СВЯЗЬ ФУНКЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА С УРОВНЯМИ УПРАВЛЕНИЯ

Ермолаева Екатерина Львовна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В статье изучаются функции педагогического менеджмента, как важной части образовательного процесса, необходимого для обеспечения и повышения его эффективности. Дано их объяснение и соотнесение с уровнями и ролями управления.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Жидков А.А., Гордеев К.С., Федосеева Л.А. Связь функций педагогического менеджмента с уровнями управления // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/11/93769 (дата обращения: 19.04.2024).

Одной из главных характеристик педагогического менеджмента являются  его функции, в которых находит свое выражение содержание совокупности конкретных действий, то есть всей управленческой деятельности. Можно сказать, что под функцией подразумевается взаимодействие управляющей системы и объекта, находящегося в управлении, при котором целенаправленность и организованность последнего обеспечивается посредством осуществления системой определенных действий [1, 3].

Анализ теории и практики педагогического менеджмента, позволяет выделить следующие ключевые функции.

1. Планирование или принятие решения (издание распорядительных документов, планов, решений педагогического совета и т.д.).  Эта функция является первой среди всех других, и она выполняется посредством осуществления  основных видов деятельности или мероприятий. При том необходимым является установление конкретных исполнителей и времени с учетом имеющихся для этого возможностей.  Для оказания управленческого воздействия менеджером должно быть принято соответствующее решение, удовлетворяющее существующим требованиям. В соответствии с ними решение должно:

- быть целенаправленным сообразно цели педагогического менеджмента;

- быть однозначным, находящимся в единстве и согласованности со всей совокупностью имеющихся управленческих решений;

- иметь обоснование, ответственного за реализацию адресата, и правовую силу;

- быть конкретным и оптимальным в части сроков и критериев эффективности его;

- иметь актуальность и современность;

- быть целостным, лаконичным и ясно изложенным.

Так, например, планирование занятия – это специфический акт принятия решения по моделированию совместного взаимодействия педагога и обучающихся. Данный этап базируется на таких компонентах учебно-воспитательной деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности студентов, как цель, задачи, принципы, методы, содержание и отведенное на занятие время.  Без прогнозирования планирование является лишь формальным актом [1, 2].

2. Организация исполнения принятых решений и планов:

- ознакомление с ними исполнителя;

- материально-техническое обеспечение их реализации;

- приведение их в единство с установками и мотивами личности исполнителя. Представленная функция основывается на принципах научной организации труда.

3. Мотивация. На каждого субъекта организации накладываются обязанности, сообразно которым они выполняют свою работу. Данная функция существовала во все времена, даже если и не была осознанной. Например, всем известный метод кнута и пряника, или мнение, что при должной оплате люди будут стремиться работать больше. То есть существует зависимость количества труда от количества вознаграждений.

4. Контроль (предварительный, текущий, отсроченный, итоговый). Если первый вид контроля направлен на проверку планов, то другие – на координирование деятельности исполнителей в соответствии с полученной в процессе него информацией, регистрацию результатов деятельности, анализ и оценку ее эффективности. Будучи системообразующим компонентом педагогического менеджмента, контроль является важной функцией, сущность которой состоит в получении и обработке сведений об учебно-воспитательном процессе и принятия в результате управленческого решения. Он состоит из таких методов, как наблюдение, изучение, анализ, диагностика и оценку эффективности работы исполнителей.

В зависимости от функций существуют следующие уровни управления:

- роль главного руководителя, который участвует при необходимости в различных мероприятиях;

- роль лидера, который стимулирует, мотивирует и активизирует подчиненных, осуществляет подбор и расстановку кадров;

- роль связующего звена, при которой полагается ведение переписки, участие в совещаниях с другими сторонами (суть – закрепление внешних контактов);

- приемник информации, находящий нужные сведения из разных источников;

- распространитель информации, доводящий ее до участников организации и других организаций;

- предприниматель, создающий и запускающий проекты по улучшению и модернизации;

- устраняющий нарушения менеджер, вносящий коррективы при проблемах и кризисах;

- распределитель ресурсов – менеджер, ответственный за грамотное использование имеющихся в организации ресурсов, что, по сути, сводится к оценке всех значительных решений;

- ведущий переговоры – тот, на кого ложится представительство организации на переговорах [2, 3].

Таким образом, комплексное осуществление перечисленных функций отражает логическую целостную последовательность управленческих воздействий – каждое решение проходит данные этапы и выступает в качестве завершенного цикла. При этом каждая для осуществления каждой функции существуют свои уровни управления или роли, соответственно, педагогический менеджмент – четко построенный процесс, в котором все элемент связаны друг с другом.


Библиографический список
  1. Базанова, П. С. Образовательный менеджмент: от теории к практике / П. С. Базанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 227-229. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50770/ (дата обращения: 02.11.2020);
  2. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании : учебное пособие / М.А. Гончаров. — 3-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2016. — 476 с.
  3. Рассохин, А. А. Функции и принципы педагогического менеджмента / А. А. Рассохин. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 31-32. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/340/15215/ (дата обращения: 02.11.2020).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ермолаева Екатерина Львовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация