртр)
20. Товар.

Четвертый

уровень

Экологические затраты экологические затраты на производство и утилизацию товара Рэз (1-Рэз)
21. Товар.

Четвертый

уровень

вредное воздействие на окружающую среду Уровень вредного воздействия на внешнюю среду на протяжении жизненного цикла, необходимость реализации защитных и компенсирующее-восстановительных программ и мероприятий Рвв (1-PBB)
22. Товар.

Четвертый

уровень

возможности  модификации

товара

Наличие предусмотренных в конструкции и схеме эксплуатации товара возможности его модификации в направлении снижения затрат и соответствия уровня научно-технического прогресса Рмд (1-Рмд)
23. Товар.

Четвертый

уровень

Экономические затраты на утилизацию Уровень экономических затрат на утилизацию Рут (1- Рут)
24. Товар.

Четвертый

уровень

Затраты времени на утилизацию Уровень временных  затрат на утилизацию товара после окончания назначенного срока службы Рутв (1- Рутв)
25. Политика государства Инновационный климат Совершенство институциональной системы поддержки и развития инновационной и инвестиционной деятельности, уровень защиты авторских прав и др. Рик (1- Рик)
26. Политика государства Налоговое бремя Уровень налогового бремени и его влияние на финансовый результат маркетинговой стратегии Рнб (1- Рнб)
27. Политика государства Глобальный рынок Благоприятный курс валюты Обеспечение благоприятного (с точки зрения ценовой конкуренции)  курса валюты посредством  проведения денежно-кредитного регулирования Рвк (1- Рвк)

Вероятность Ру рыночного успеха инновационного товара в машиностроении определяется как произведение вероятностей благоприятного внешнего фона Рвф  и вероятности успешного решения внутренних проблем организации Рвн:

Ру = Рвфвн.

Вероятность внутреннего успеха Рвн в разработке и реализации товара на всех трех уровнях, то есть как произве­дение вероятностей трех событий успеха на соответствующих уровнях товара:

Рвн12з45.

Каждая из этих вероятностей P1, P2, Р3, Р4, Р5 представляет собой произведение вероятностей составляющих их событий, а именно [17, с.24]:

1) P1=Poп *P*Pe;

2) Р2мфнтд тодиоргдсудузвпмн;

3) Рзпкмгпотр;

4) Р4эзввмдут;

5) Р5 = Рик * Рнб * Рвк  * Рнтп * Ркт .

Соответственно вероятность рыночного  неуспеха инновационного проекта организации равна (1 – Ру).

После оценки вероятности успешной реализации инновационного проекта можно приступать к оценке ее финансовых результатов. Рекомендуется оценить финансовый результат инновационного проекта на первом этапе без учета рисков, а на втором этапе с учетом присущих этому проекту рисков.

Финансовый результат инновационного проекта – это один из основных показателей, на которых основано принятие решений о реализации стратегии. Финансовым результатом инновационного проекта может быть прибыль или убыток от реализации этого проекта. Финансовый результат инновационного проекта может иметь абсолютное (например, чистый приведенный эффект) или относительное значение (например, индекс рентабельности инвестиций в инновационный проект). В инвестиционном анализе выделяют две группы методов  оценки инвестиционных (и одновременно, инновационных) проектов, основанные  на: дисконтированных оценках; учетных  оценках [2, с. 86].

В процессе прогнозирования финансового результата инновационной деятельности влияние риска можно учесть аналитически посредством использования вероятности преодоления или наоборот реализации рисковых событий, представленных в таблице 1.

Известно, что метод  расчета  чистого  приведенного  эффекта  (NPV)  основан  на  сопоставлении  объема   исходных  инвестиций  (IC) в маркетинговую стратегию с общей суммой дисконтированных чистых  поступлений (PV), порождаемых  этого инновационного проекта в течение прогнозируемого срока действия инвестиционного проекта. Оценка  прогнозируемого срока действия инновационного (инвестиционного) проекта может быть  сделана  на  основе  сценария   реализации  проекта  и  прогноза  развития  рыночной  ситуации.

Поскольку  доход  от инновационного проекта распределен во времени,  для обеспечения сравнимости «веса» поступлений в различные  моменты  времени  он  дисконтируется  с  помощью  коэффициента  дисконтирования – r.  Этот  коэффициент  может  устанавливаться финансовым аналитиком  или  инвестором  самостоятельно  исходя  из  ежегодного  процента  возврата, который  он  хочет  или  может  иметь  на  инвестируемый   капитал.

Пусть  делается  прогноз,  что  инвестиция в инновационный проект будет генерировать в течение  k=1,…n,…, N  лет, годовые  доходы  в  размере P1,P2   …, Pk. Определим  PV – величину  дисконтированных  доходов  по  формуле:

k=N

PV  =   Σ  Pk / (1+r)k;

k=1

а  чистый приведенный эффект  с учетом вероятности рыночного успеха инновационного проекта можно найти по  формуле:

k=N

NPVр =  Σ  Pk * Ру / (1+r)k – IC/ Ру

                     k=1

При  принятие решений с использованием этого критерия:

NPV р > 0,  инновационный проект прибыльный, его  следует  принять;

NPV р< 0,  инновационный проект убыточный  и  его  следует отвергнуть;

NPV р= 0,  инновационный проект не  прибыльный и не убыточный.  Такой проект может быть реализована из  других  соображений  (престиж  и  др.).

Приведенные зависимости отражают тот факт, что риск одновременно снижает доход от инновационного проекта и приводит к росту затрат на проект, т.к. часть проектов в рамках инновационной деятельности заканчивается финансовой неудачей (убытком).

NPVр является абсолютным показателем. Но может возникать необходимость в оценке относительного финансового результата инновационного проекта. В этом случае может быть использован  для принятия решений метод  расчета  индекса  рентабельности  инвестиций  с учетом вероятности рыночного успеха инновационного проекта PI р. С учетом риска формула для расчета  этого показателя принимает вид:

                k=N

PIр =  (S Pk / (1+r)k ) * Ру /(Rэ х*IC/ Ру) = PI *Ру2,

                k=1

где:   PIр – индекс рентабельности затрат на реализацию инновационного проекта (инвестиций) с учетом риска рыночного неуспеха;

Pk – доход, генерируемый проектом в k-тый год;

r- коэффициент дисконтирования;

Ру – вероятность успешной реализации инновационного проекта (риск отказа от проекта – интегральный риск  равен  Ри = (1 – Ру);

IC – разовые инвестиции в проект;

Rэ – коэффициент, отражающий относительный уровень расходов на момент установления невозможности реализации или обеспечения прибыльности проекта.

Если: PIр > 1,   то  проект  следует  принять;

PIр < 1,   то  проект  следует  отвергнуть;

PIр = 1,   то  проект  не  прибыльный  и  не  убыточный.

Может быть использован и метод  расчета  нормы  рентабельности  инвестиций (IRRр). Норма  рентабельности  инвестиций   – значение  коэффициента  дисконтирования,  при  котором  NPVр  проекта  равен 0.

IRRр= r,     при  котором       NPVр = f ( r ) = 0.

CC – цена  источника  средств  данного  проекта.

Если:  IRRр > CC,    то  проект  прибыльный  и  его  следует  принять;

IRRр < CC,    то  проект  убыточный  и  его  следует  отвергнуть;

IRRр = CC,    то  проект  не  прибыльный  и  не  убыточный.

Метод  определения  срока  окупаемости  инвестиции  (PPр). Используется  при  краткосрочном  инвестировании. Он  не  учитывает  инфляции.

PPр = n,  при  котором   впервые  выполняется  условие:

   k=n

Σ   Pk * Ру > IC/ Ру;

k=1

Метод  расчета  коэффициента  эффективности  инвестиций  (ARRр) с учетом вероятности успеха инновационного проекта принимает вид:

ARRр = PNр / (1/2 ( ICр – RV ));

PNр = PN*Ру – среднегодовая  прибыль с учетом риска;

PN  - среднегодовая  прибыль;

RV – ликвидационная  (остаточная)  стоимость.

Для  обеспечения положительных финансовых результатов (получения прибыли) инновационного проекта и/или инновационной деятельности необходимо обеспечить достаточно высокий уровень вероятности успешной реализации этих проектов на глобальном рынке. С учетом того, что как показано в настоящей статье такую стратегию характеризует 24 внешних рисковых фактора и 27 внутренних рисковых событий инновационного проекта. Предположим, что для сбалансированности процесса реализации инновационного проекта все вероятности внутренних успешных решений должны быть приблизительно равны. Оценим допустимый уровень этих вероятностей. Вероятность внутреннего успеха инновационного проекта на глобальном рынке  равную 54,55% обеспечивает вероятность успеха по отдельному инновационному решения (представлены в табл. №1) равная 0,98, т.е. 98% . При такой  требуемой вероятности внутреннего успеха специалист – функциональный разработчик товара имеет право на две ошибки из ста случаев (из ста проектов). Таким образом, представленные в настоящей статье модели формализуют связь интеллектуальных и финансовых ресурсов в ходе инновационного проекта. Это позволяет формировать квалификационные требования к участникам инновационных проектов.

Материалы настоящей статьи могут быть полезны в процессе анализа эффективности и оценки финансовых результатов инновационных проектов в машиностроении. Эти формулы позволяют:

- прогнозирование внешних и внутренних рисков инновационного проекта, влияющих на финансовый результат этого проекта;

- осуществлять комплексное прогнозирование финансового результата инновационного проекта (и ее инновационной деятельности в целом) с учетом присущих этим проектам рисков;

- осуществлять мониторинг конкурентной позиции – того положения организации машиностроительной отрасли, которое она занимает на глобальном рынке в своей отрасли в со­ответствии с результатами своей инновационной деятельности и со своими преимуществами и недостатками по сравнению с конкурентами;

- анализировать, исследовать финансовую эффективность инновационной деятельности и оперативно корректировать инновационную работу организации в двух планах:

во-первых, определять тот фактор риска, вследствие действия, которого имеет или не имеет место рыночный успех инновационного проекта;

во-вторых, оперативно направлять или перераспределять денежные средства на совершенствование тех уровней и компонентов товара, которые способны максимально повысить вероятность рыночного успеха и тем самым снизить риск рыночной неудачи инновационного проекта (При этом может использоваться критерий «вероятность достижения уровня конкурентоспособности (по конкретному параметру)/ затраты».);

- управлять разработкой уровней товара в том числе в плане кадровой (квалификационной) политики организации и корпорации в целом, формировать политику научного, интеллектуального обеспечения ее инновационной деятельности;

-управлять внутренними рисками инновационного проекта и инновационной деятельности, состоящей из ряда таких проектов путем перераспределения финансовых ресурсов.

В статье обсуждаются особенности финансового прогнозирования, финансов инновационной деятельности в высокотехнологичном машиностроении с учетом глобализации рынков, источники и специфика проявления рисков в условиях глобального рынка продукции машиностроения. Предложены формулы для прогнозного расчета финансовых результатов инновационного проекта на глобальном рынке с учетом  внешних и внутренних рисков инновационного проекта.


Библиографический список
  1. Глущенко В.В. Введение в кризисологию. Финансовая кризисология. Антикризисное управление. – М.: ИП Глущенко В.В., 2008, – 88 с.
  2. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческих решений. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. – Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1997.- 400 с.
  3. Глущенко И.И. Финансы инновационной деятельности. – М.: ИП Глущенко Валерий Владимирович, 2011. – 116 с.
  4. Глущенко И.И. Методологические особенности финансов инновационной деятельности.- М.: Вестник ГУУ, 2014, № 9,  с.212-216
  5. Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование: Учеб. пособ. -М.: ИНФРА-М, 2001.-240 с.
  6. Холопов А. Глобализация и макроэкономическое равновесие. -М.: Мировая экономика и международные отношения, № 2, 2005, с.15-24
  7. Глущенко В.В. Риски инновационной и инвестиционной деятельности в условиях глобализации. – г. Железнодорожный, МО, ООО  НПЦ  «Крылья», 2006, – 230 с.
  8. Глущенко И.И. Система стратегического управления инновационной деятельностью. – г. Железнодорожный, МО, ООО НПЦ «Крылья», 2006, – 230 с.
  9. Глущенко И.И. Формирование инновационной политики и стратегии предприятия. -  М. : АПК и ППРО, 2009. – 128 с.
  10. Котлер Ф. Основы  маркетинга: Пер. с англ. – М.: «Бизнес-книга», «ИМА-Кросс. Плюс», 1995. – 702 с.
  11. Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. Учебник. – М.: Экономика, 2008. – 575 с.
  12. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Инновационное предпринимательство: рисковая теория фирмы как методическая основа управления рисками инновационных проектов в условиях глобального кризиса. -М.: Экономика и предпринимательство, 2014, № 8,  с.838-844.
  13. Langlois R.N., Cosgel M.M. Frank Knight on risk, uncertainty, and the firm: A new interpretation/ / Economic Inquiry. Vol. XXXI, July 1993, pp. 4560465.
  14. Risk management in the procurement of innovation. Concepts and empirical evidence in the European Union. Expert Group Report. European commission. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2010
  15. Егоров А.Ю., Пилипенко П.П., Снитко Н.О. Методы идентификации рисков инновационного проекта. – М.: Инновации и инвестиции, № 4, 2014, с. 2-6
  16. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Инновационное предпринимательство: рисковая теория фирмы как методическая основа управления рисками инновационных проектов в условиях глобального кризиса. – М.: Экономика и предпринимательство, 2014, № 8, с. 838-844
  17. Глущенко В.В, Глущенко И.И. Оценка финансовых результатов маркетинговой стратегии на глобальном рынке с учетом рисков – М.: Экономический анализ, № 6 (87), 2007, с. 16-25


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Глущенко Валерий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация